СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Память. Дети блокады

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Память. Дети блокады»

Дети  блокадного  Ленинграда

Дети

блокадного

Ленинграда

22 июня 1941  года войска фашистской Германии напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война. Через два месяца после этого ,  в августе 1941 года, немцы начали мощное наступление на Ленинград. Мир затаил дыхание. .

22 июня 1941  года войска фашистской Германии напали на нашу Родину.

Началась Великая Отечественная война.

Через два месяца после этого в августе 1941 года, немцы начали мощное наступление на Ленинград. Мир затаил дыхание.

.

Фашисты планировали захватить Ленинград, а после этого развернуть огромное наступление войск на Москву. Тогда люди встали плечом к плечу на защиту родного города. 

Фашисты планировали захватить Ленинград, а после этого развернуть огромное наступление войск на Москву. Тогда люди встали плечом к плечу на защиту родного города. 

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек.

Игрушки детей блокадного города

Игрушки детей блокадного города

Всесторонняя забота о детях давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.

Всесторонняя забота о детях давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.

Писатель Александр Фадеев в путевых заметках

Писатель Александр Фадеев в путевых заметках

" В дни блокады" писал:

"Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.

 Ленинградские мальчишки и девчонки потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом...

Ленинградские мальчишки и девчонки потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом...

И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке

И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке ".

Учеба детей в осажденном городе Несмотря на суровую обстановку фронтового города было принято решение продолжать обучение детей.

Учеба детей в осажденном городе

Несмотря на суровую обстановку фронтового города было принято решение продолжать обучение детей.

В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домов, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.

В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домов, а с 3 ноября

в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.

В страшных условиях нужно было не только учиться, но и научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке.

В страшных условиях нужно было не только учиться, но и научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке.

Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки.

Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки.

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике:

Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике:

" Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый, зимний свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах...  "

Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».

Эвакуация К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города.

Эвакуация

К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города.

Блокадный хлеб 125 граммов

Блокадный хлеб

125 граммов

Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.

Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.

Одна из учениц писала об этой новогодней елке:

Одна из учениц писала об этой новогодней елке:

"6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти".

«Огородная жизнь» школьников блокадного Ленинграда Весной 1942 года весь блокадный Ленинград принялся выращивать овощи. В огороды превратились сады, скверы, бульвары, набережные и откосы каналов. Покрылись грядками и Марсово поле, и Летний сад, и Висячий сад Эрмитажа, газоны вокруг памятников и пустыри между разбомбленными домами.

«Огородная жизнь» школьников

блокадного Ленинграда

Весной 1942 года весь блокадный Ленинград принялся выращивать овощи. В огороды превратились сады, скверы, бульвары, набережные и откосы каналов. Покрылись грядками и Марсово поле, и Летний сад, и Висячий сад Эрмитажа, газоны вокруг памятников и пустыри между разбомбленными домами.

В каждой горстке земли и в каждом ростке была жизнь, спасительная для изголодавшихся ленинградцев.

В каждой горстке земли и в каждом ростке была жизнь, спасительная для изголодавшихся ленинградцев.

Вера Осиповна ЕГОРОВА, ребенком пережившая блокаду, вспоминает, что в 1941 году собирали и лебеду, и крапиву, и корни лопуха, варили и ели. А когда сгорели Бадаевские склады и земля под ними пропиталась расплавленным сахаром, люди брали эту землю, кипятили ее и пили потом сладковатую воду. 

Вера Осиповна ЕГОРОВА,

ребенком пережившая блокаду, вспоминает, что в 1941 году собирали и лебеду, и крапиву, и корни лопуха, варили и ели. А когда сгорели Бадаевские склады и земля под ними пропиталась расплавленным сахаром, люди брали эту землю, кипятили ее и пили потом сладковатую воду. 

Вера Осиповна жила в прифронтовой полосе — в самом конце Рощинской улицы. Рядом были огороды Московского района.  Весной 1944 года посадили куски картофельной кожуры с глазками. Хоть и небольшой, но получился урожай картофеля необыкновенно вкусный . Поливали чайниками, воду брали из воронок.

Вера Осиповна жила в прифронтовой полосе — в самом конце Рощинской улицы. Рядом были огороды Московского района.

Весной 1944 года посадили куски картофельной кожуры с глазками. Хоть и небольшой, но получился урожай картофеля необыкновенно вкусный . Поливали чайниками, воду брали из воронок.

« Мы здесь живем очень плохо , - пишет в письме семилетний мальчик печатными буквами. – Голодные, как волки зимой. А у меня аппетит такой, что кажется дали бы три буханки хлеба, все бы съел ».

« Мы здесь живем очень плохо , - пишет в письме семилетний мальчик печатными буквами. – Голодные, как волки зимой. А у меня аппетит такой, что кажется дали бы три буханки хлеба, все бы съел ».

Вот записка Вали Чепко, которую она назвала   «меню после голодовки, если я останусь жива» . 1-е блюда : суп картофельный, овсяный… 2-ое. каши : овсяная, пшеничная, перловая, гречневая…Котлета с пюре, сосиска с пюре . И тоскливая подпись : об этом я и не мечтаю. Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой. Девочка умерла от голода в 1942 году. В ту первую страшную  блокадную  зиму в городе каждый день от голода умирали 2-3 тыс. человек.

Вот записка Вали Чепко, которую она назвала

  «меню после голодовки, если я останусь жива» .

1-е блюда : суп картофельный, овсяный…

2-ое. каши : овсяная, пшеничная, перловая, гречневая…Котлета с пюре, сосиска с пюре

. И тоскливая подпись : об этом я и не мечтаю.

Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой.

Девочка умерла от голода в 1942 году.

В ту первую страшную  блокадную  зиму в городе каждый день от голода умирали 2-3 тыс. человек.

«Мне было десять лет , - вспоминает один из жителей  блокадного города А. Молчанов. - Я ходил за водой с чайником. Была такая слабость, что пока донесу воду, несколько раз отдыхаю. Раньше, поднимаясь по лестнице, бежал, перепрыгивая через ступеньки. А теперь, поднимаясь по лестнице, часто садился и отдыхал. Больше всего боялся – вдруг не смогу донести чайник с водой, упаду, расплескаю. Мы были настолько истощены, что не знали, уходя за хлебом или водой – хватит ли сил вернуться домой. Мой школьный приятель пошел за хлебом, упал и замерз. Его занесло снегом».

«Мне было десять лет , - вспоминает один из жителей  блокадного города А. Молчанов. - Я ходил за водой с чайником. Была такая слабость, что пока донесу воду, несколько раз отдыхаю. Раньше, поднимаясь по лестнице, бежал, перепрыгивая через ступеньки. А теперь, поднимаясь по лестнице, часто садился и отдыхал. Больше всего боялся – вдруг не смогу донести чайник с водой, упаду, расплескаю. Мы были настолько истощены, что не знали, уходя за хлебом или водой – хватит ли сил вернуться домой. Мой школьный приятель пошел за хлебом, упал и замерз. Его занесло снегом».

«Заменим у станков отцов!» «Заменим у станков отцов!» - этот призыв прозвучал с первых дней войны. И учащиеся школ пошли работать на предприятия, чтобы помогать старшим выпускать оборонную продукцию.

«Заменим у станков отцов!»

«Заменим у станков отцов!» - этот призыв прозвучал с первых дней войны. И учащиеся школ пошли работать на предприятия, чтобы помогать старшим выпускать оборонную продукцию.

Весной 1942 года 12-15 летние ребята становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки.

Весной 1942 года 12-15 летние ребята становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки.

На заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков, показавших в боях свое превосходство над немецкими.

На заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков, показавших в боях свое превосходство над немецкими.

В цехах рвались снаряды, завод бомбили, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки и прямо направлялись на фронт.

В цехах рвались снаряды, завод бомбили, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки и прямо направлялись на фронт.

Токарь 3-го разряда 15-летняя Вера Тихонова, выполнявшая во время блокады на своем токарном станке полторы взрослые нормы.

Токарь 3-го разряда

15-летняя Вера Тихонова, выполнявшая во время блокады на своем токарном станке

полторы взрослые нормы.

Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакаты над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками:

Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакаты над рабочими местами мальчишек и девчонок.

Там было написано их руками:

"Не уйду, пока не выполню норму!"

Резко увеличилось число детских домов.  Если в конце 1941г. их было 17 , то весной 1942г. – 98 . В них было принято более 40 тыс. детей – сирот.

Резко увеличилось число детских домов.

Если в конце 1941г. их было 17 , то весной

1942г. – 98 . В них было принято более 40 тыс. детей – сирот.

Награды юным ленинградцам Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями  «За оборону Ленинграда» . Через все ужасы они прошли как достойные соратники взрослых.

Награды юным ленинградцам

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями  «За оборону Ленинграда» . Через все ужасы они прошли как достойные соратники взрослых.

Не было таких событий и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с

Не было таких событий и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки.

На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками –

На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – "сыновьями полков", получившими награды на полях сражений.

Из дневников и  мемуаров

Из дневников и

мемуаров

Трагедия блокадного Ленинграда

Трагедия

блокадного

Ленинграда

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль  «За оборону Ленинграда» В блокадных днях Мы так и не узнали: Меж юностью и детством Где черта?.. Нам в сорок третьем Выдали медали И только в сорок пятом Паспорта.

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль «За оборону Ленинграда»

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом

Паспорта.

Памятник «Юным героям обороны Ленинграда» В Таврическом саду

Памятник

«Юным героям обороны Ленинграда»

В Таврическом саду

Памятник «Сто двадцать пять блокадных грамм…» Политехническая улица

Памятник

«Сто двадцать пять блокадных грамм…»

Политехническая улица

Памятник «Детям блокадного Ленинграда» Васильевский остров Наличная улица

Памятник

«Детям блокадного Ленинграда»

Васильевский остров

Наличная улица

Памятник «Цветок жизни»

Памятник «Цветок жизни»

Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе — пресечется род наш человеческий.

Нельзя сердцу прекращать помнить,

иначе — пресечется

род наш человеческий.