СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«« Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных»»

Конспект урока по русскому языку в 4 «Д» классе

учителя Бункус Л.А.

Тема: « Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных»

Цель урока: знакомство с таблицей падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения единственного числа и способами проверки безударных падежных окончаний имён существительных

Формируемые УУД:

  • познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, синтез;

  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • регулятивные: постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, оценивание качества и уровня усвоения материала;

  • личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал на карточках для работы в парах, карточки с дифференцированными заданиями для работы в группах, сигнальные карточки, конверты с заданиями

Ход урока

I Орг.момент

Игровое приветствие “Здравствуйте!”

Сегодняшний урок я хочу начать с восточной мудрости.
          « Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, придумал каверзный вопрос. Он поймал бабочку, спрятал ее в кулаке и спросил у первого мудреца: «Живая она, или мертвая?» А сам подумал, если скажет: «Живая», сожму руку и она умрет. Если скажет: «Мертвая»- выпущу и она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она, или мертвая?» ответил: « Все в твоих руках». 
У.-  Ребята и вы пожмите друг другу  руки, улыбнитесь. Все в ваших руках.  

Поэтому давайте хорошо настроимся на работу, приведем ум в порядок. Пожелайте друг другу удачи! ( Хлопаем в ладони друг друга с соседом по парте)

Словарно-орфографическая работа + Актуализация знаний

Предлагаю вам зашифрованные слова. Попробуйте их разгадать:

НАЛП…, СИНР…КА, БЛ…ЯКО, ПОРТ…,РОД…Н, Т…РЕСИН, ПЛЁЦ…НОК, Р…САД, ШЁЛ…П

подсказки: синоним слова увлечение, почтальон как доставляет письма

(Пенал, росинка, яблоко, топор, народ, интерес, цыплёнок, адрес, пошёл)

- Подумайте и назовите слово, которое по-вашему мнению «лишнее». Обоснуйте ответ.

- А на какие группы можно разделить оставшиеся слова.

( группа существительных женского, мужского, среднего родов. )

Назовите существительные 1 склонения, 2, 3….

С орфографической точки зрения?

( безударные гласные проверяемые и непроверямые)

----А теперь открыли тетради пишем сегодняшнее число, классная работа и на 3 строке слова только 2 склонения.

-----Вы говорите я пишу

---Но для начала вспомним как мы сидим за партой.

Д: Пенал, яблоко, топор, народ, интерес, цыплёнок, адрес.

Подчеркните орфограммы

Подчеркните самое красиво написанное слово

- --Соедините первые буквы имён существительных 2 склонения по порядку их написания.

--- Какое слово получилось? ПЯТНИЦА

Напишите рядом с последним словом.

- ---Охарактеризуйте это слово

Д: Сущ., ж.р., 1 скл

---Кто разберет по частям?

----Дайте характеристику 1 звуку?

II Актуализация знаний

- Какую «крылатую» фразу вы знаете со словом ПЯТНИЦА?

-Когда так говорят?

Д: Когда человек часто меняет своё решение

Семь пятниц на недел…

- Всё ли написано на доске?

Д: Нет, в последнем слове нет окончания.

А в какой части слова пропущена буква? Поставьте ударение?

Заметьте окончание ударное или безударное?

А какую букву напишете в окончании? Точно, а может и?

Какое правило говорит о том что нужно писать в окончании именно эту букву?

Вы знаете пишется в окончании какая буква, но не знаете почему?

Мнения разделились. Почему вы думаете по разному?

( не знаем почему пишется е)

А давайте продолжим этот ряд около недел..

К недел….

О недел…

Поставьте ударении? Окончание какое? Какое окончание напишете?

Вот в русском языке встречаются слова с безударным окончанием, когда нам приходится сомневаться.

Какова наша цель? Научиться правильно писать безударные окончания.

Мы постараемся узнать как правильно пишется безударные окончания.

Какие будут предложения?

III. Постановка учебной цели

- Правописание падежных окончаний имён существительных

Я предлагаю вам подсказку

На доске вы видите 2 группы слов

По руке, из избушк…

На плече, на праздник…

В ночи, в постел…

Поставьте ударения в во 2 группу слов ? Определите склонение.

Чем отличается 1 группа от 2 группы слов? ( в 1ок ончание ударное, во 2 безударное)

А чем он похожи ( эти существительные в различных падежах, одинаковое склонение? Что общего у существительных 1 строки? ( одинаковый предлог, в одном падеже)

Используя 1 группу слов мы можем найти ответ на наш вопрос.

(Одинаковое склонение , значит 2 группа будет такое же окончание что и первая с ударным окончанием)

Нам помогут слова того же склонения, но с ударным окончанием…

Посмотрите на существительные, какие окончания напишете?

(Чтобы правильно писать безударные падежные окончания имён существительных

Поставить существительное в начальную форму

Выделить окончание.

Определить тип склонения.

Подобрать слово-помощник и ставить его ту же форму: рука – руки и пишем такое же окончание, какое у слова Вспомнить, какое окончание имеет существительное этого склонения в данном падеже.

Нам помогают слова того же склонения, но с ударным окончанием.

Слова –помощники 1 склонения рука

2 склонения плечо

3 скл. ночь

А теперь возвращаемся к нашим словам с безударным окончание и узнаем какая буква пишется в окончании

Семь пятниц на недели. Неделя 1 скл. Поможет нам слово рука. На руке, значит пишем букву е около недел.. около руки.Окончание и

К неделе….к руке

О недел е о руке

Слова-помощники пусть будут перед вашими глазми.

ФИЗМИНУТКА

Раз. Два с места встали

Руки к небу мы подняли

Подтянулись, как котята,
И попрыгали зайчата.

Мы как птички полетели,

И на место дружно сели

IV. Сообщение темы, целей урока, мотивация деятельности учащихся.

Учитель: - Для чего необходимо уметь определять склонение и падеж существительных?

Дети: - Чтобы правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.

Вот теперь и поупражняемся у доски

Д: Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения

- Как же проверить букву безударного гласного звука в окончании имени существительного?

А теперь делимся на группы. Какие правила нужно соблюдать при работе в группе? Дружно работать, советоваться.

Ваша задача соедините карточки так, чтобы можно было из них составить словосочетания, изменяя окончания имен существительных. Разрезные карточки они клеят на альбоиный лист

плыть

без

дочь

Встретился

по

институт

выйти

в

река

учиться

с

шапка

Проверим работу. Из каждой группы выходит один выступающий и читает получившиеся словосочетания.

Плыть по реке (1 скл., Д.п)

Встретиться с дочерью ( 3 скл. Т.п.)

Выйти без шапки ( 1 скл., Р.п)

Учиться в институте. ( 2 скл., П.п).

Работа по учебнику. Нашли в учебнике стр. 20, упражнение 187. Потренируемся в использовании алгоритма. Комментированное письмо

Выполняем 188 упражнение. Делаем взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища.

V.Работа в группах.

1-я группа: Вставить пропущенные окончания, определить склонение и падеж.

Свернул к речк…
помог старушк…
скрипит на дерев…
махал флажк…
рисунок на ткан…

2-я группа: Найдите им. существительные с окончанием -е.

Написал в тетрад…, играл на площадк…, кружились в воздух…, шли к берёзк…, подбежал к пристан…, найти на дорог…, пошёл по троп… .

3-я группа: Запишите каждое слово в Р. п., Д. П., П. п.

пустыня, стакан, ладонь.

Открываем конверты и выполняем работу по карточкам.

 У вас карточка со словами:

На двор.., до рощ.., из шерст.., до пристан.., в неб.., в лагер.., вдоль дорог.., на лошад.., на макушк.., к сирен.., на лодк.., до деревн.. .

Вы должны поместить карточку в свой домик.

1 скл.  2 скл.  3 скл.

(Проверка. Представитель каждой группы объясняет задание)

VI. Рефлексия.

А сейчас проверим как вы запомнили слова-помощники. Я называю существительные с безударным окончанием, а вы слово- помощник.

- Помним,что у каждого склонения свой помощник, да?

На постели, возле тополя, к сирени, от ветки, к ветке, на площадке, по головке, на ладони, над тучей, о писателе, для осени, по Волге, на моркови, к мыши, снегом, на вершине, к дяде, в деревне, от площади.

- Над чем работали на уроке?

Как пишутся ударные и безударные окончания существительных одного склонения? ( одинаково)

- Добились ли поставленной цели?

- Какое задание у вас вызвало интерес?

- Кто ещё из вас сомневается или затрудняется при написании безударных окончаний имён существительных?

- Каково ваше отношение к уроку?

- Какое важное умение вы закрепили на уроке?

- С каким настроением его закончили?

- Какой совет вы можете дать тем ученикам, которые допускают ошибки

Повторим алгоритм проверки безударных окончаний имени существительного.

Выставление оценок за урок
VII. Дом. задание: 

Повторить таблицу окончаний на с.102 учебника, выполнить упр. 183

Наш урок подошёл к концу.

Спасибо за внимание!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!