СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пакет контрольно-измерительных материалов для итоговой формы аттестации

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа промежуточной аттестации разработана по учебной дисциплине «Дискретная математика», принадлежащей к циклу математических и общих естественнонаучных дисциплин, для обучающихся по специальности 09.05.02 «Прикладная информатика (по отраслям)».

Форма проведения экзамена – ответы на теоретические вопросы и выполнение практических заданий.

Просмотр содержимого документа
«Пакет контрольно-измерительных материалов для итоговой формы аттестации»

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Никиты Акинфиевича Демидова»

(ГАПОУ СО «НТГПК им. Н.А. Демидова»)







СОГЛАСОВАНО

Председатель ПЦК

__________ Я.О. Полякова

«___»__________________

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР

__________О.А.Фищукова

«___»__________________


Пакет контрольно-измерительных материалов для итоговой формы аттестации (в форме экзамена) по дисциплине

«Дискретная математика»

для студентов очного отделения специальности

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

Разработчик: Л.М. Авсеенко

г. Нижний Тагил

2017г.

Пояснительная записка

Программа промежуточной аттестации разработана по учебной дисциплине «Дискретная математика», принадлежащей к циклу математических и общих естественнонаучных дисциплин, для обучающихся по специальности 09.05.02 «Прикладная информатика (по отраслям)».

Форма проведения экзамена – ответы на теоретические вопросы и выполнение практических заданий.

Цель промежуточной аттестации: оценка у обучающихся уровня сформированности общих и профессиональных компетенций, складывающихся из соответствующих знаний и умений по дисциплине «Дискретная математика»

уметь:

  • применять методы дискретной математики;

  • строить таблицы истинности для формул логики;

  • представлять булевы функции в виде формул заданного типа;

  • выполнять операции над множествами, применять аппарат теории множеств для решения задач;

  • выполнять операции над предикатами;

  • исследовать бинарные отношения на заданные свойства;

  • выполнять операции над отображениями и подстановками;

  • выполнять операции в алгебре вычетов;

  • применять простейшие криптографические шифры для шифрования текстов;

  • генерировать основные комбинаторные объекты;

  • находить характеристики графов;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • логические операции, формулы логики, законы алгебры логики;

  • основные классы функций, полноту множеств функций, теорему Поста;

  • основные понятия теории множеств, теоретико-множественные операции и их связь с логическими операциями;

  • логику предикатов, бинарные отношения и их виды;

  • элементы теории отображений и алгебры подстановок;

  • основы алгебры вычетов и их приложение к простейшим криптографическим шифрам;

  • метод математической индукции;

  • алгоритмическое перечисление основных комбинаторных объектов;

  • основы теории графов;

  • элементы теории автоматов.

Оценка за экзамен определяется по результатам ответа на теоретический вопрос и выполнения пяти практических заданий, равноценных по уровню сложности. Подготовка к ответу на вопрос и выполнение практических заданий рассчитана на 120 минут. Отметка за экзамен выставляется как интегрированная за устный ответ и за практическую работу.

Критерии оценивания устного ответа на экзамене

Оценка «5» («отлично») соответствует следующей качественной характеристике: «изложено правильное понимание вопроса и дан исчерпывающий на него ответ, содержание раскрыто полно, профессионально, грамотно». Выставляется студенту

  • усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;

  • обнаружившему всестороннее систематическое знание учебно-программного материала, четко и самостоятельно (без наводящих вопросов) отвечающему на вопрос билета.

Оценка «4» («хорошо») соответствует следующей качественной характеристике: «изложено правильное понимание вопроса, дано достаточно подробное описание предмета ответа, приведены и раскрыты в тезисной форме основные понятия, относящиеся к предмету ответа, ошибочных положений нет». Выставляется студенту,

  • обнаружившему полное знание учебно-программного материала, грамотно и по существу отвечающему на вопрос билета и не допускающему при этом существенных неточностей;

  • показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности.

Оценка «3» («удовлетворительно») выставляется студенту,

  • обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой;

  • допустившему неточности в ответе и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающими необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «2» («неудовлетворительно») выставляется студенту,

  • обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий;

  • давшему ответ, который не соответствует вопросу экзаменационного билета.

Практическая работа, состоящая из пяти равноценных заданий, оценивается по количеству выполненных заданий

Максимальное количество баллов – 15. Итоговая оценка выставляется в соответствии со шкалой: 15-12 баллов – отлично; 11-9 баллов – хорошо; 8-7 баллов – удовлетворительно; 6 и менее баллов – неудовлетворительно. Подведение итогов экзамена и выставление итоговой оценки осуществляется в оценочном листе. Текущая успеваемость и результаты внеаудиторной самостоятельной работы оцениваются от 0 до 5 баллов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА»

Вопросы теоретической части

  1. Предмет дискретной математики. Множества, способы их задания. Операции над множествами. Диаграммы Вена. Примеры.

  2. Отношения на множествах. Унарные и бинарные отношения. Основные свойства бинарных отношений. Примеры.

  3. Отношения эквивалентности и порядка на множествах. Примеры.

  4. Булевы функции, табличное их задание, задание в векторной форме. Число БФ от n переменных.

  5. Существенность переменных БФ. Критерий существенности. Равенство БФ. Примеры.

  6. Аналитическое представление БФ, операция суперпозиции. Представимость над множеством БФ.

  7. Понятие логической формулы. Строгое определение класса ЛФ на языке БНФ.

  8. Понятие о СДНФ и СКНФ. Разложение функции в СДНФ.

  9. Понятие о полноте классов БФ. Примеры полных и неполных классов. Полнота класса {or, and, not}.

  10. Теорема о сводимости и её применение для доказательства полноты систем {not, or}, {not, and}, {0, -}.

  11. Полнота системы {+, ., 1}. Разложение БФ в полином Жегалкина.

  12. Леммы о несамодвойственной (с доказательством) и о немонотонной функциях.

  13. Лемма о нелинейной БФ (с доказательством).

  14. Теорема Поста о полноте. Доказательство необходимого условия. Применение теоремы.

  15. Теорема Поста о полноте. Доказательство достаточного условия. Предполные классы.

  16. Понятие о релейно-контактных схемах. РКС -реализация функциональных элементов. Примеры.

  17. Понятие о графах и орграфах. Смежность (вершин, рёбер), инцидентность (вершин и рёбер). Степени вершин. Маршруты, цепи, простые цепи, циклы. Примеры.

  18. Матрицы смежностей и их реализация в языках программирования. Примеры.

  19. Компьютерное представление графов списками смежностей. Примеры.

  20. Подграфы. Изоморфизм и гомеоморфизм графов. Примеры.

  21. Планарность графов.

  22. Связность графов и орграфов – определения, примеры. Компоненты связности.

  23. Алгоритм обхода связного графа. Две основные стратегии обхода.

  24. Алгоритм выявления компонент связности графа.

  25. Деревья, корневые деревья. Бинарное кодирование корневых деревьев. БНФ-определение класса бинарных кодов корневых деревьев.

Практические задания

  1. Дан граф:

Определите вид графа, степень вершин графа, постройте матрицу смежности, кратчайший путь из вершины x1 до x6












  1. Решить задачу, используя диаграмму Эйлера-Венна.

Четырнадцать спортсменов участвовали в кроссе, 16 – в соревнованиях по плаванью, 10 – в велосипедных гонках. Восемь участников участвовали в кроссе и заплыве, 4 – в кроссе и велосипедных гонках, 9 – в плавании и велосипедных гонках. Во всех трех соревнованиях участвовали три человека. Сколько всего было спортсменов?

  1. Задано универсальное множество U ={1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8} и множества  X={1, 3, 6, 7}, Y = {3, 4, 7, 8}, Z = {3, 4, 7, 8}. Построить булеан множества Х и любое разбиение множества Z.

  2. Даны множества: А = {4, 5, 6}, В = {2, 4, 6}. Найти: А \ В ,В \ А, А + В

  3. Перечислить подмножества следующих множеств:а) {{1, 2}, {3}, 4}; б) {{5, 2}}; в) {{2}, {6}, {3} }; г) {{4, 6}, {1}, 1}.

  4. Решить задачу: Оказалось, что в группе туристов 15 человек были раньше во Франции, 19 в Италии, 8 в Германии. 9 туристов были во Франции и в Италии, 7 во Франции и в Германии, 6 и в Италии, и в Германии. 4 туриста были во всех трех странах. Сколько туристов были хотя бы в одной из трех стран?

  5. Укажите, в каких случаях высказывание истинно, а в каких ложно:

  6. Являются ли эквивалентными следующие высказывания: и

  7. Построить таблицу истинности, найти СНДФ, найти минимальную ДНФ. для высказывания:

  8. Решить задачу: Аня, Вика и Сергей решили пойти в кино. Учитель, хорошо знавший ребят, высказал предложения: Аня пойдет в кино только тогда, когда пойдут Вика и Сергей; Аня и Сергей пойдут в кино вместе или же оба останутся дома; чтобы Сергей пошел в кино, необходимо, чтобы пошла Вика. Когда ребята пошли в кино, оказалось, что учитель немного ошибся: из трех его утверждений истинными оказались только два. Кто из ребят пошел в кино?

  9. Найти

  10. Даны множества M, P, T. Каким будет множество , если

  11. Проверить правильность формул, используя таблицы истинности: =; ; ; ; .


  1. Записать формулу алгебры логики, соответствующую данной релейно-контактной схеме, упростить ее, если это возможно и нарисовать новую схему по упрощенной формуле.

  1. Построить матрицы смежности, инцидентности, достижимости, сильной связности графа G.




ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
















Критерии оценки





ФИО студента

УСТНЫЙ ОТВЕТ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

ВСР

Итого

(max= 15 баллов)


Оценка*









1







2







3







4







5







6







7







8







9







10







11







12







*Оценка по каждому заданию определяется после проверки работы преподавателем. Текущая успеваемость и результаты ВСР оцениваются: 0-5 баллов. Итоговая оценка - по алгоритму: 15-12 баллов – «Отлично», 11-9 балла – «Хорошо», 8-7 баллов – «Удовлетворительно», ≤ 6 баллов – «Неудовлетворительно».

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Алексеев В.Е. Графы и алгоритмы. Структуры данных. Модели вычислений: Учебник – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2006.

  2. Жильцова Л.П., Смирнова Т.Г. Основы теории графов и теории кодирования в примерах и задачах: Учебное пособие. – Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2008.

  3. Игошин В.И. Задачи и упражнения по математической логике и теории алгоритмов: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений – 4-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2008.

  4. Игошин В.И. Математическая логика и теория алгоритмов: учеб.пособие для студ.высш. учеб. заведений – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  5. Костюкова Н.И. Графы и их применение. Комбинаторные алгоритмы для программистов: Учебное пособие – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2007.

  6. Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. 7-9 классы. /авт.-сост. В. Н. Студенецкая. – Волгоград: Учитель, 2006.

  7. Спирина М.С. Дискретная математика: учебник для студ. учреждений сред. проф.образования – 6-е изд, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

  8. Шапорев С.Д. Дискретная математика. Курс лекций и практических занятий. –СПб.: БХВ-Петербург, 2007.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Акимов О.Е. Дискретная математика: логика, группы, графы. – 2-е изд., доп. – М.:Лаборатория Базовых Знаний, 2003.

  2. Березина Л.Ю. Графы и их применение: пособие для учителей. – М.: Просвещение,1979.

  3. Гончарова Г.А., Мочалин А.А Элементы дискретной математики: Учебное пособие. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.

  4. Елисеев Е.М., Елисеев М.Е. Элементы дискретной математики. Учебное пособие. –Арзамас, АГПИим. А. П. Гайдара, 2003.

  5. Иванов Б.Н. Дискретная математика. Алгоритмы и программы: Учеб.пособие. – М.:Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

  6. Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов. – СПб.: Питер, 2002.

  7. Р. Хаггарти. Дискретная математика для программистов. – М.: Техносфера, 2004.

  8. Редькин .П. Дискретная математика: Курс лекций для студентов-механиков. –СПб.:Издательство «Лань», 2003.

  9. Роганов Е.А. Информатика и математика: Конспект лекций. – М.: МГИУ, 2003.

  10. Романовский И.В. Дискретный анализ. Учебное пособие для студентов, специализирующихся по прикладной математике и информатике. – Издание 2-е, исправленное. – СПб.: Невский диалект, 2000.

  11. Яблонский С.В. Введение в дискретную математику: Учеб. Пособие для вузов. – 4-е изд., стер. – М.: Высшшк.; 2003.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) [Электронный ресурс]http://www.mccme.ru(дата обращения 10.10.2016)

  2. Exponenta.ru: образовательный математический сайт [Электронный ресурс]http://www.exponenta.ru(дата обращения 10.10.2016)

  3. Дискретная математика: алгоритмы (проект ComputerAlgorithmTutor) [Электронный ресурс]http://rain.ifmo.ru/cat/(дата обращения 10.10.2016)

  4. Математика on-line: справочная информация в помощь студенту [Электронный ресурс]http://www.mathem.h1.ru(дата обращения 10.10.2016)

  5. Математика: Консультационный центр преподавателей и выпускников МГУ[Электронный ресурс]http://school.msu.ru(дата обращения 10.10.2016)