Пальчиковые игры в детском саду и дома
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и самостоятельную речевую деятельность.
Зачем нужны пальчиковые игры?
Главная цель пальчиковых игр – плавность переключений, улучшение координации и мелкой моторики, воздействует на умственное развитие ребенка.
При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше становится.
В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Благодаря развитой руке, расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.
Взрослый налаживает эмоциональный контакт с ребёнком.
Воспитываем любовь к малым фольклорным жанрам и русским народным потешкам.
Работа по развитию мелкой моторики рук положительно влияет на развитие речи детей: намного быстрее идет постановка, автоматизация, звуков, речь становится более грамотной, эмоциональной, повышается общее интеллектуальное развитие ребенка, дети гораздо легче и быстрее овладевают навыками письма, что решает многие проблемы во время обучения в школе.
При проведении пальчиковых игр следуют учитывать рекомендации:
1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания.
2.Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.
3.Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, взрослый берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним.
4.Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.
5.Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Предлагаем некоторые примеры пальчиковых игр, которые используются у нас в средней группе (4-5лет)
Откуда хлеб пришёл?»
Ча-ча-ча - наша печка горяча. Одновременно соединяются все пальчики
Чи-чи-чи - печёт печка калачи. Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок
Ч
у-чу-чу - будет всем по калачу.
Одновременно соединяются все пальчики Чо-чо-чо - осторожно: горячо. Хлопки перед собой.
Посуда
Раз, два, три, четыре. Загибают пальчики по одному
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. Снова загибают пальчики
М
ы посуду перемыли,
Одна ладонь скользит по другой Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку чуть мы не сломали
Так мы маме помогали. Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.
Играйте с удовольствием!
Список использованной литературы:
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.// Москва, Творческий центр, 2024.
Жукова Н.С. , Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. –М.: Медицина, 2022.
Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. упражнения на развитие мелкой моторики.2 -е изд. – СПб: КОРОНА-Век, 2020г.
Консультацию подготовила: учитель-логопед Казакова Наталья Михайловна