СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Память, ее виды. Диагностика уровня развития памяти.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из основных свойств личности является память. Человек, лишённый памяти, по сути дела, перестаёт быть человеком. Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Просмотр содержимого документа
«Память, ее виды. Диагностика уровня развития памяти.»

Память, ее виды.

Диагностика уровня развития памяти.


Одним из основных свойств личности является память. Человек, лишённый памяти, по сути дела, перестаёт быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например, академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но хорошая память не всегда гарантирует её обладателю высокий интеллект. Психолог Т. Рибо описал слабоумного мальчика, который легко запоминал ряды чисел. И всё же память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Различают три вида памяти:

  1. наглядно – образную память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т.д.;

  2. словесно – логическую, при которой преимущественно запоминают понятия, термины, схемы, формулы;

3)эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Кроме того, существует разделение памяти на два типа в зависимости от длительности хранения информации: кратковременную память, когда материал запоминается быстро и очень ненадолго; долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.

Память разделяют ещё на механическую и смысловую. Механическая память основана на зубрёжке, а смысловая – на осмысленном запоминании.

Иногда без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал « всплывает» в памяти человека. Такая память носит название - «непроизвольной». Произвольная память имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.

Различными бывают и основные свойства памяти: объём (сколько информации человек может сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит), организованность.

Д.В.Эльконин, характеризуя память подростков, писал, что она становится «мыслящей». Усиливаются роль и удельный вес смыслового запоминания по сравнению с наглядно образным. Подросток может сознательно управлять своей памятью и регулировать его проявления: запоминание, воспроизведение, припоминание.

Развиваясь, логическая память становиться ведущей. Подростки более часто употребляют именно этот вид памяти. Соответственно реже ими используется для запоминания информации механическая.

В подростковом возрасте происходит решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими процессами. Исследования памяти детей данного возраста показали, что для подростка вспомнить – значить мыслить. Процесс запоминания подростка сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим связям между понятиями и явлениями.

Для того чтобы школьники могли успешно учиться в среднем звене школы, у них должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.

Подростка надо научить правильно ставить цель для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если подросток запоминает материал с установкой, что эта информация понадобиться в скором времени, то материал усваивается быстрее, помниться дольше, воспроизводиться точнее.

Прежде чем приступать к тренировке памяти, необходимо провести диагностику памяти у подростка, т. е. знать особенности памяти. Занятия следует проводить в эмоционально приятной обстановке (там, где положительные эмоции, - высокая готовность к восприятию). Следует помнить о том, что утомляемость, тревожность являются врагами памяти. Для хорошего запоминания необходимо и хорошее здоровье.


Диагностика уровня развития памяти.


Уровень зрительной памяти.

Ребятам показывается таблица в течении 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течении 1 минуты воспроизвести на бланке (можно либо зарисовать, либо выразить словесно). (приложение №7) Норма 6 правильных ответов. Большее число правильных ответов говорит о хорошей зрительной памяти на образы.


Методика «Запомни двухзначные числа»

Для диагностики зрительной механической памяти можно воспользоваться таблицей с 12 двузначными числами. Таблица демонстрируется в течении 30 секунд, потом ребята должны записать числа в любом порядке. Если правильно записаны 8-9 чисел, то это свидетельствует о хорошем развитии зрительной механической памяти.

Пример: 34 48 52

64 87 16

43 76 93

26 12 51


Методика «Фигуры и знаки»

В течении 30 секунд учащиеся знакомятся с таблицей, в которой изображены фигуры и знаки.(приложение №8) Потом в течении 45 секунд надо нарисовать, что запомнили в пустых таблицах. Оценка в условных баллах по результатам двух исследований: норма 5-6 баллов.

Баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Колич. Фигур

13

12

11

9-10

7-8

5-6

4

3

2


Уровень слуховой памяти.

Методика « 10 чисел».

10 трёхзначных чисел прочесть один раз. Затем попросить подростка воспроизвести эти числа. Каждое правильно названное число 1 балл. Норма 6 названных чисел.

Пример: 137 283 541 976 648 832 753 917 473 362

Уровень оперативной памяти.

Учащимся зачитываются ряды из пяти однозначных чисел, задание – запомнить числа в той последовательности, в которой они прочитаны. Затем следует в уме сложить первое число со вторым, записать сумму, вторе с третьим и записать сумму, третье с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Всего должно быть четыре суммы. Пять правильно выполненных заданий говорит о хорошей оперативной памяти.

Пример: 3 1 5 2 7 Ответы: 4 6 7 9

4 4 3 5 2 8 7 8 7

1 3 1 5 2 4 4 6 7

6 3 1 5 2 9 4 6 7

4 2 6 1 3 6 8 7 4

7 1 5 2 1 8 6 7 3 и т.д.


Уровень скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти.

На большом листе бумаги написано 20 слов:


Лещ чай дуб кастрюля корова окно луна арбуз земля тыква

Акула книга воробей рука цапля нос лопата часы молоток хлеб


Медленно зачитать один раз все слова. Затем убрать лист со словами, даётся 3 минуты для воспроизведения слов. Затем ещё два раза зачитываются слова. Ребята воспроизводят, что запомнили, письменно Третий раз учитель читает слова 2 раза, снова ученики по памяти записывают слова.

Оценка результатов: те учащиеся, которые после первого прочтения воспроизводят наибольшее число слов, отличаются лучшей скоростью, точностью и организованностью памяти ( за каждое слово по 0,5 баллов).

Те учащиеся, которые после первого прочтения показали средние результаты, получают, получают средний балл(обычно это 5 баллов).

Через 3 дня можно попросить учащихся по памяти воспроизвести текст в течении трёх минут. После этого оценивается долговременная память. За каждое правильно воспроизведённое слово даётся 0,5 балла.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!