СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Память и благодарность"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа посвящена Герою Советского Союза Ивану Степановичу Мартынову

Просмотр содержимого документа
«" Память и благодарность"»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Новосибирской области

«Купинский межрайонный аграрный лицей»

632735 Новосибирская область

Г.Купино ул. Садовая №143

Телефон 8(38358)23-438

Факс 8(38358)21-957








Исследовательская работа на тему:

«Память и благодарность (семейная реликвия)»

В рамках социально-значимого проекта«Я помню! Я горжусь», посвященного светлой памяти участников Великой Отечественной войны, труженикам тыла





Выполнила:

Власова Вера, обучающаяся

группы 5Х по профессии

«Хозяйка усадьбы» 3 курс курс,

Научный руководитель:

Погорельцева Ольга Васильевна,

преподаватель истории;

Купино-2019 г.

Содержание.



I. Введение.

- актуальность данной темы ( в рамках проекта «Я помню! Я горжусь!»);

-цель;

-гипотеза;

-задачи;

-методы исследования;

-практическая значимость;

- личная значимость данной темы

II. …а в ответ тишина, 
Он вчера не вернулся из боя.

III. Заключение. Бессмертие.






















Введение

 



Актуальность темы.

…Уж выросло не одно поколение, которое не испытывало на себе горячего дыхания величайших испытаний и знает о них из уроков истории, книг, фильмов и всё меньше от тех, кто прошел эту войну. К сожалению, ветераны уходят от нас, потому что время берет своё. Горькая правда такова, что героев, которые прошли все те страшные годы, становится всё меньше. А значит, исчезает живая память. Поэтому священный долг каждого поколения – сохранить имена солдат – защитников Родины, тружеников тыла для своих потомков. Солдаты Великой Отечественной войны, живые и павшие являются примером того, как надо любить Родину, отстаивать её честь, достоинство и свободу.

Мы живущие в относительно мирном пространстве и времени, упоённые свободой, мы, чьи деды и прадеды сложили головы на алтарь Победы не должны забывать, вопреки фальсификаторам истории всех времён и народов -какою ценой завоёвано счастье.

Наш проект «Я помню! Я горжусь», в рамках которого я участвую, посвящен светлой памяти участников Великой Отечественной войны, труженикам тыла (приложение №1).

Цель: в связи с глубоким убеждением сохранения памяти, связующей преемственность поколений, обучающимися (к числу которых принадлежу и я) и преподавателями Купинского межрайонного аграрного лицея, в составе клуба «Наследники», было решено создать информационный фонд, способствующий глубокому осознанию Великого подвига советского народа и постижению этого подвига через изучение фактов жизни ветеранов- родственников, переживших войну.

  Гипотеза: могу предположить, что познание жизненного пути родственников - ветеранов Великой Отечественной войны

поможет качественно повысить уровень патриотизма у моих ровесников, положительно повлиять на формирование их гражданской позиции.

Задачи.

Мною в составе поискового клуба «Наследники» с марта 2019 года была организована деятельность по следующим направлениям:

1. Поисково-исследовательское:

- сбор материалов о родственниках – участниках войны.

- работа в семейных архивах;

- интервью, беседы с родными и близкими.

2. Творческое:

- написание исторического мини-очерка «Победители», положенного в основу «Книги Памяти» (Приложение №1);

- участие в создании презентации, видеофильма «Сводки с личного фронта»

3. Практическое: участие в мероприятиях «Ты хочешь мира? Помни о войне!», «Бессмертный полк», «Свеча Памяти», создание Книги Памяти.

Методы исследования.

1. Сбор информации из семейных архивов.

2. Анкетирование.

3. Социологический опрос.

4. Интервью.

5. Анализ информации.



Сроки и продолжительность проектной деятельности: март 2018года-


Практическая значимость.

1.Обогащение нравственного и интеллектуального багажа знаниями о героическом прошлом своих родных и близких.

2. Осознание гордости за подвиг народа СССР и вклад своих родных в эту победу.

3. Практический выход- участие в мероприятиях «Ты хочешь мира? Помни о войне!»,«Бессмертный полк», «Свеча Памяти», создание Книги Памяти, написание исследовательской работы.

4.Информация может использоваться- на уроках , классных часах, внеклассных мероприятиях, любыми учащимися, родителями, педагогами.



Личная значимость

Я родилась в счастливое мирное время, но много слышала о войне, ведь горе не обошло стороной, ни одну семью нашей страны…

С детства я знала, что у меня был замечательный прадед Герой Советского Союза Мартынов Иван Степанович. Будучи школьницей, я с большим интересом слушала рассказ бабушки Пауль Галины Ивановны о судьбе её дяди. Однажды бабушка предложила мне познакомиться с семейной реликвией - слегка потёртым альбомом ,бережно хранящим повествование о короткой, но яркой жизни « дяди Вани». Затаив дыхание я открыла его….

Мне захотелось самой проанализировать данный материал о моём прадедушке и поведать о нём всем. А ещё хочется опровергнуть нелепую концепцию: 



Говорят, что в третьем тысячелетии

Изменилось все на огромной планете:

Изменились законы, изменились понятья,

Увлеченья, пристрастья, виды занятий…

Что другая растет молодежь, и что ей

Никакого нет дела до дедовских дней,

Будто ей наплевать на историю в целом,

Что в ней память чужда, в ней душа оскудела.































а в ответ тишина, он вчера не вернулся из боя.

(В. Высоцкий)

… Даже спустя десятилетия, нелегко оценивать события той далёкой войны, но ещё труднее понять, что всё это возможно было пережить, очутившись в гуще тех реалий, которые оказались ключевыми и решающимися для всего мира, для моей страны, для моей семьи, для каждого отдельного человека.

В моей семье бережно хранится реликвия, которая торжественно (не побоюсь этого пафоса) переходит из поколения в поколение – потёртый альбом с фотографиями, письмами, документами. Альбом вместил свидетельство о жизни брата моей прабабушки, совсем ещё юного, на первый взгляд, ничем не примечательного деревенского мальчишки. В конце альбома есть сноска: «Память о мужестве, о подвигах, свершённых советскими воинами во имя чести и независимости своей Родины нетленна. О героях слагают легенды…». Так кто он этот легендарный герой, чьи дела шагнули в бессмертие (приложение №2)?

Родился он в сибирской деревушке Некрасовка Купинского района Новосибирской области в 1925 году в семье крестьянина Мартынова Степана Леонтьевича, а нарекли его Ваней. Детство деревенских мальчишек 20-30 годов заканчивалось, так и не начавшись – рано приучали к тяжелому крестьянскому труду и раннее осознание чувства ответственности за каждого в большой семье, было одним из качеств деревенских ребятишек. В 1933 году Ваня Мартынов поступил в Некрасовскую начальную школу, а по окончанию её – в Новосельскую семилетку. Среди сверстников ничем не выделялся. Правда, Ваня много читал, хорошо играл на балалайке, мандолине, занимался в музыкальном кружке, пел деревенские частушки. «Тучи над городом встали»»- была его любимая песня. Неплохо он и рисовал. Чем становился старше, тем ярче проявлялись у Вани такие черты характера, как верность дружбе, настойчивость, уважение к старшим, умение защитить ближнего.

Во время учёбы в школе был активным пионером, учился на «хорошо» и «отлично» и часто получал похвальные грамоты. В 1940 году с похвальной грамотой окончил седьмой класс. По меркам того времени, Ваня был практически взрослым, полноценным человеком, поэтому и определили его в колхозе в полевую бригаду учётчиком.

Грянул 1941 год. Мирная жизнь прервана. Уже на второй день войны по мобилизации и добровольно купинцы встали на защиту Родины. Простившись со своими родными, оставив плуг пахаря, взяли они в руки винтовки и ушли на фронт, надолго покинув своих матерей, малых детей, жен, невест, - или навсегда…. С плачем, с младенцами на руках провожала деревня Некрасовка своих сыновей на страшную войну. Ушёл на фронт и отец Вани Мартынов Степан Леонтьевич и старший брат Андрей.

Испытание войной - самое жестокое испытание в мире. Наши предки преодолели длинные изнурительные походы в зимнюю стужу и летний зной, шли бесконечные километры с боями и в отступлении под затяжными осенними дождями и в весеннюю распутицу (из этих походов впоследствии сложатся громкие битвы: Московская, Сталинградская, Курская…). Не миновала эта участь и моего героя! В январе 1943 Купинским райвоенкоматом Мартынов Иван Степанович был призван в Советскую Армию и направлен в город Кемерово в полковую школу. В сентябре 1943 года он был уже на фронте…

В 212 гвардейский полк 75 гвардейской стрелковой Бахмачской Краснознамённой дивизии Иван Мартынов прибыл незадолго до того, как это прославленное соединение вышло к берегам Днепра. Во взводе, которым командовал младший лейтенант Яржин, он встретился со своими земляками из Купинского района: Алексеем Ершовым и Иваном Мычко. Парни сразу же обратили на себя внимание командира своей сибирской закалкой, усердием в выполнении требований Военной присяги.

Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский говорил, что «лучших воинов, чем сибиряк и уралец,… мало в мире», и сибиряки посылались на самые трудные операции. Пять сибирских дивизий в годы суровых испытаний стояли насмерть на фронтах Великой отечественной войны, и в каждой из них были «Ваньки, Гришки, братики, сыновья». Для нас «деды, прадеды…»

«Чуден Днепр при тихой погоде…,- так писал о нём Николай Васильевич Гоголь - великий русский писатель. Но 23 сентября 1943 года величественный Днепр был суров и опасен. В ночной туманной мгле отчётливо улавливался бурлящий шум днепровской воды, да приглушённый немецкий говор на противоположном берегу реки.

«Этой осенней туманной ночью гвардейцы двести двенадцатого Гвардейского полка семьдесят пятой гвардейской дивизии вслед за разведчиками вышли к берегам сурового Днепра и без суеты и без шума, ( восемь дней и ночей в Приднепровье проходили генеральные репетиции войск по штурму Днепра) на подручных средствах начали переправу через реку.

И вот, когда готовился очередной рейс, гвардейцы услышали стук работающего двигателя. «Что это могло быть?» - с тревогой в голосе командир роты задал вопрос своим разведчикам. Разведчик, молодой сильный сибиряк Вася Широкоплечий - такое присвоили ему прозвище разведчики из-за его широких, сильных плеч, прилег на борт лодки, прислушался и бойко сказал: «Товарищ капитан, похоже в нашу сторону идёт речное судно», «Приготовить гранаты к бою!», - дал команду ротный.

Стук двигателя каждой минутой нарастал, и вот через полчаса из темноты, нависшей над рекой, показался вражеский патрульный пароход. Затаив дыхание, десантники ждали его приближения. Пароход, ритмично шлёпая своими деревянными лопастями по воде, поравнялся с лодками и плотами роты. Гвардейцы дружно забросали судно гранатами, обстреляли ураганным огнём из пулемётов и автоматов.

Немцы от неожиданности растерялись и отошли к правому («своему») берегу. Опомнившись, фашисты ударили по гвардейцам из всех имеющихся в их распоряжении огневых средств.

Завязался ночной бой. Командир роты принял дерзкое решение и отдал команду взводу десантников, в котором служил Иван Мартынов, захватить немецкий пароход. Взвод десантников на лодках атаковал немецкое судно. Вслед за разрывами гранат на борт парохода первыми ворвались трое земляков. И среди них - Иван Мартынов. Разгорелся беспощадный, страшный бой: взрывы гранат, автоматная трескотня, крики «ура», удары прикладов - всё смешалось с немецкими проклятиями и стонами раненых»

Казалось ничего особенного – жестокие и без прикрас будни войны. И смерть она буднична и привычна. И мой семнадцатилетний прадедушка со своими юными однополчанами, прокладывая путь взрывами гранат, рвались вперёд, выполняя свой воинский долг перед Отчизной. Они уничтожили более двадцати фашистов, в том числе два пулемётных расчёта. Разве это ни подвиг?!  Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Это было не безотчетное действие, а убежденность в правоте и величии дела. А они были безусы, не искушены жизнью и… бессмертны в своём величии!

А в дальнейшем захваченный вражеский буксирный пароход был немедленно использован для переброски на правый берег Днепра остальных подразделений полка. Форсировав реку, 2- стрелковый батальон приступил к расширению плацдарма. Фашисты, опираясь на мощные укрепления, не оставляли без боя ни одной позиции. И всё же гвардейцы, в том числе и взвод Яржина, продвигались вперёд. Все действовали смело, решительно. Мужеством и отвагой Ивана Мартынова восхищались даже бывалые воины. В бою на плацдарме он истребил около 25 гитлеровцев.

В начале октября 1943 года Вани Мартынова не стало, в боях за Днепр он пал смертью храбрых

Газета «Правда» 17 октября 1943 года писала: «Много великих дел, совершённых во славу Родины, видел на своих берегах седой Днепр… Героическими преданиями, овеяна его старина. Но меркнут все былые подвиги перед подвигами воинов Красной армии: ещё не было такого на берегах Днепра» ( приложение №3).





































Заключение.

А дальше была жизнь… после смерти. Моя прабабушка Анастасия Степановна Карюкина так и не смогла смириться с потерей братьев ( старшего Андрея и младшего Ивана). Уж отгрохотала канонада войны, наладилась жизнь, но не утихла горечь, переполнявшая сердце. И начались поиски по месту захоронения, милых сердцу близких людей. Куда только не обращалась бабушка Настя ( Военно –медицинский музей Министерства обороны СССР, Центральный ордена Красной Звезды архив Министерства обороны СССР, в приемную Президиума Верховного Совета СССР, клуб фронтовых друзей «Победители»)( приложение №4). Ответ был один неутешительный и обезнадёживающий: «Сведениями о месте захоронения …не располагаем».

В 1988 году прабабушка получила копию Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1948 о награждении: «за успешное форсирование Днепра севернее Киева, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии рядовому Ивану Степановичу Мартынову Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено высокое звание Героя Советского Союза (посмертно)» (приложение №5).

Отрадой ей стало налаживание контактов с однополчанами Вани. Одним из них был легендарный боец разведроты- полковник Ахмедов Михаил Владимирович- кавалер высших наград СССР и США .С большой теплотой в своем письме прабабушке, он вспоминает о своём друге – сибиряке. « С Курской дуги мы шли всегда рядом в одном взводе, роте, батальоне 241 стрелкового полка…» Что может быть ценнее дружбы, закалённой испытаниями! (приложение № 6).

Важным сообщением для моей семьи стала весть о существовании музея Боевой Славы и аллеи Героев на черниговской земле. «На этом священном месте происходит принятие военной присяги, ежегодно 9 мая и 7августа, в день образования части, проходят митинги, спортивные пробеги и торжественные возложения венков и гирлянд» (приложение №7).

Уже давно нет в живых моей прабабушки Карюкиной Анастасии Степановны. Про подвиг моего прадедушки Мартынова Ивана Степановича -Героя Советского Союза поведают теперь и в Купинском и в Баганском краеведческих музеях, музеях , основанных на родной земле. Его имя увековечено на монументах Славы, его именем названа улицы в Купино ( приложение №8), в Светлогорске Гомельской области… Его подвигом и мужеством гордимся мы, его потомки. И эту память у нас не отнять!

9 мая в нашей семье считается великим праздником и днем памяти нашего прапрадеда Мартынова Ивана Степановича. Каждый год 9 мая моя семья ходит на митинг с портретом нашего прадеда участника Великой Отечественной войны, также его портрет есть на мемориале «Герои Советского Союза» на центральной площади города Купино.

Война – это великий урок для всех людей. Мы должны помнить героев, которые отдали свою жизнь за нас, за мир и счастье на земле.

Пройдут годы. … Вырастит ни одно поколение потомков. Трепетно листаю страницы альбома. С фотографии смотрит на меня пытливо и жизнерадостно мой несостоявшийся советчик, и наставник, мой герой. И память сердца становится всё пронзительней. Она бессмертна!

Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые…
Отражается небо в лесу, как в воде, —
И деревья стоят голубые.









Список используемой литературы



1.Личные архив семьи, в которых содержатся документы, награды, фотографии.

2.Информация с сайтов «Бессмертный полк», «Подвиг Народа»

3.Книга Памяти Новосибирской области
4.Звёзды доблести ратной. Западно - Сибирское книжное издательство. Новосибирск.1979 г

5.Газета «Степная нива» от 23 февраля 1989 год.

6. Газета «Известия» от 20 февраля 1988 года.





























Приложение №1



















Приложение №2















Приложение №3





Приложение №4



















Приложение №5

Приложение №6





Приложение №7















Приложение №8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!