СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже»

Класс:

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Тема: «Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже»

Цель: закрепление знаний обучающихся о правописании падежных окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже.

Задачи:

Образовательные:

-повторить признаки имен существительных в родительном падеже;

- закрепить знания об окончаниях имен существительных множественного числа в родительном падеже;

- формировать умение правильно писать имена существительные множественного числа в родительном падеже

Развивающие:

- развивать у учащихся орфографическую зоркость посредством работы с правилом «Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже»;

- развивать умение выполнять последовательно действия, необходимые для того, чтобы распознавать падежи имён существительных по совокупности его основных признаков

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся аккуратность при оформлении записей в тетради посредством выполнения упражнений.

- воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка посредством упражнений.

Планируемые результаты:

Предметные:

- повторяют признаки имен существительных в родительном падеже;

- закрепляют знания об окончаниях имен существительных множественного числа в родительном падеже;

- умеют правильно писать имена существительные множественного числа в родительном падеже

Метапредметные:

ПУУД: умеют понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблицы;

РУУД: умеют контролировать и оценивать свою деятельность;

КУУД: умеют корректно и аргументированно высказывать свое мнение, проявлять уважительное отношение к

собеседнику при работе в парах.

Личностные:

- аккуратно оформляют записи в тетради посредством выполнения упражнений;

- проявляют познавательный интерес к изучению русского языку посредством упражнений

Оборудование:

Для учителя: интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, доска, учебник (В.П. Канакина, 4 класс, 1 часть, с.116)

Для учащихся: тетрадь, учебник, линейка, пенал, карточки с заданиями, сигнальные карточки.

План урока: 45 мин

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и умений – 7 мин.

3. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока – 2 мин.

4. Закрепление

- в знакомой ситуации (типовые задания) – 15 мин.

- в измененной ситуации (конструктивные задания) – 10 мин.

5. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) – 5 мин.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 2 мин.

7. Подведение итогов (рефлексия содержания урока). Рефлексия учебной деятельности – 3 мин.

Ход урока

Этап

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, формы, средства

Орг. Момент

Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Алина Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, тетрадь, пенал и карточки с заданиями. Все лишнее уберите в портфель.

Приветствуют учителя

Записывают сегодняшнее число, классная работа.

Форма: фронтальная

Методы: беседа

Средства: речь учителя, речь учащихся

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и умений

Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Начнем урок с повторения. Ведь именное повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Прочитайте, предложения, и скажите, правильно ли я написала эти предложения?

1. В детском саду много воспитателев. 2. На парковке нет местов. 3. Мы приехали смотреть на лощадев.

- Что не так с этими предложениями?

- Как вы считаете, как должны быть написаны эти предложения на самом деле?

- Давайте все вместе разберем эти предложения.

- В первом предложении, в каком слове я допустила ошибку?

- Определите падеж у ИС. Задайте вопрос от главного слова к зависимому.

- Какое число ?

- Какое склонение?

- Прочитайте первое предложение уже в исправленном варианте.

- Разбираем второе предложение. В каком слове я допустила ошибку?

- Определите падеж у ИС. Задайте вопрос от главного слова к зависимому.

- какое число?

- Какое склонение?

- Прочитайте это предложение уже в исправленном варианте.

- Разбираем третье предложение. Где я допустила ошибку?

- Определите падеж у ИС. Задайте вопрос от главного слова к зависимому.

- какое число?

- Какое склонение?

- Прочитайте это предложение уже в исправленном варианте.

- Молодцы, ребята.

- Почему же у нас падеж одинаковый, а окончания почему-то разные, и еще и не правильные.

- Для чего нам надо знать окончания имен сущ.?

Давайте с вами вспомним, что вы проходили на прошлом уроке?

- откроем учебник на странице 135 и посмотри на таблицу.

- Назовите имена сущ. Из таблицы, у которых нулевое окончание. Окончания –ов, -ев. Окончания –ей.

Давайте приведем примеры слов, имеющие такие же окончания.

-открывают тетради, записывают число, классная работа





Нет, не правильно

Имена сущ.

У имен сущ. Не правильные окончания





Воспитателев, должно быть воспитателей

Р.п.

Мн.ч.

2 скл.



Местов




Р.п

Мн.ч.

2 скл.



Лощадев

Р.п.

Мн.ч.

3 скл.









Чтобы правильно и грамотно говорить и писать






Машин, газет, детей(1скл)

(стульев, карандашей, муравьев, мест 2скл)

(костей, дочерей, путей 3скл)


Форма: фронтальная

Методы: беседа, объяснение, демонстрация

Средства: речь учителя, речь учащихся, компьютер, проектор, презентация, тетрадь учащихся, учебная доска, таблица.

3. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Определить целевые установки урока.

- Кто из вас догадался, какая будет тема нашего урока?

- Тема нашего урока «Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже».

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Будем правильно употреблять в устной и письменной речи имена сущ. Во мн.ч. в р.п.


Падежные окончания ИС мн.ч. в р.п.

Изменять слова, образовывать



Форма: фронтальная

Методы: беседа

Средства: речь учителя, речь учащихся

4 Закрепление

- в знакомой ситуации (типовые задания)

- в измененной ситуации (конструктивные задания)

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения как в знакомой, так и измененной ситуации.

Установить степень правильности и осознанности усвоения нового материала, выявить неверные представления, произвести их коррекцию.

В знакомой ситуации

- Откройте, пожалуйста, ваши учебники на стр. 136. Для того, чтобы проверить ваши знания по множественным окончаниям имен существительных в родительном падеже, выполним упражнение 261. Прочитайте, пожалуйста, задание к этому упражнению.

- Как вы поняли, что нужно сделать?

- Давайте посмотрим на пример.

Учителя – это Им.п., определяем склонение, ставим слово в н.ф. – учитель, м.р., нулевое окончание, 2 склонение. Задаем вопрос нет кого? – учителей, окончание –ей, выделяем.

Давайте первую группу слов образуем устно, а вторую уже запишем.

Начинаем с первой группы слов по цепочке с первого ряда. Объясняем подробно. (Водители – водителей, токари – токарей, слесари – слесарей, сторожа – сторожей, товарищи – товарищей, приятели – приятелей, библиотекари – библиотекарей.)

- Приступаем к второй группе слов. Будем выходить к доске по цепочке и объяснять по одному слову. Начнем со второго ряда.

(Спектакли – спектаклей, автомобили – автомобилей, карандаши – карандашей, мысли – мыслей, шалости – шалостей, кровати – кроватей.)

(определить значение слов токари, слесари)

- Ребята, а кто же такие токари?

Токарь – это рабочий, который с помощью токарного станка превращает необработанные бесформенные заготовки в различные детали из дерева, металла, пластика и т.д.

- А слесари что делают?

Слесарь – это рабочая профессия, связанная с установкой и ремонтом различного оборудования.

- Ребята, давайте посмотрим на страницу 137 и выполним упр. 264. Записываем в тетрадях упр. 264.

- Прочитайте задание, что нам нужно сделать?

- выполнять будем также по цепочке выходить к доске и записывать. Начнем с третьего ряда.

Пять килограмм это в И.п. а в Р.п. будет – пять килограммов. Выделяем окончание.

(Килограмм яблок, килограмм лимонов, пара чулок, пара носков, много мест, две пары сапог, несколько полотенец, пара туфель, нет мандаринов, подвиг солдат.)

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо сесть.

В измененной ситуации


- Поднимите руку кто видел газету?

- (показываю газету) Вот, ребята, если кто то не видел газету.

- А вы знаете что такое стенная газета? Посмотрите на доску. (На слайде фото стенной газеты)

Стенная газета – это такая газета, которая делается своими руками, для конкретных целей, обычно посвящается праздникам или текущим событиям.

- Ребята, поставьте ударение в этом слове.

- Где в слове «опасное» место?

- Да, действительно «опасное» место находится в корне слова.

- Назовите орфограмму, которую нельзя проверить?

В случае затруднение, попросить ребят произнеси это слово еще раз и послушать если безударные гласные.

- Верно, «безударный гласный в корне слова».

- Где мы с вами можем посмотреть, какую букву нам надо писать в слове «газета»?

- В учебник на стр. 137, после упражнения, посмотрите, какую букву нам нужно написать на месте пропуска.

- Откройте, пожалуйста, свои словарики, и запишите слово «газета» в свой словарик.


- Ребята, посмотрим на упражнение 262. Давайте прочитаем стихотворение, изменяя существительные в скобках на сущ. Р.п. и мн.ч.

- Кто хочет прочитать? Читаем выразительно и громко.

- Почему вы улыбнулись?


В тетрадях запишите упр. 262.

Посмотрите на стихотворение, давайте найдем и прочитаем объявление. В тетрадях записываем только объявление, изменяя сущ. В р.п. мн.ч. записываем самостоятельно.

- Посмотрите на доску и проверьте, правильно вы записали или нет. Выделите окончания у слов сквозняков и ребят.

- Ребята, давайте порассуждаем.

- А вы читали когда-нибудь газеты? Как вы думаете, какие объявления могут быть в газете? На какую тему могли бы быть объявления в классной стенной газете? В школьной?


Открывают учебники

















Форма: фронтальная

Методы: беседа, объяснение, работа с книгой, работа с упражнениями.

Средства: речь учителя, речь учащихся, учебник, тетрадь учащихся, словарик детей, учебная доска, рисунок, карточки с буквами, конверты.

5. Самостоятельная работа

Установить степень правильности и осознанности усвоения нового материала

- Ребята, закройте учебники. У вас на партах лежат карточки. На этих карточках вам нужно выполнить задание. Вам нужно: образовать слова родительного падежа множественного числа данных имен существительных. И выделить окончания у слов. Карточку обязательно подпишите. Напишите свою фамилию и имя.

Карточки будут по вариантам (1, 2). Когда все сделаете, карточку сдаете мне на проверку.

1 ВАРИАНТ

Фамилия, имя_______________________

Образуйте слова родительного падежа множественного числа данных имен существительных. Выделите окончания.

Полотенце –

Солдат –

Птица –

Облако –


2 ВАРИАНТ

Фамилия, имя_______________________

Образуйте слова родительного падежа множественного числа данных имен существительных. Выделите окончания.

Болото –

Платье –

Поле –

Стекло-


-слушают учителя, выполняют задание на карточках

Форма: фронтальная, индивидуальная

Методы: объяснение

Средства: речь учителя, речь учащихся

6. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Обеспечить понимание содержания домашнего задания и способов его выполнения

- Ребята, вашим домашним заданием будет упр. 176, 178 в тетради на печатной основе.

- в упр. 176 нужно записать имена существительные в родительном падеже, множественном числе вместе с одним из выделенных слов. В упр. 178 нужно составить словосочетания из имени числительного и имен сущ. В Р.п. мн.ч. и записать составленные словосочетания.

-слушают учителя

Форма: фронтальная

Методы: беседа, объяснение

Средства: речь учителя, речь учащихся, ученик, тетрадь на печатной основе

7. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности

Организовать анализ и оценку содержания урока, качества работы на уроке, успешности достижения цели

- Какая тема урока была у нас сегодня на уроке?

- какие окончания могут быть у имен существительных в форме множественного числа в родительном падеже?

- Посмотрите на доску

(килограмм – много …)

Я буду говорить слова, а вам нужно будет слова, а вы используя слово «много» ставьте их в правильную форму р.п. мн.ч.

(килограмм, яблоко, полотенце, апельсин, календарь, место, сапог, туфля)

-Ребята, я очень довольна вами, потому что вы хорошо поработали сегодня на уроке! А довольны ли вы своей работой? Поднимите правую руку, если довольны. Поднимите левую руку, если не довольны своей работой на уроке.

-Почему не довольны?

- Урок окончен! Можете готовиться к следующему уроку.

Падежные окончания имен сущ. Мн.ч. в Р.п.

Нулевое, ей,ов, ев



Килограммов, яблок, полотенец, апельсинов, календарей, мест, сапог, туфель




-оценивают свою деятельность на уроке

Форма: фронтальная

Методы: беседа, демонстрация

Средства: ТСО, презентация к уроку, речь учителя, речь учащихся.


1 ВАРИАНТ

Фамилия, имя_______________________

Образуйте слова родительного падежа множественного числа данных имен существительных. Выделите окончания.

Полотенце –

Солдат –

Птица –

Облако –

2 ВАРИАНТ

Фамилия, имя_______________________

Образуйте слова родительного падежа множественного числа данных имен существительных. Выделите окончания.

Болото –

Платье –

Поле –

Стекло-



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!