Тема: Палочка-выручалочка по В. Сутееву.
Цель: познакомить учащихся с новой авторской сказкой о животных.
Задачи:
- Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение;
- Продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли.
- Воспитывать чувство сопереживания, дружеские взаимоотношения.
Оборудование: сказка В. Сутеева «Палочка-выручалочка», презентация
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Здравствуйте ребята, садитесь. Мы начинаем урок чтения. Каждый урок – это путешествие в мир знаний. Большой ли «багаж» унесете вы с урока? Это зависит от вас. Чтобы говорить на уроке правильно, чётко, красиво, чтобы читать выразительно – давайте разомнём наши губы, языки:
артикуляционная гимнастика:
«Лошадка» (щелкание языком под счет учителя 10-15 раз);
«Часики» (высунув язык двигают направо – налево под счет учителя)
И все повторяем за мной:
Са-са-са – это хитрая лиса.
Су-су-су – и живет она в лесу.
Сы-сы-сы – много дела у лисы.
Со-со-со – прокатили колесо.
Се-се-се – прокатились в колесе.
Молодцы! Ну а теперь давайте проверим домашнее задание: что было задано на дом. Правильно: пересказать сказку «Двое на бревне»
- Ну что ж, все справились с домашним заданием!
II. Постановка темы и задач урока.
- Ребята, сегодня мы продолжаем изучать авторские сказки. А чтобы узнать название произведения вам предстоит разгадать ребус. Восстановите числовую линию в порядке возрастания. Каждой цифре соответствует своя буква (учащиеся по очереди выходят к доске и составляют название произведения).
- Прочитайте, что у вас получилось. Палочка-выручалочка.
-А как вы думаете, кто герои этой сказки? А узнаете вы, отгадав загадки:
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(заяц)
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
(Ёж)
- А написал это произведение Владимир Григорьевич Сутеев.
Слайд 2
В.Г. Сутеев был писателем-сказочником, художником-иллюстратором, мультипликатором, сценаристом.
-Это, действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими другими. А писал он для самых маленьких. Его сказки легко и ненавязчиво преподносят малышам первые уроки морали, подлинной любви к природе, а также борьбы со злом.
- Прежде, чем прочитаем сказку, давайте познакомимся с труднопроизносимыми и словарными словами, которые встретятся нам в сказке. Посмотрите на доску:
труднопроизносимые слова: (читает учитель – ученики)
Наподдал – ударил, пнул
Фыркнул – посмеялся, хихикнул
Трясина – болото
2.Чтение учителем произведения. (Книги закрыты).
- Я прочту сказку, а вы внимательно слушайте.
Слайд 7.
В. Сутеев «Палочка-выручалочка»
Шел Ежик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоем дорога вдвое короче. До дома далеко — идут, разговаривают. А поперек дороги палка лежала. За разговором Заяц ее не заметил — споткнулся, чуть было не упал.
— Ах, ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.
А Ежик поднял палку, закинул ее себе на плечо и побежал догонять Зайца.
Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:
— Зачем тебе палка? Что в ней толку?
— Это палка не простая, — объяснил Ежик. — Это палочка-выручалочка.
Заяц в ответ только фыркнул.
Пошли они дальше и дошли до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:
— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не
перебраться!
Ничего не ответил Ежик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чем небывало. Заяц от удивления даже рот разинул:
Здорово ты, оказывается, прыгаешь!
— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ежик, — это палочка-выручалочка через-все-скакалочка мне помогла.
Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту. Заяц с кочки на кочку прыгает. Ежик позади идет, перед собой палкой дорогу проверяет.
— Эй, Колючая Голова, что ты там плетешься еле-еле? Наверно, твоя палка... Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнется и утонет. Перебрался Ежик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:
— Хватайся за палку! Да покрепче!
Ухватился Заяц за палку. Ежик изо всех сил дернул и вытянул своего друга из болота.
Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:
— Спасибо тебе, Ежик, спас ты меня.
— Что ты! Это палочка-выручалочка-из-беды-вытягалочка.
Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжелая, в гору идет. Ежик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости.
До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.
— Ничего, — сказал Ежик, — держись за мою палочку.
Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ежик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.
— Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.
Так и привел Ежик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами.
Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:
— Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.
Усмехнулся Ежик и говорит:
— Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе еще пригодится.
Заяц даже опешил:
— А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?
— Ничего, — ответил Ежик, — палку всегда найти можно, а вот выручалку, — он постучал себя по лбу, — а выручалка-то вот она где!
Тут все понял Заяц:
— Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!
3. Физкультминутка
Я вижу, вы немного устали, давайте все встанем.
Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
4. Проверка первичного восприятия.
-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала?
-Подумайте, о ком эта сказка?
-Кто написал эту сказку?
-Значит, какая это сказка авторская или народная?
-Понравилось произведение?
-Что вам понравилось?
-Что вам не понравилось?
-Когда вам было весело? А грустно?
5. Работа с произведением: анализ содержания, определение темы чтения.
-Кто главные герои в сказке? (Ёжик и Заяц).
Слайд 8.По щелчку выходят круги - модели героев (Заяц, Ёж)
-Каким был Ёжик? Заяц?Слайд 9.
-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?
-Были ли у Зайца положительные качества? (Благодарный).
-Кто вам понравился больше и почему?
-Давайте вспомним, как Ёжик называл палочку. Слайд 10.
7. Релаксация.
Закройте глаза и представьте, чтобы вы могли сделать, если бы у вас была палочка-выручалочка.
-Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит?
- Что самое важное? Как сказал об этом автор? ( Важна не палка, а умная голова да доброе сердце!)
-«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»! Чему учит нас сказка? Слайд 11.
- Какой урок возьмём из неё? Что хотел нам сказать автор?
-Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека.
-Какое произведение мы читали?
-Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.
-Спасибо за работу!
-Спасибо за урок!
Домашнее задание: Стр. 83-85 – читать сказку