СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт по самообразованию. Тема "Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

-

Просмотр содержимого документа
«Отчёт по самообразованию. Тема "Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"»

Отчет по теме самообразования:

Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников 

На нaчaльном этапе жизни именно мелкая моторикa отражaет то, как развивaется ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

      Таким обрaзом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несамостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

       Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Определила цель своей работы:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в условиях введения ФОП. Повышение эффективности использования современных технологий для достижения детьми целевых ориентиров по образовательной области «Речевое развитие». Создание условий для успешного развития речи и обогащения словарного запаса детей при помощи пальчиковых игр.

И для достижения цели определила следующие задачи:

- Повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой   моторики рук;

- Повысить уровень речевой компетентности детей;

- Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития речи при помощи пальчиковых игр;

- Формирование правильной устной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность;

- Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования. Это исследования современных педагогов: Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»; С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет»; Н.Г. Метельская «100 физкультминуток на логопедических занятиях»; Н.С. Рыжова «развитие речи в детском саду».

Разобрала план мероприятий. Для реализации поставленной цели и задач большое внимание уделяю предметно-развивающей среде. Благоприятное воздействие на речевое развитие и на развитие мелкой моторики пальцев рук оказывают игры с предметами, такие как мозаика, домино, крупные и мелкие пазлы, пальчиковый театр к сказкам: «Курочка-Ряба», «Репка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь».

Работу по развитию движений пальцев кисти рук я провожу во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. В своей работе я широко использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит установка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.

Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.

Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

Произносить тексты пальчиковых игр нужно максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки, ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, когда ребенок придумывает к текстам свои движения.

Создала картотеку для пальчиковых упражнений: «Чтобы чисто говорит, надо с ручками дружить»:

- на закрепление КПН;

- с сюжетно-ролевыми играми;

- для обогащения словарного запаса.

Для родителей своей группы были представлены письменные консультации: «Для чего нужны пальчиковые игры?», «Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?», «Ум на кончиках пальцев», «Развитие речи в первой младшей группе».

Также были проведены индивидуальные беседы с родителями:

- Даны методические рекомендации по проведению пальчиковых игр, массаж ручек массажными мячиками, зубными щетками.

- Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

- Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

- Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» «Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников», «Развитие мелкой моторики рук».

Советы родителям: «Пальчиковая гимнастика дома», «Пальчиковая гимнастика для детей», «Пальчиковые игры с пением» (подпевать можно на любую мелодию).

Результаты:

Во время приема пищи большинство держат правильно ложку, приучала кушать аккуратно, благодарить после еды. Приучала к трудовой деятельности – убирать игрушки на место (Даны буклеты родителям по трудовому воспитанию). При небольшой помощи взрослых умеют раздеваться и складывать одежду на стульчики. Одевание дается сложнее, но мы еще учимся.

В образовательной деятельности – учились группировать предметы по цвету: 4 основных цвета, по размеру (большой, маленький), по форме (шар, куб, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник), один – много. Дети знают домашних животных и их детенышей. Имеют элементарные представления о сезонных явлениях (снегопад, листопад, дождь, гром, молния).

Научились слушать доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы, самостоятельно рассматривают иллюстрации в книгах. Знают стихи А. Барто «игрушки», но не все дети.

Развитие детского творчества: дети знают, что рисуют карандашом, красками или фломастером. Учимся проводить горизонтальные, вертикальные, округлые линии.

К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она актуальна в любом возрасте, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание.

Я буду продолжать работать в этом направлении: пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой, что укрепляет здоровье ребенка – а это одна из задач детского сада. Есть над чем работать и трудиться.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!