Создание мотивационной основы учебной деятельности Работа с предложением: ( в парах) Ребята развесили кормушки на ветвях берез…, дуб…, ел… и насыпали туда несколько грамм… ягод…. - найти грамматическую основу предложения; - дать характеристику предложения; - дописать окончания имен существительных; | Работают в парах. Выполняют разбор предложения. Испытывают затруднение в выборе правильного ответа в определении окончания. |
Выявление сути затруднения Предлагает учащимся выявить, что общего и в чем различие у всех этих слов, написание которых вызвало затруднение или оказалось различным. -В чем же затруднение? - Как вы думаете: какова тема нашего урока? - Что вы узнаете и чему научитесь на уроке? - Прочитайте слова. По какому признаку они записаны в три столбика? птица море ночь зима солдат площадь улица дерево мышь юноша снег дочь - Запишите существительные в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончание. - Давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд) - Заполните таблицу. - Проверим таблицу по учебнику. ( с. 135) - Какова цель предстоящей работы? - Чтобы правильно писать окончания имен существительных во множественном числе необходимо составить алгоритм. | Определяют часть речи, число и падеж данных слов. Выявляют общее (все слова – существительные множественного числа, родительного падежа) Различие – род Мы не знаем, как писать окончания существительных в родительном падеже множественного числа существительных среднего, женского и мужского рода. Родительный падеж существительных множественного числа. Сегодня мы узнаем, какие окончания пишутся у существительных родительного падежа во множественном числе, будем учиться писать окончания и употреблять эти существительные в речи. 1-е, 2-е, 3-е склонение птиц морей ночей зим солдат площадей улиц деревьев мышей юношей снегов дочерей | 1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. | Р. п. мн. ч. | -ей нул. | -ей -ов нул. | -ей | Научиться правильно образовывать и употреблять в речи и на письме имена существительные множественного числа в родительном падеже. Определить грамматические признаки имен существительных (род, число, падеж). Написать окончание в соответствии с правилом или проверить по словарю. |
Работа с учебником. Выполнить упражнения 258, 259. (Коллективно у доски) Аналитический практикум «Словообразование». Работа в парах. - Запишите словосочетания, употребив существительные в скобках в форме родительного падежа множественного числа: Стая (голуби), лезвия (ножи), крем для (торты), десять (апельсины), стволы (березы), пять (места), чехлы от (кресла), пара (сапоги), нет (носки), рота (солдаты). Творческая работа «Супермаркет». Работа в группах. - Составьте текст о покупках в супермаркете, используя изученное правило, правильно употребив в речи формы множественного числа родительного падежа имен существительных. В овощном отделе мы купили __килограмм…. помидор…., __килограмм… апельсин….. В молочном отделе __грамм…. сыра, ___ пакет…. молока… | Выделяют окончания имен существительных в форме родительного падежа множественного числа. Образуют по образцу форму родительного падежа множественного числа данных имен существительных. Работают в парах, указывают род, склонение и падеж существительных, выделяют окончание. Проверяют по таблице окончаний. Составляют текст по опорным фразам или словам. Осуществляют взаимопроверку |
Рефлексия относительно достижения результата. Сформулируйте правило написания окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа. Рефлексия относительно способов учебной деятельности. Что помогло найти ответы на вопросы? С какими трудностями столкнулись? Чему научились на уроке, и как пригодится полученный опыт? Рефлексия относительно мотивов деятельности. Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание. - Предлагаю вам задания двух уровней: 1 уровень (средней сложности) Напиши существительные в родительном падеже . На улицах (города), приготовил для (братья), добрался до(огороды),убежал от (звери), порывы (ветры). 2 уровень (повышенной сложности) Найди ошибки в написании окончаний имён существительных, спиши , исправив ошибки. У акулы много зуб, варенье из яблоков, купил пару сапогов, салат из помидор, небо без облаков, у рыбы не зуб, на полке много ботинков. | Отвечают на вопросы учителя. Делятся впечатлениями, обсуждают, как пригодится в жизни изученное правило. Я активно участвовал в выполнении заданий. При разногласиях я объяснял свое мнение. Я хорошо справился со своей частью работы. |