Дети
блокадного
Ленинграда
22 июня 1941 года войска фашистской Германии напали на нашу Родину.
Началась Великая Отечественная война.
Через два месяца после этого , в августе 1941 года, немцы начали мощное наступление на Ленинград. Мир затаил дыхание.
.
Фашисты планировали захватить Ленинград, а после этого развернуть огромное наступление войск на Москву. Тогда люди встали плечом к плечу на защиту родного города.
Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек.
Игрушки детей блокадного города
Всесторонняя забота о детях давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.
Писатель Александр Фадеев в путевых заметках
" В дни блокады" писал:
"Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.
Ленинградские мальчишки и девчонки потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом...
И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке ".
Учеба детей в осажденном городе
Несмотря на суровую обстановку фронтового города было принято решение продолжать обучение детей.
В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домов, а с 3 ноября
в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.
В страшных условиях нужно было не только учиться, но и научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке.
Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки.
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.
Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.
Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике:
" Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый, зимний свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... "
Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».
Эвакуация
К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города.
Блокадный хлеб
125 граммов
Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.
Одна из учениц писала об этой новогодней елке:
"6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти".
«Огородная жизнь» школьников
блокадного Ленинграда
Весной 1942 года весь блокадный Ленинград принялся выращивать овощи. В огороды превратились сады, скверы, бульвары, набережные и откосы каналов. Покрылись грядками и Марсово поле, и Летний сад, и Висячий сад Эрмитажа, газоны вокруг памятников и пустыри между разбомбленными домами.
В каждой горстке земли и в каждом ростке была жизнь, спасительная для изголодавшихся ленинградцев.
Вера Осиповна ЕГОРОВА,
ребенком пережившая блокаду, вспоминает, что в 1941 году собирали и лебеду, и крапиву, и корни лопуха, варили и ели. А когда сгорели Бадаевские склады и земля под ними пропиталась расплавленным сахаром, люди брали эту землю, кипятили ее и пили потом сладковатую воду.
Вера Осиповна жила в прифронтовой полосе — в самом конце Рощинской улицы. Рядом были огороды Московского района.
Весной 1944 года посадили куски картофельной кожуры с глазками. Хоть и небольшой, но получился урожай картофеля необыкновенно вкусный . Поливали чайниками, воду брали из воронок.
« Мы здесь живем очень плохо , - пишет в письме семилетний мальчик печатными буквами. – Голодные, как волки зимой. А у меня аппетит такой, что кажется дали бы три буханки хлеба, все бы съел ».
Вот записка Вали Чепко, которую она назвала
«меню после голодовки, если я останусь жива» .
1-е блюда : суп картофельный, овсяный…
2-ое. каши : овсяная, пшеничная, перловая, гречневая…Котлета с пюре, сосиска с пюре
. И тоскливая подпись : об этом я и не мечтаю.
Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой.
Девочка умерла от голода в 1942 году.
В ту первую страшную блокадную зиму в городе каждый день от голода умирали 2-3 тыс. человек.
«Мне было десять лет , - вспоминает один из жителей блокадного города А. Молчанов. - Я ходил за водой с чайником. Была такая слабость, что пока донесу воду, несколько раз отдыхаю. Раньше, поднимаясь по лестнице, бежал, перепрыгивая через ступеньки. А теперь, поднимаясь по лестнице, часто садился и отдыхал. Больше всего боялся – вдруг не смогу донести чайник с водой, упаду, расплескаю. Мы были настолько истощены, что не знали, уходя за хлебом или водой – хватит ли сил вернуться домой. Мой школьный приятель пошел за хлебом, упал и замерз. Его занесло снегом».
«Заменим у станков отцов!»
«Заменим у станков отцов!» - этот призыв прозвучал с первых дней войны. И учащиеся школ пошли работать на предприятия, чтобы помогать старшим выпускать оборонную продукцию.
Весной 1942 года 12-15 летние ребята становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки.
На заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков, показавших в боях свое превосходство над немецкими.
В цехах рвались снаряды, завод бомбили, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки и прямо направлялись на фронт.
Токарь 3-го разряда
15-летняя Вера Тихонова, выполнявшая во время блокады на своем токарном станке
полторы взрослые нормы.
Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакаты над рабочими местами мальчишек и девчонок.
Там было написано их руками:
"Не уйду, пока не выполню норму!"
Резко увеличилось число детских домов.
Если в конце 1941г. их было 17 , то весной
1942г. – 98 . В них было принято более 40 тыс. детей – сирот.
Награды юным ленинградцам
Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда» . Через все ужасы они прошли как достойные соратники взрослых.
Не было таких событий и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки.
На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – "сыновьями полков", получившими награды на полях сражений.
Из дневников и
мемуаров
Трагедия
блокадного
Ленинграда
В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль «За оборону Ленинграда»
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом
Паспорта.
Памятник
«Юным героям обороны Ленинграда»
В Таврическом саду
Памятник
«Сто двадцать пять блокадных грамм…»
Политехническая улица
Памятник
«Детям блокадного Ленинграда»
Васильевский остров
Наличная улица
Памятник «Цветок жизни»
Нельзя сердцу прекращать помнить,
иначе — пресечется
род наш человеческий.