Многим родителям хочется отдать ребенка на различные развивающие занятия. Ведь это так приятно, когда твой малыш талантлив во всем!Существуют полезные кружки для всех дошкольников, в том числе для детей с речевыми трудностями. Это, например, музыкальные, физкультурные, изобразительные и другие занятия, направленные на улучшение общей и мелкой моторики, координации движений, воображения и развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления и, как следствие, речи).
Некоторые дошкольники также посещают лингвистический кружок с освоением нового, чаще всего английского, языка. Ведь, наверное, каждый из родителей хоть раз задавался вопросом, с какого возраста ребенку лучше начинать изучение иностранного языка?
Не секрет, что знающий языки человек сможет большего добиться в жизни, ему покорятся необъятные вершины и горизонты, будет шире спектр возможностей для освоения сегодняшнего конкурентноспособного мира.
Но, исходя из педагогического опыта логопедов-практиков, мы приходим к выводу о том, что изучение иностранного языка для дошкольников с речевыми нарушениями может привести в дальнейшем к трудностям школьного обучения.
В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество воспитанников с тяжёлыми нарушениями (ТНР). Работая в детском саду, мы чаще всего сталкиваемся, согласно психолого-педагогической классификации, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). общим недоразвитием речи (ОНР) II, III, IV уровня. В большинстве случаев наши воспитанники имеют сочетанные нарушения (например: ФФНР, дизартрия; ОНР, дизартрия).
Дети с нарушениями речи (ОНР и ФФНР; дизартрия) требуют особого подхода при обучении даже родному языку, а тем более – иностранному.
Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФНР представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков). Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФНР является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФНР с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФНР свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.
У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
Экспрессивная (собственная) речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
Речь детей с ОНР малопонятна.
Речь ребенка с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых расстройств, составляющих суть дефекта.
При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.
Нарушения средств общения (ФФНР и ОНР) представляют серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и являются риск-факторами развития дисграфии (частичного нарушения процесса письма, проявляющегося в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью психических функций, участвующих в процессе письма) и дислексии (частичного расстройства процесса овладения чтением, проявляющегося в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленным несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением) у детей школьного возраста.
У детей с ТНР (с тяжелыми нарушениями речи) расстройство звукопроизношения – это лишь «верхушка айсберга». В основе лежат более серьёзные проблемы, требующие кропотливой коррекционной работы. И изучение новой фонетической системы иностранного языка для таких детей создаёт определённые трудности и помехи в логопедической помощи.
Есть два способа изучения английского языка: быстрый (когда человек погружается в языковую среду полностью, не менее 5-6 часов в сутки; то есть обучение языку как средству общения) и медленный (искусственный - традиционный, когда занятия проходят от 1 до 3 раз в неделю, знания даются дозированно, короткими частями по лексике, грамматике, фонетике. Второй вариант чаще всего применяется на практике и произношение ставится при помощи специальных упражнений. У детей нерешённые логопедические проблемы затрудняют правильную постановку звуков, методика которой опирается на русскую фонетическую систему, конечно же, нарушенную у дошкольников с дефектами речи.
Другое дело, если в раннем возрасте ребенок осваивает сразу две лингвистические системы. Однако это возможно, когда малыш постоянно погружён в языковую среду. Например, это ребенок, родители которого говорят на разных языках. Однако дошкольник-билингва имеет гораздо больше логопедических проблем, он смешивает звуки и слова двух изучаемых языков, у него сложнее формируется «чувство родного языка», и, зачастую, выпустить в школу без дефектов речи данного ребенка становится гораздо сложнее.
Поэтому, будучи родителями, важно понимать, для чего вы хотите изучать иностранный язык, есть ли у вашего ребенка желание, а главное, способности для освоения нового, неизведанного материала? Готовы ли вы с раннего возраста взваливать на малыша непосильную ношу, если он имеет логопедические проблемы, особенно органического характера?
И сейчас, как мы писали выше, очень мало детей только с произносительными трудностями. Зачастую у дошкольников нарушены все вербальные компоненты, а еще и страдают другие высшие психические функции (внимание, память и т. д.). Поэтому мы советуем дождаться школьного возраста, когда речевая система ребёнка будет полностью сформирована и готова к успешному овладению иностранным языком. Тогда усвоение новых языковых правил, других артикуляционных укладов, звуков и их сочетаний пройдет для ученика более органично, доступно и понятно, что снизит риск ухудшения успеваемости, а также предупредит вероятность появления в дальнейшем дисграфии и дислексии.
Просмотр содержимого документа
«Пальчиковые кинезиологические упражнения для детей 5-7 лет»
Многим родителям хочется отдать ребенка на различные развивающие занятия. Ведь это так приятно, когда твой малыш талантлив во всем!Существуют полезные кружки для всех дошкольников, в том числе для детей с речевыми трудностями. Это, например, музыкальные, физкультурные, изобразительные и другие занятия, направленные на улучшение общей и мелкой моторики, координации движений, воображения и развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления и, как следствие, речи).
Некоторые дошкольники также посещают лингвистический кружок с освоением нового, чаще всего английского, языка. Ведь, наверное, каждый из родителей хоть раз задавался вопросом, с какого возраста ребенку лучше начинать изучение иностранного языка?
Не секрет, что знающий языки человек сможет большего добиться в жизни, ему покорятся необъятные вершины и горизонты, будет шире спектр возможностей для освоения сегодняшнего конкурентноспособного мира.
Но, исходя из педагогического опыта логопедов-практиков, мы приходим к выводу о том, что изучение иностранного языка для дошкольников с речевыми нарушениями может привести в дальнейшем к трудностям школьного обучения.
В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество воспитанников с тяжёлыми нарушениями (ТНР). Работая в детском саду, мы чаще всего сталкиваемся, согласно психолого-педагогической классификации, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). общим недоразвитием речи (ОНР) II, III, IV уровня. В большинстве случаев наши воспитанники имеют сочетанные нарушения (например: ФФНР, дизартрия; ОНР, дизартрия).
Дети с нарушениями речи (ОНР и ФФНР; дизартрия) требуют особого подхода при обучении даже родному языку, а тем более – иностранному.
Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФНР представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков). Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФНР является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФНР с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФНР свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.
У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
Экспрессивная (собственная) речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
Речь детей с ОНР малопонятна.
Речь ребенка с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых расстройств, составляющих суть дефекта.
При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.
Нарушения средств общения (ФФНР и ОНР) представляют серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и являются риск-факторами развития дисграфии (частичного нарушения процесса письма, проявляющегося в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью психических функций, участвующих в процессе письма) и дислексии (частичного расстройства процесса овладения чтением, проявляющегося в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленным несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением) у детей школьного возраста.
У детей с ТНР (с тяжелыми нарушениями речи) расстройство звукопроизношения – это лишь «верхушка айсберга». В основе лежат более серьёзные проблемы, требующие кропотливой коррекционной работы. И изучение новой фонетической системы иностранного языка для таких детей создаёт определённые трудности и помехи в логопедической помощи.
Есть два способа изучения английского языка: быстрый (когда человек погружается в языковую среду полностью, не менее 5-6 часов в сутки; то есть обучение языку как средству общения) и медленный (искусственный - традиционный, когда занятия проходят от 1 до 3 раз в неделю, знания даются дозированно, короткими частями по лексике, грамматике, фонетике. Второй вариант чаще всего применяется на практике и произношение ставится при помощи специальных упражнений. У детей нерешённые логопедические проблемы затрудняют правильную постановку звуков, методика которой опирается на русскую фонетическую систему, конечно же, нарушенную у дошкольников с дефектами речи.
Другое дело, если в раннем возрасте ребенок осваивает сразу две лингвистические системы. Однако это возможно, когда малыш постоянно погружён в языковую среду. Например, это ребенок, родители которого говорят на разных языках. Однако дошкольник-билингва имеет гораздо больше логопедических проблем, он смешивает звуки и слова двух изучаемых языков, у него сложнее формируется «чувство родного языка», и, зачастую, выпустить в школу без дефектов речи данного ребенка становится гораздо сложнее.
Поэтому, будучи родителями, важно понимать, для чего вы хотите изучать иностранный язык, есть ли у вашего ребенка желание, а главное, способности для освоения нового, неизведанного материала? Готовы ли вы с раннего возраста взваливать на малыша непосильную ношу, если он имеет логопедические проблемы, особенно органического характера?
И сейчас, как мы писали выше, очень мало детей только с произносительными трудностями. Зачастую у дошкольников нарушены все вербальные компоненты, а еще и страдают другие высшие психические функции (внимание, память и т. д.). Поэтому мы советуем дождаться школьного возраста, когда речевая система ребёнка будет полностью сформирована и готова к успешному овладению иностранным языком. Тогда усвоение новых языковых правил, других артикуляционных укладов, звуков и их сочетаний пройдет для ученика более органично, доступно и понятно, что снизит риск ухудшения успеваемости, а также предупредит вероятность появления в дальнейшем дисграфии и дислексии.