СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Палеологовский ренессанс»

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Палеологовский ренессанс»

Просмотр содержимого документа
««Палеологовский ренессанс»»

Палеологовское возрождение (Палеологовский ренессанс) — период в истории византийского искусства с 1261 по 1453 год, совпадающий со временем правления династии Палеологов, последний взлёт культуры в истории Византии. Начался после захвата Михаилом VIII Констатинополя и восстановления Византийской империи, когда начались обширные работы по восстановлению столицы.

В эту эпоху дорогостоящая мозаика все чаще уступает место фреске. Однако именно в это время был построен и украшен знаменитый монастырь Хора, мозаика и фрески которого считаются непревзойденными памятниками палеологовской эпохи.

Увеличивается число сюжетов иконописи, в поисках новых тем мастера всё чаще прибегают к апокрифическим Евангелиям (то есть не принятым официальной церковью)[1].

К представителям эпохи Палеологовского возрождения можно отнести Феофана Грека.

Ученые спорят о том, мог ли бы палеологовский ренессанс плавно перейти в настоящее Возрождение



самая крупная и значительная гражданская постройка Мистры - Дворец деспотов.
Г-образный ансамбль дворца, расположен на ровной террасе и состоит из двух крыльев. С северо-востока и юго-запада он окружал единственную площадь города.

Правое крыло, состоящее из четырёх смежных зданий, служило дворцом для Кантакузинов, причём первое из этих зданий восходит даже к Виллардуэнам. Нижний этаж его использовался при Кантакузинах в качестве зала для приёмов, обедов и вообще собраний. С северо-западной частью этого же здания связана квадратная в плане четырёхэтажная башня, нижний ярус которой, перекрытый сводом, служил прихожей вышеупомянутому залу. К этому же времени относится находящееся на расстоянии нескольких метров к западу от первого здания менее высокое, образующее выступ двумя сторонами здание. Его нижний этаж использовался в качестве кухни, верхний же, по-видимому, как жилище для прислуги, с которым кухня соединялась узкой внутренней лестницей.

Семьи деспотов располагались в последнем, четвёртом здании правого крыла, построенном во второй половине XIV века. Здание делилось на три больших помещения, сообщающихся при помощи дверных проемов. Одна из комнат второго этажа, стены которой испещрены нишами со следами фресок с изображениями святых, по-видимому, была молельной.

В дополнение к правому крылу уже в XV веке. Палеологами было выстроено монументальное левое крыло дворца. Весь второй этаж этого здания, занят огромным тронным залом площадью 380 м², одним из самых крупных византийских залов.



Византийское искусство раннего XIV в., тонкое и изысканное, было ветвью камерной придворной культуры, возникшей при дворе Андроника II Палеолога. Одна из характерных его черт – влюбленность в античное прошлое, изучение всевозможных произведений античной классики, литературных и художественных, и подражание им. Все это сопровождалось прекрасной образованностью, совершенным вкусом и высоким профессиональным мастерством всех творцов этой культуры, в том числе и художников.

в них больше всею в характере образов и в художественном стиле. В столичной придворной мастерской выполнялись в эти десятилетия маленькие переносные мозаические иконки, либо предназначенные для небольших церковных капелл, либо бывшие заказами высокородных персон, членов императорской фамилии и ближайшего аристократического окружения и изготовлявшиеся для частного владения. К числу таких небольших икон относятся: "Диптих со сценами Двенадцати Праздников" из Музея собора (Музео дель Опера дель Дуомо) во Флоренции, "Четыре святителя" и "Св. Федор Стратилат" – обе из Эрмитажа в С.-Петербурге.

Феофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.



http://www.pravmir.ru/mozaiki-i-freski-kaxrie-dzhami/

Пусть вас не смущают небольшие размеры церкви, попав внутрь и взглянув на потрясающие мозаики и фрески, которыми украшено, практически все пространство церкви, вы точно не пожалеете, что ехали так далеко... Церковь хора — это музей мозаик и, считается само богато украшенной Византийской церковью сохранившийся до наших дней. 
Полное название храма — церковь Христа Спасителя в Хоре

Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофетФеодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески — непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.

25

Церковь Богородицы Паммакаристы (или мечеть Фетхие) - значительный памятник искусства, мозаичные панно которой, сохранившиеся до наших дней, уступают по своей красоте лишь мозаикам в храме Айя-Софья и в музее Карие. Церковь Богородицы Паммакаристы расположена в районе Фатих на склоне у залива Халич. Предположительно она была построена в ХII веке. Пятиглавое здание — это пример поздневизантийской архитектуры. И всё-таки точная дата создания этой церкви до сих пор неизвестна. После падения Константинополя в 1455 году сюда был перенесен престол Вселенского патриархата. Однако здание служило оплотом христианской религии лишь до 1590 года, когда по приказу султана Мехмеда Фатиха (Завоевателя) оно было перестроено в мечеть. Таким образом султан отметил завоевание Кавказа, что отразилось в названии - Мечеть Завоевания. Внутренние перегородки храма были полностью снесены, а убранство уничтожено. В середине XIX века мечеть была отреставрирована и выполняла роль культового здания вплоть до 30-годов XX века. В 1949 году пареклесия (южный придел храма, посвященный Иисусу Христу), расположенная рядом со зданием мечети, была восстановлена Американским институтом Византийских исследований. Во время расчистки поверхностей реставраторы обнаружили удивительной красоты мозаики и фрески. После реставрации эти помещения функционируют как музей.



В середине XIV века основным видом живописи становится икона. Она достигает теперь крупных, иногда очень больших размеров. Сюжеты икон основываются нередко на богословском толковании. Получают распространнение большие композиции Деисусного чина. Они включают в себя несколько икон, поставленных в ряд, с изображением Христа, богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов и отцов церкви. Пишутся и единичные, чаще всего поясные изображения Христа, Богоматери, святых.

Привязанность византийских художников к традиции и канонам сковывает творческое воображение, художественный язык теперь немногословен. Образы святых пишут уплощёными силуэтами, возникающими из золотых фонов. Такие скупые простые контуры не дают рассеиваться вниманию. На смену многоцветью палитры Палеологовского Ренессанса приходит тональное единство или свечение немногих густых тонов.

Главная тема византийского искусства последнего периода - духовная просветлённость. В иконах она подчёркнута светом, лучами которого озарены лица. Теперь образы неподвижны, спокойны, погружены в себя и как бы излучают свет.

31

Самыми яркими примерами этого периода в Таврике являются фрески эски-керменских храмов «Успения» и «Трех всадников», иконографически и стилистически близкие к передовой сербской и болгарской живописи того времени.

Основу композиции росписи погребального храма «Трех всадников» составляют три святых воина: Святой Феодор, Святой Георгий и Святой Дмитрий. Их образы проникнуты динамикой и отличаются беспокойной ритмикой линий и острым сочетанием зеленых, желтых, густо-красных тонов в изображениях лиц.



Более сложная фресковая роспись, включающая в себе большое количество сцен и композиций, находится в Успения. В настоящий момент она сохранилась лишь фрагментами. Однако, эти фрагменты позволяют предполагать не только балканские влияния, но и продолжения культурного взаимодействия с Сирией, Малой Азией и Арменией.

























9

На лицевой стороне иконы изображена Богородица, представленная в иконографическом типе «Умиление» (Елеуса). Изначальный золотой фон иконы утрачен, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность (не сохранились нимбы Иисуса и Марии, которые первоначально также были вызолочены). Изображение традиционно для данного извода: правой рукой Дева Мария поддерживает Младенца Христа, касающегося лицом её щеки. Младенец правой рукой двуперстно благословляет, а в левой, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свёрнутый свиток. Отличительной особенностью данного изображения являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.

Охряный хитон Младенца Христа украшен сетью изломанных золотых линий и синим клавом. Он, как и гиматий, покрыт густым золотым ассистом. Свиток в руке Иисуса перевязан золотым шнурком. Спадающие складки одежд Богомладенца поддерживает левая рука Марии.

Мафорий Богородицы выполнен в вишнёвых тонах, украшен золотой каймой с бахромой и традиционными тремя золотыми звёздами, символом её приснодевства (до, во время и после рождения Спасителя). На голове Марии синий чепец.

По словам В. Н. Лазарева,

Богоматерь как бы предвидит трагическую судьбу своего сына. Но лицо её не только печально; оно отражает внутреннюю просветлённость, что придаёт ему оттенок особой мягкости, несвойственный византийским иконам на эту же тему. Такого выражения мягкой человечности художник достигает с помощью певучего цвета с интенсивными ударами драгоценной ляпис-лазури и с помощью умелого использования плавных, округлых линий, в которых нет ничего жёсткого и стремительного.

Являясь сторонником русского происхождения иконы, Лазарев приводил в доказательство своего предположения довод, что константинопольские мастера данной эпохи строго придерживались классических канонов и не позволяли себе экспериментальности в построении форм для придания иконе большей эмоциональной выразительности. Донская Богородица в этом отношении выходит за рамки установок византийской школы. Автор при написании лица Марии, для «усиления экспрессии и жизненности образа», использует, к примеру, асимметрию в расположении глаз и рта, располагая их не параллельно, а по сходящимся осям, при этом рот слегка сдвинут вправо. Цветовую гамму иконы Лазарев оценивал как густую, плотную и насыщенную, что отличает её от общей направленности новгородской школы иконописи, хотя в то же время она не соответствует и византийской иконописи данного периода.

По мнению учёного, икона Донской Богоматери так же уникальна, как икона Владимирской Богоматери или мозаичный Деисус в Софии Константинопольской:

«Это — произведение исключительное по своим художественным достоинствам, безотносительно от того, будем ли мы его приписывать самому Феофану или его школе».

10

  В «Успении» запечатлена смерть Марии. В исполнении Феофана Грека сцена из легенды приобретает необычайную значительность и многоплановость. Со свойственной художнику способностью философски постигать смысл свершающегося строит он эту традиционную композицию.

   Лежащая на светлом ложе Богоматерь в темно-вишневой одежде олицетворяет величие и строгость смерти, ее вечный покой. Четкой, непрерывной линией очерчивает художник фигуру умершей. В энергичном движении, словно устремленный вверх, возникает над Марией огромный Христос, божество, принявшее ее душу и возносящее ее на небо. Он изображен на фоне темно-синего ореола — небесной сферы, которую венчает ярко-красный серафим с распростертыми крылами. По контрасту с могучей, исполненной внутренней силы фигурой Христа апостолы у ложа Марии кажутся маленькими и слабыми. Их лица и жесты выражают смятение, испуг, жалость, ощущение бессилия человека перед лицом смерти и даже непонимание ее. Группа апостолов поражает жизненностью типов. Трепетность и живость изображению придают световые блики, быстрыми движениями нанесенные художником на лица и на ткани одежд.

   «Успение» Феофана Грека — произведение высокого драматизма, глубины мысли и подлинной человечности.

13

Бегство в Египет — описанное в Евангелии от Матфея бегство семьи Иисуса Христа в Египет, чтобы избежать избиения младенцев, произведённого по указанию царя Ирода. Евангельский рассказ об этом событии чрезвычайно краткий, большинство подробностей содержится в апокрифических «Евангелиях детства». Бегство в Египет является популярной темой в изобразительном искусстве.

26

На апсиде изображения Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. В куполе изображен Пантократор и 12 пророков, в парусах — сцены Крещения и фигуры святых.

Пророки:

  1. Исайя. Надпись на свитке: «Вот, Господь восседит на облаке легком» (Ис.19:1)

  2. Моисей. «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык» (Вт. 10:17)

  3. Иеремия. «Вот наш Господь, ничто с ним не сравнится»

  4. Софония. «Огнём ревности Его пожрана будет вся эта земля» (Сф.1:18)

  5. Михей. «Гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами» (Мх. 4:1)

  6. Иоиль. «бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это.» (Иоиль 2:21)

  7. Захария. «Господа Саваофа — горою святыни» (Зх. 8:3)

  8. Авдий. «на горе Сионе будет спасение» (Авдий 1:17)

  9. Аввакум. "Господи! услышал я слух Твой " (Авв. 3:2)

  10. Иона.«Молитва моя дошла до Тебя» (Иона 2:8)

  11. Малахий. «Вот, Я посылаю Ангела Моего» (Малахий 3:1)

  12. Иезекииль. «И тогда все верующие исчезнут»

В юго-западной части наоса находятся шесть фигур святых монахов. В центре паруса купола находится св. Антоний. Внизу западного паруса — фигура Ефимия, наверху в парусах северо-западной колонны — Савва и Иоанн Лествичник. В западной арке находятся Арсений и Харитон.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!