Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 98»
города Магнитогорска
Пальчиковые игры «Защитники отечества»
(старший дошкольный возраст)
Подготовила:
Соломкина Ирина Владимировна,
воспитатель высшей кв. категории
Магнитогорск, 2024 год
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие нити – ручейки,
которые питают ум ребенка.
Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
Пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.
Задачи:
1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микро пространстве.
3.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.
«Часовой»
Ходит часовой – раз, два, (кисти рук смотрят вниз, руки сжаты в кулаки,
он не ленится, не спит. вытянуты указательный и средний пальцы.
Ходить пальцами по столу вперед – назад)
Левой раз и правой раз, (шагать поочередно пальцами левой и правой руки)
Зорко охраняет нас.
«Солдатская каша»
Мы крупу в ковше варили, (левую ладонь сложить в виде пригоршни «ковш»,
указательным пальцем правой руки «ложкой
помешать кашу», остальные пальцы прижаты к ладони)
Хорошенько посолили. (пальцы правой руки сложить щепоткой и показать,
как солят кашу)
Здесь уже и ложка наша, (правую руку положить на стол ладонью вверх;
ладонь сложить в виде пригоршни «ложка»)
Так вкусна солдата каша! (облизать губы языком, показывая, как было вкусно)
«Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперёд прямые ладони)
Вот российская земля. (поочерёдно соединяют одноимённые пальцы рук)
Есть леса тут и озёра,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
23 февраля
Подарите мне фуражку, (ритмичное касание одинаковых пальцев обеих рук)
Сапоги и автомат. (разводить пальцы обеих рук, начиная с больших)
Стану воином отважным, (интенсивное сжимание рук в кулаки)
Защищать вас буду рад. (пальцы сцепить в «замок»)
23 февраля
Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)
Всех сыновей, всех, кто готов, (хлопают в ладоши)
Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик»)
Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)
«День Защитника Отечества»
Февраль, февраль, зима и солнце! (хлопают в ладоши)
И первых птичек переклик! (перекрещивают большие пальцы, остальными
машут – «птица»)
Сегодня выглянул в оконце: (закрывают лицо ладонями, затем выглядывают,
раздвигая их)
Застыл, к стеклу лицом приник.
"Мы будущие солдаты"
Мои друзья – вчера мальчишки – (сжимают и разжимают пальцы)
Сегодня выросли и вдруг
Все, как один, забросив книжки, (хлопают в ладоши)
За руки взялись, встали в круг.
И обещали мамам, сестрам (сжимают и разжимают пальцы)
Границы радости беречь.
Беречь весь мир: и птиц, и солнце, (загибают пальцы на одной руке)
Меня в окошке уберечь!
«Бойцы-молодцы»
Пальцы эти — все бойцы, (Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами)
Удалые молодцы. (Сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Два — больших и крепких (Пальцы сжаты в кулак, подняты малых только большие)
И солдат в боях бывалых.
Два — гвардейца-храбреца, (Показывают указательные пальцы)
Два — сметливых молодца. (Показывают средние пальцы)
Два — героя безымянных, (Показывают безымянные пальцы)
Но в работе очень рьяных.
Два мизинца — коротышки (Показывают мизинцы)
Очень славные мальчишки!
Один, два, три, четыре, пять. (Поочередно считают пальцы на левой руке)
Будем молодцев считать. (Начиная с мизинца, затем на правой руке)
Пальцы встали дружно в ряд (Показывают ладони, разводят стороны пальцы
и сводят их)
Десять крепеньких солдат. (Показывают ладони с прямыми пальцами,
хлопают в ладоши)
"Капитан"
Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки
По волнам с жемчужной пеной. ладонями друг к другу, слегка приоткрыв как лодка)
Я - отважный капитан, (проговаривая стишок, показывать, качается на
Мне не страшен ураган. волнах, а затем плавными движениями рук сами
волны, потом по тексту стиха показать чайку,
скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и
помахать пальцами, сжатыми вместе)
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны, (выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми
друг к другу изобразить рыбок)
Путешественник-герой
К маме я вернусь домой. (плавными движениями ладоней показать,
как рыбы плывут в воде)
"Солдаты"
Мы солдаты, мы солдаты, (пальцы бодро «маршируют» по столу)
бодрым шагом мы идем.
В нашу армию, ребята, (пальцы сжаты в кулак, указательный
просто так не попадешь. вверх и покачивается влево-вправо)
Нужно быть умелыми, (ладонь вверх, пальцы растопырены,
сильными и смелыми. сжимаются и разжимаются)
"Наша армия"
Аты – баты! Аты – баты! (поочередно шагают указательным
и средним пальцами то правой, то левой руки)
На парад идут солдаты.
Вот идут танкисты,
потом артиллеристы,
А потом пехота
Рота за ротой. (по очереди соединяем подушечки пальцев,
начиная с большого пальца)
Литература:
1.Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А.Е. Белая, В.И. Мирясова, — М.: АСТ, 2000;
2.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Изд.Литера 2009.
3.Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. Картотека пальчиковых игр.
4.О. Филитович. Пальчиковые игры по лексическим темам // Пралеска, 2014, №8, с. 70-73;
5.Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь/ В.В. Цвынтарный._-СПб.: Лань, 1997.
6.Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Пособие для педагогов и родителей. Изд. Мозайка- Синтез.
7.33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения, загадки для детей 6-7 лет.
7