2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и умений | Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий. | - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Начнем урок с повторения. Ведь именное повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка. - Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Прочитайте, предложения, и скажите, правильно ли я написала эти предложения? 1. В детском саду много воспитателев. 2. На парковке нет местов. 3. Мы приехали смотреть на лощадев. - Что не так с этими предложениями? - Как вы считаете, как должны быть написаны эти предложения на самом деле? - Давайте все вместе разберем эти предложения. - В первом предложении, в каком слове я допустила ошибку? - Определите падеж у ИС. Задайте вопрос от главного слова к зависимому. - Какое число ? - Какое склонение? - Прочитайте первое предложение уже в исправленном варианте. - Разбираем второе предложение. В каком слове я допустила ошибку? - Определите падеж у ИС. Задайте вопрос от главного слова к зависимому. - какое число? - Какое склонение? - Прочитайте это предложение уже в исправленном варианте. - Разбираем третье предложение. Где я допустила ошибку? - Определите падеж у ИС. Задайте вопрос от главного слова к зависимому. - какое число? - Какое склонение? - Прочитайте это предложение уже в исправленном варианте. - Молодцы, ребята. - Почему же у нас падеж одинаковый, а окончания почему-то разные, и еще и не правильные. - Для чего нам надо знать окончания имен сущ.? Давайте с вами вспомним, что вы проходили на прошлом уроке? - откроем учебник на странице 135 и посмотри на таблицу. - Назовите имена сущ. Из таблицы, у которых нулевое окончание. Окончания –ов, -ев. Окончания –ей. Давайте приведем примеры слов, имеющие такие же окончания. | -открывают тетради, записывают число, классная работа Нет, не правильно Имена сущ. У имен сущ. Не правильные окончания Воспитателев, должно быть воспитателей Р.п. Мн.ч. 2 скл. Местов Р.п Мн.ч. 2 скл. Лощадев Р.п. Мн.ч. 3 скл. Чтобы правильно и грамотно говорить и писать Машин, газет, детей(1скл) (стульев, карандашей, муравьев, мест 2скл) (костей, дочерей, путей 3скл) | Форма: фронтальная Методы: беседа, объяснение, демонстрация Средства: речь учителя, речь учащихся, компьютер, проектор, презентация, тетрадь учащихся, учебная доска, таблица. |
4 Закрепление - в знакомой ситуации (типовые задания) - в измененной ситуации (конструктивные задания) | Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения как в знакомой, так и измененной ситуации. Установить степень правильности и осознанности усвоения нового материала, выявить неверные представления, произвести их коррекцию. | В знакомой ситуации - Откройте, пожалуйста, ваши учебники на стр. 136. Для того, чтобы проверить ваши знания по множественным окончаниям имен существительных в родительном падеже, выполним упражнение 261. Прочитайте, пожалуйста, задание к этому упражнению. - Как вы поняли, что нужно сделать? - Давайте посмотрим на пример. Учителя – это Им.п., определяем склонение, ставим слово в н.ф. – учитель, м.р., нулевое окончание, 2 склонение. Задаем вопрос нет кого? – учителей, окончание –ей, выделяем. Давайте первую группу слов образуем устно, а вторую уже запишем. Начинаем с первой группы слов по цепочке с первого ряда. Объясняем подробно. (Водители – водителей, токари – токарей, слесари – слесарей, сторожа – сторожей, товарищи – товарищей, приятели – приятелей, библиотекари – библиотекарей.) - Приступаем к второй группе слов. Будем выходить к доске по цепочке и объяснять по одному слову. Начнем со второго ряда. (Спектакли – спектаклей, автомобили – автомобилей, карандаши – карандашей, мысли – мыслей, шалости – шалостей, кровати – кроватей.) (определить значение слов токари, слесари) - Ребята, а кто же такие токари? Токарь – это рабочий, который с помощью токарного станка превращает необработанные бесформенные заготовки в различные детали из дерева, металла, пластика и т.д. - А слесари что делают? Слесарь – это рабочая профессия, связанная с установкой и ремонтом различного оборудования. - Ребята, давайте посмотрим на страницу 137 и выполним упр. 264. Записываем в тетрадях упр. 264. - Прочитайте задание, что нам нужно сделать? - выполнять будем также по цепочке выходить к доске и записывать. Начнем с третьего ряда. Пять килограмм это в И.п. а в Р.п. будет – пять килограммов. Выделяем окончание. (Килограмм яблок, килограмм лимонов, пара чулок, пара носков, много мест, две пары сапог, несколько полотенец, пара туфель, нет мандаринов, подвиг солдат.) Физкультминутка Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать И на место тихо сесть. В измененной ситуации - Поднимите руку кто видел газету? - (показываю газету) Вот, ребята, если кто то не видел газету. - А вы знаете что такое стенная газета? Посмотрите на доску. (На слайде фото стенной газеты) Стенная газета – это такая газета, которая делается своими руками, для конкретных целей, обычно посвящается праздникам или текущим событиям. - Ребята, поставьте ударение в этом слове. - Где в слове «опасное» место? - Да, действительно «опасное» место находится в корне слова. - Назовите орфограмму, которую нельзя проверить? В случае затруднение, попросить ребят произнеси это слово еще раз и послушать если безударные гласные. - Верно, «безударный гласный в корне слова». - Где мы с вами можем посмотреть, какую букву нам надо писать в слове «газета»? - В учебник на стр. 137, после упражнения, посмотрите, какую букву нам нужно написать на месте пропуска. - Откройте, пожалуйста, свои словарики, и запишите слово «газета» в свой словарик. - Ребята, посмотрим на упражнение 262. Давайте прочитаем стихотворение, изменяя существительные в скобках на сущ. Р.п. и мн.ч. - Кто хочет прочитать? Читаем выразительно и громко. - Почему вы улыбнулись? В тетрадях запишите упр. 262. Посмотрите на стихотворение, давайте найдем и прочитаем объявление. В тетрадях записываем только объявление, изменяя сущ. В р.п. мн.ч. записываем самостоятельно. - Посмотрите на доску и проверьте, правильно вы записали или нет. Выделите окончания у слов сквозняков и ребят. - Ребята, давайте порассуждаем. - А вы читали когда-нибудь газеты? Как вы думаете, какие объявления могут быть в газете? На какую тему могли бы быть объявления в классной стенной газете? В школьной? | Открывают учебники | Форма: фронтальная Методы: беседа, объяснение, работа с книгой, работа с упражнениями. Средства: речь учителя, речь учащихся, учебник, тетрадь учащихся, словарик детей, учебная доска, рисунок, карточки с буквами, конверты. |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности | Организовать анализ и оценку содержания урока, качества работы на уроке, успешности достижения цели | - Какая тема урока была у нас сегодня на уроке? - какие окончания могут быть у имен существительных в форме множественного числа в родительном падеже? - Посмотрите на доску (килограмм – много …) Я буду говорить слова, а вам нужно будет слова, а вы используя слово «много» ставьте их в правильную форму р.п. мн.ч. (килограмм, яблоко, полотенце, апельсин, календарь, место, сапог, туфля) -Ребята, я очень довольна вами, потому что вы хорошо поработали сегодня на уроке! А довольны ли вы своей работой? Поднимите правую руку, если довольны. Поднимите левую руку, если не довольны своей работой на уроке. -Почему не довольны? - Урок окончен! Можете готовиться к следующему уроку. | Падежные окончания имен сущ. Мн.ч. в Р.п. Нулевое, ей,ов, ев Килограммов, яблок, полотенец, апельсинов, календарей, мест, сапог, туфель -оценивают свою деятельность на уроке | Форма: фронтальная Методы: беседа, демонстрация Средства: ТСО, презентация к уроку, речь учителя, речь учащихся. |