СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Память о Холокосте - путь к толерантности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Массовое уничтожение еврейского населения в период Великой Отечественной войны на территории СССР и в Курском районе Ставропольского края.

Просмотр содержимого документа
«Память о Холокосте - путь к толерантности»

Память о Холокосте – путь к толерантности

Урок истории в 11 классе.



Цель урока.

  • добиться усвоения учащимися уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире;

  • формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества.


Задачи урока.

  • формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

  • воспитание у учащихся понимания опасности ксенофобии, шовинизма, неонацизма, антисемитизма;

  • формирование у учащихся интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн;

  • стимулирование и активизация поисковой, научно-исследовательской и творческой деятельности школьников;

  • развивать умения анализировать, делать выводы и обобщения, использовать полученные знания.


Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация




Ход урока


Вступительное слово учителя.

О Холокосте трудно говорить, думать, писать. Если бы этот кошмар ХХ века остался в прошлом, наверно можно было хладнокровно исследовать его истоки, исторический контекст. Увы, история ничему не учит, все повторяется. Холокост - это общечеловеческая катастрофа, а не только еврейская национальная трагедия. Каждое поколение вынуждено ответить на вопрос, почему подобное стало возможным. Удивительно, но нет иммунитета от такого абсолютного человекоубийства.

Известный британский государственный деятель и политолог XVIII века Эдмунд Брюк справедливо заметил, что для того, чтобы зло восторжествовало, необходимо лишь, чтобы порядочные люди ничего не делали. Ужас Холокоста невозможно до конца осознать, но мы должны понимать, с чего все это началось, и быть на страже. Сейчас, когда мир в культурном плане разделен больше, чем когда - либо, когда поднялась новая волна антисемитизма, тема Холокоста заслуживает первоочередного внимания. Уроки Холокоста и предшествующих ему событий должны заставить цивилизованный мир защитить себя.

Холокост по-гречески означает «огненная жертва». Этот термин используется для обозначения одной из крупнейших этнополитических трагедий в истории мировой цивилизации – истребления 6 миллионов евреев в годы Второй мировой войны в концлагерях и других гитлеровских «фабриках смерти».

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв холокоста.

В день 60-й годовщины холокоста Европарламент принял резолюцию, осуждающую холокост: «Сотни тысяч евреев, цыган, поляков и узников других национальностей были убиты в Освенциме и мы подчеркиваем, что память об этих событиях важна не только как напоминание и осуждение преступлений нацистов, но также в качестве назидания об опасности преследования людей на основе расы, этнического происхождения, религии, политических взглядов».

Лидеры и представители более 40 государств, присутствовавших на памятной церемонии в Освенциме, решительно осудили холокост, антисемитизм и ксенофобию.

Сегодня на уроке мы должны выяснить: почему стала возможна трагедия еврейского народа? Каковы уроки Холокоста? Предлагаю вам выяснить причины Холокоста.





Причины холокоста

Некоторые исследователи связывают Холокост с долгосрочной политикой нацистов по коренному изменению населения Земли. По мысли Х. Арендт (1968 г.) уничтожение евреев и цыган должно было послужить подготовкой для уничтожения остальных групп населения. Это могло подавить сопротивление и приучить к мысли о неизбежности гибели, что не противоречило догме национал-социализма..


По мнению немецких социологов Г. Али и С. Хайм (1993 г.) причиной Холокоста является попытка насильственной модернизации и переориентации Восточной Европы. Фашисты надеялись, как это декларирует Гитлер в своей книге, освободить пространство для размещения немецких колонистов, оставив необходимое для работы количество коренного населения в качестве нижнего сословия.

Э. Нольте приходит к выводам, что Холокост - это борьба с большевизмом и борьба с еврейской расой.


Общий обзор мнений о причинах холокоста сделал историк Иосиф Кременецкий в статье «Можно ли понять Холокост?»

Масштабы преступлений фашизма превосходят всё, до сих пор существовавшее. Преступления Холокоста касались в основном евреев и цыган. Они совершались на фоне жесточайшей Второй мировой войны. Огромные жертвы и разрушения почти во всех странах Европы потрясли сознание народов. Но преступления Холокоста отличались от обычных военных преступлений своей целенаправленностью. Это были не стихийные проявления мести возбуждённых людей. Они характеризовались предварительной подготовкой и организованностью. Впервые уничтожение человечества было поставлено на промышленную основу. Десятки тысяч людей и множество современного оборудования использовалось для уничтожения ни в чём не повинных людей стариков, женщин и детей. Они не только уничтожались, их останки и имущество перерабатывались и использовались такими же “человеческими существами”. Открыто на людях проводились жестокие медицинские исследования. Такого история не знала.


Учитель. Мы уже отмечали, что истребление еврейского народа – это глубоко продуманная политика фашистской Германии. Как начиналось её осуществление?


Ученик. Преследование евреев началось сразу после прихода к власти нацистов, но не сразу они пришли к мысли тотального уничтожения.

1. В 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, которые разделили население Германии на две части: немцев и не немцев. Не немцы были лишены права голоса, политических и иных прав. Они стали не гражданами.

Многие евреи пожелали уехать из Германии, но почти все страны закрыли перед ними свои двери. Собственного государства у них не было. Все же с 1933 по 1939 году из Германии бежало 330 тысяч человек.

У немцев были разные планы по решению, так называемого, «еврейского вопроса»: выселение их на территорию СССР, на остров Мадагаскар (юг Африки), изоляция на территории Польши. Эти планы не были реализованы.

2. Ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в истории носит название Хрустальная. За одну ночь, в основном гитлеровской молодёжью, был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тыс. арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау. Поводом к погрому послужило убийство евреем советника немецкого посольства в Париже. Это была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии.




С началом Второй мировой войны нацисты захватили регионы компактного проживания еврейского населения — Польшу, Прибалтику, Украину, Белоруссию.

В крупных городах (намного реже — в городах небольших) создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей. Крупнейшее гетто было создано в Варшаве, в нём содержалось до 480 000 евреев.

На территории СССР крупнейшими были гетто во Львове (409 тысяч человек, существовало с ноября 1941 по июнь 1943 года) и Минске (около 100 тысяч человек, ликвидировано 21 октября 1943 года).



Убийства евреев Юга России и Северного Кавказа начались летом 1942 г. после оккупации нацистами этих регионов. 23 июля 1942 г. произошло массовое убийство евреев Ростова-на Дону в Змиевской балке. Всего на территории трех автономных республик, двух краев и трех областей РСФСР, оккупированных летом-осенью 1942 г., погибло около 70 000 евреев.

Много написано научных, художественных книг на тему европейского Холокоста, но совершенно не исследована тема Юга России и Северного Кавказа. В фашистской Германии серьезно изучали проблему происхождения горских евреев. Во Франции они столкнулись с евреями из Грузии, Средней Азии, Ирана и Афганистана. Их не отправили в лагеря уничтожения. Но к концу 1941 года в брошюре с грифом "Для служебного пользования" под названием "Список наций, народов и народностей, живших в СССР" горские евреи названы просто евреями. Профессор Г. Киттель, к которому обратились нацисты, ответил, что вопрос сложный и ответить на него можно только проведя исследования на месте.

В Крыму в 1920-е гг. был создан колхоз им. Шаумяна. Немецкие войска вначале не обратили внимания на них, но "доброжелатели" открыли глаза фашистам на их "упущение", и 114 горских евреев были расстреляны. 23 июля1942г. немецкие войска захватили Северный Кавказ, дальше они продвинуться не смогли. Они не успели захватить Грозный, Буйнаск, Кизляр, Дербент, где жили еврейские общины. На занятой территории были два центра: еврейский колхоз в Богдановке под Моздоком и Менжинск.



Трагедия жителей хутора Менжинский

С 16 на 17 августа 1942 года станицу Курскую заняли пехотные подразделения генерала Гофмана. В станице появились: концлагерь для военнопленных, открылась пекарня, бойня, были взяты на учет лица еврейской национальности. Появились грозные приказы полевой комендатуры, начались сборы продуктов у населения. А в сентябре 1942 года оккупанты начали физическое уничтожение лиц еврейской национальности. В итоге геноциду подверглось около 300 жителей хутора Менжинский.

Все взрослое население выгоняли на возведение оборонительных сооружений и ремонт дорог в районе и станице. Людей привозили на подводах, устанавливали охрану и весь световой день заставляли работать, не заботясь о воде и пище. Многие от теплового перегрева обессилено падали на землю, их тут же пристреливали. 19 октября 1942 года в хутор Менжинский приехала группа карателей и предложила жителям приготовиться к отъезду в станицу Курскую. Было разрешено взять с собой не более 40 кг. вещей и продуктов. Люди, разумеется, брали самое ценное. К вечеру у комендатуры станицы Курской собралось 250 человек. Людям было предложено сложить в установленном месте привезенные вещи, а самим грузиться в поданные крытые грузовики. Путь их был не далек… Вскоре толпа людей, оставшихся у комендатуры притихла, услышав стрельбу автоматов в восточной части станицы. Людей до полуночи возили к месту казни. Старожилы вспоминают: место казни стонало и просило о помощи весь остаток ночи и половину следующего дня. Братской могилой для мирных жителей стали вырытые в земле печи кирпичного завода, что стоял в районе винпоселка «Восход». Могила приняла в общей сложности 250 человек, в том числе 218 жителей хутора Менжинский. Красивый степной хуторок в одночасье вымер.

В настоящее время в винпоселке «Восход» на месте гибели еврейского населения находится братская могила и памятник жертвам геноцида.



Уничтожение жителей села Богдановское

22 августа 1942 года немцы оккупировали село Богдановское. Население села на 90% составляли евреи. Оккупанты тут же вывесили приказ об установлении нового порядка и определили комендантский час. 24 сентября в село прибыл карательный отряд 10-го подразделения СД майора фон Шульца, который уже имел опыт уничтожения мирного населения. Каратели собрали к зданию комендатуры стариков и подростков. Им был отдан приказ: в спешном порядке восстановить колодец за селом, обвалившийся в 1937 г. Работу возглавил житель немецкой колонии Фриденгаль Шеффер.

Начальник местной полиции П. И. Рыбалко тут же получил приказ: готовить население к отправке на Украину. Отъезжавшим разрешалось взять с собой вещи и 40 кг. продуктов. 25 сентября население было собрано у здания местной школы. Первыми погрузили на транспорт мужчин. Их повезли в небольшую балочку, где находился колодец, и оттуда вскоре донеслась стрельба. Все было ясно. Обезумевших людей уже не возили к месту расправы, а гнали несколькими группами в расчете на заданный ритм кровавого конвейера. Едва последние от прежней партии падали в колодец, подходила - новая. Грудных детей остервенело отдирали от обезумевших матерей, подбрасывали над пропастью колодца и в воздухе расстреливали. А если ребенка не находила пуля, то он был задушен телами падающих матерей.

Всего богдановская могила приняла 452 человека. Все село в одной могиле! Даже страшно подумать. Давыду Кишееву исполнилось тогда 75 лет, а его внуку, погибшему вместе с дедом, не было и двух лет. У Исмаила Шамилева под пулями пали 5-летняя и 2- летняя внучки с матерью, а всего этот род потерял в то сентябрьское утро 20 человек.


Директор Кановской школы Виктор Иванович Муль написал стихотворение «Колодец скорби»:

…Черна чугунная оградка,

Калитка сварена из труб,

Сюда идут для встречи краткой

Взглянуть на этот страшный сруб!

«Колодец скорби»: круг бетонный,

Как символ адского огня,

Туда, во тьму, а провал бездонный

Людей бросали среди дня.

Каратели майора Шульца

В тот час, свирепы и ловки,

Детей швыряли в горло шурфа

И вслед – гранату без чеки.

Не пощадил проклятый ворог

Семей в кровавой суете:

Одних Пенхасовых за сорок

Мы насчитали на плите.

Пришли с войны мужчины – таты,

И лишь пожарищ горький дым,

И вот взялись тогда солдаты

Поставить памятник родным.

И был он выкован из меди,

Чтобы звучать в людских сердцах,

Чтоб память вечную бередить

О наших дедах и отцах!

…Не слышно треска автоматов,

Весною птицы гнезда вьют,

Почти пятьсот невинных татов

Нашли последний здесь приют.


Учитель. История знает много примеров, когда евреев спасали от фашистов люди разных национальностей. Приведите, пожалуйста, примеры.


Ученик. Самой большой общиной горских евреев, оказавшихся в руках нацистов, была община Нальчика. Жили в городе и европейские евреи, в основном интеллигенция - инженеры, врачи, преподаватели института. В Нальчик еще до1941 года приехали польские евреи и европейские, бежавшие от фашистов в Кабардино-Балкарию. Многие жили у горских евреев. Их приняли, кормили, пока они устроились на работу. В первые дни оккупации, по доносу предателей, всех польских евреев фашисты забрали и расстреляли.

В одном из сёл еще до оккупации поселили 57 евреев из Крыма. Но жуткая смерть настигла их на Северном Кавказе. Их собрали в сарае и сожгли всех.

По поводу горских евреев фашисты думали, что с ними делать. В тех населенных пунктах, где местное население доносило немцам, что это еврейские семьи, фашисты их расстреляли. Горско-еврейская община каждый день ожидала расстрела. Родственные узы не давали спасаться в одиночку. Горские евреи Нальчика чудом уцелели.

Жительница Нальчика Р. Симахова вспоминала, что немцы пришли к ней домой и просили кастрюлю, чтобы сварить свинину, но она отказалась дать. "Мы свинину не едим", но они все равно забрали, а ее спасло то, что кабардинцы-мусульмане, тоже не едят свинины. Евреи, зная прекрасно кабардинский язык, уезжали в кабардинские села. Их прятали, кормили, спасали.

В шести километрах от города Нальчик есть памятник. В этом месте расстреляны 600 человек: кабардинцы, русские, евреи. Горе было общим.



Ученик. Мы все о цифрах, фактах, территориях. Необходимо сказать и о конкретных людях, потому что за цифрами скрываются имена реальных людей, у каждого была своя, долгая и не очень, жизнь, мысли, чувства, желания.

До нас дошел дневник одной еврейской девочки, Анны Франк, она долгое время пряталась со своей семьей в одном из домов Амстердама. Вход в убежище (одна из комнат дома) был замаскирован под шкаф с документами. Дневник Анны оформлен в виде писем воображаемой подруге Кити. Уже в конце войны на семью Франк поступил донос, их отправили в лагерь смерти, где Анна Франк умерла от голода.


Ученик. Из воспоминаний Праведника народов мира Изабеллы Николаевны Образцовой о спасении русской семьёй еврейской девочки:

« …. Начало войны застало меня в Ленинграде. Позже, когда начиналась блокада, меня вывезли к отцу, в Курск. Туда меня привезли уже в конце сентября 1941 г. И почти сразу в Курск вошли немцы.

... Где-то в конце октября к нам пришла женщина-еврейка Лида. Она просила отца (он работал врачом) спасти свою племянницу Инку, маленькую дочку маминой подруги. Эта Лида обошла всех своих друзей, но никто не согласился им помочь. Потому что уже тогда по всему городу висели листовки: «Всякий, кто спасет жида или жидовку, и вся его семья будут выкорчеваны с корнем».

В тот момент, когда немцы пришли ее забирать, Инке удалось сбежать, а ее тетя, Лида, велела ей бежать в наш дом. И вот ночью она прибегает к нам, я ее быстро раздеваю, и она ложится со мной в постель. В ту ночь ее не нашли. На следующий день вызвали священника. Он окрестил Инну, и она получила имя Нина Васильевна Ларина.

Папе вписали ее в паспорт как племянницу. А мне отец сказал: «Вот тебе, доченька, сестренка, будь всегда с ней». И мы стали ходить вместе, никогда не разлучаясь. Все соседи нас ненавидели. Однажды меня булыжниками закидали, в двух местах позвоночник перебили. Но Инна все время была со мной. Дважды за ней приходили и забирали в гестапо. А я, естественно, брала ее за руку и шла вместе с ней. Немецкий я знала и всем говорила: «Это моя сестра». Поскольку я приставала к этим гестаповцам, как банный лист, они говорили: «Ладно-ладно, забирай ее, только уходи».

После войны в Курск приехал Инночкин папа искать могилу Инны и ее мамы. Когда ему сказали, что его дочь жива и находится у Николая Васильевича Дудина, он не мог поверить своему счастью...».




Ученик. Житель города Невинномысск Фома Яковлевич Чернецкий вспоминает: «Наша семья жила в украинском городке Новоград-Волынском Житомирской области. В первые дни войны мы погрузили на телегу самые нужные вещи и двинулись на восток, стараясь подальше уйти от немецкой армии. На хуторе Загуби Сумской области остановились, чтобы передохнуть. Здесь тоже было неспокойно, колхозники спешно убирали хлеб и вывозили скот. Отец решил помочь крестьянам, мы задержались, но его вызвали в военкомат и отправили на фронт. Вскоре фашисты заняли Сумскую область и объявили приказ: «Всех евреев перевести в гетто. За укрытие – расстрел».

В памяти Фомы Яковлевича остались добрые и отзывчивые люди, которые спасли семью от гибели. Их спрятали в заброшенной хате, приносили им продукты. По приказу немецкой комендатуры все евреи гетто должны были носить пришитые к одежде жёлтые звёзды. Весной 1942 года жена мельника рассказала полицаям о еврейской семье Чернецких. Мать с детьми увезли в городскую тюрьму. На допросах комендант требовал признания в том, что они евреи, но мать повторяла: «Я – украинка», поскольку хорошо знала украинский язык. После долгих мучений её с детьми отпустили. Осенью 1943 года хутор был освобождён войсками Красной армии, а вскоре, после тяжёлого ранения, домой вернулся отец.

В 70-х годах прошлого века семья Чернецких уехала на постоянное место жительства в Израиль. Фома Яковлевич, получив высшее образование, работал на Урале, преподавал в школе, техникуме. Много лет назад, он переехал в город Невинномысск, работал преподавателем энерготехникума. Имеет звание «Почётный энергетик СССР».


Слово учителя. Холокост – величайшая трагедия еврейского народа. Татарский поэт Мусса Джалиль назвал варварством убийства женщин, стариков, детей.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Ведь люди погибали не только в лагерях смерти, но над ними чинили массовые расстрелы на оккупированных территориях. Одним из первых был расстрел евреев под Киевом в местечке Бабий Яр. Здесь погибло более 3 тыс. человек. Дина Проничева единственная оставшаяся в живых среди жертв Бабьего Яра. Поэт Евгений Евтушенко написал замечательные стихи о трагедии Бабьего Яра:

Над Бабьим Яром шелест диких трав.

Деревья смотрят грозно, по – судейски.

Все молча здесь кричат, и, шапку сняв,

Я чувствую, как медленно седею.

И сам я, как сплошной беззвучный крик,

Над тысячами тысяч погребённых.

Я – каждый здесь расстрелянный старик.

Я – каждый здесь расстрелянный ребёнок.

Ничто во мне про это не забудет!

Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии. Антисемитизм, ксенофобия не изжили себя и возникают ещё неофашистские организации, пропагандирующие национализм, насилие.

Память о Холокосте жива, о жертвах его помнит всё прогрессивное человечество. На могилах массовых захоронений погибших людей только потому, что они были евреями сооружены памятники. (показ слайдов памятников).

Скажите, пожалуйста, а в наше время имеет место проявление национализма? Приведите примеры.


Ученик. Состоявшиеся 4 ноября 2009 г. в нескольких городах России шествия националистов стали площадкой для демонстрации национальной ненависти. Одним из центральных лозунгов «маршей» стала ксенофобская речевка «Росcия – для русских».

Cреди актов ксенофобии выделяются и антисемитские инциденты, о которых приходится говорить и спустя 75 лет после Хрустальной ночи.

В январе 2009 г. в Москве был расстрелян из травматического пистолета подросток-еврей.

9 марта в С.-Петербурге двое молодых людей, обритых наголо и одетых в куртки военного образца, напали на двух студентов у кинотеатра "Художественный". Одним из избитых оказался сын сотрудницы Еврейского агентства в России.

15 марта в Москве был зверски избит 50-летний гражданин Израиля, в результате чего пострадавший был госпитализирован в тяжелом состоянии. Рефлексия. В начале урока были поставлены вопросы, пожалуйста, давайте обсудим.


- Что такое Холокост?

Ожидаемый ответ: это осознанное уничтожение еврейского народа и главное – детей, чтобы не было продолжения их нации. Это бесчеловечное злодеяние, совершенное людьми против невиновных людей и главное детей. Они не просто убивали, они убивали с особой жестокостью – закапывали живьем детей, сжигали.


- Каковы его уроки?

Ожидаемый ответ: эта трагедия показывает нам что мир очень хрупкий и зло может его разрушить, если молчать и не бороться. Главный урок – земля наш общий дом для всех людей разных национальностей и вер, и мы должны быть терпимы друг к другу.


- Почему стала возможна эта трагедия ?

Ожидаемый ответ: фашистский режим и его нацистская идеология были нацелены против многих людей – не арийцев: славян, евреев. И многие сначала не предавали значения масштабам этой трагедии. Одни молчали, так как боялись за себя и своих детей. Другие поддерживали нацистов и содействовали их злодеяниям. Многие же помогали евреям и их детям, хотя это было очень трудно и опасно.


- Что значит “помнить, и никогда не забывать”?

Ожидаемый ответ: это значит – знать все об этой трагедии и делать все для того, чтобы она не повторилась. Все люди на земле имеют право на жизнь и свободу, и никто не имеет права убивать, даже если кто-то кому-то не нравится.



Заключительное слово учителя. Закончить хочу словами академика Д. С. Лихачёва из записной книжки: «… над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации».



Итог урока. Домашнее задание: Написать эссе, посвящённое Международному дню памяти жертв Холокоста:

  1. «Это – пресечение древа жизни. Это – гибель корней, а не только веток и листьев. Это – убийство души и тела народа… Это – уничтожение нации». Василий Гроссман, писатель.

  2. «Не все жертвы нацизма были евреями. Но все евреи были жертвами нацизма». Эли Визель, лауреат Нобелевской премии





11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!