Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Гимназия № 7»
(полного дня)
«Памяти героев посвящается»
Конспект занятия
Ф.И.О. педагога: Рахимова Раиля Чулпановна
12.08.1970 г.р.
учитель начальных классов
высшей категории
Оренбург, 2025 год
Тема занятия: «Памяти героев посвящается».
Цель занятия: создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о героических событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Задачи занятия:
Образовательные: актуализация исторической памяти, формирование интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Развивающие: развитие у школьников чувств патриотизма и гражданственности, гуманистических качеств личности, гордости за достижения родной страны;
развивать интерес к изучению истории;
расширять область знаний, обогащать словарный запас воспитанников.
Воспитательные: воспитывать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны;
содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей Родине.
Материал и оборудование к занятию: мультимедийная презентация, видеоролики «Детям войны посвящается…», звук метронома, шаблон голубя, ножницы, клей, плакат с изображением голубого неба, карточки с вопросами, с пословицами, таблички
9 мая 1945 г
1418 дней
22 июня 1941г
Планируемые результаты: расширятся и углубятся представления и знания детей о детях-пионерах в годы Великой Отечественной войны; обогатится словарный запас именами героев Великой Отечественной войны; научатся передавать эмоциональный настрой , отвечать на вопросы; научатся полученные знания передавать друзьям и родителям.
Методы обучения и воспитания: словесный (беседа с обучающимися, ответы на вопросы); наглядный (фотографии, картинки, слайды); частично-поисковый (постановка проблемных вопросов); объяснительно-иллюстративный.
Формы работы с обучающими: индивидуальная и парная (работа по карточкам); фронтальная (ответы на вопросы, беседа).
Образовательные технологии: информационно-коммуникативная (презентация, сообщения детей, видео «Пионеры — герои Великой Отечественной войны»); элементы проблемного обучения (самостоятельная работа с карточками)
Ход занятия:
I этап: организационный создание психологического настроя на
учебную деятельность и активизация внимания.
- Взялись все за руки, улыбнитесь стоящему направо, стоящему налево, стоящему напротив другу, читайте стишок.
Долгожданный дан звонок –
начинается урок.
Все преграды на пути
одолеем дружно мы.
II этап: актуализация опыта учащихся краткий обзор предыдущего
занятия.
Я вам показываю вот эти таблички. Скажите, о чем они говорят ?
9 мая 1945 г
1418 дней
22 июня 1941г
(Ответы учащихся)
- Сколько лет прошло со дня Победы нашей страны в Великой Отечественной войне? 2025-1945=80 лет
Каждый год празднует наша страна День Победы. И нынче, так же, как и в далеком 1945-м, этот день остается праздничным, волнующим и одновременно трагическим: никогда не исчезнут из памяти народной гордость за великую Победу и память о той страшной цене, которую мы заплатили.
Знаете ли вы сколько людей погибло во время Великой Отечественной Войне? (более 27 миллионов человек).
III этап: подготовительный мотивация к учебной деятельности
- Вы сказали, что погибло более 27 миллионов человек, а кто входит в это число? (военные, мирные жители, дети).
- Нам всем понятно, почему гибли военные и мирные жители, но как дети оказались на войне? (кто-то пошел на завод вместо взрослых, кто-то стал помогать взрослым на войне.)
- А знаете ли вы, чем могли помочь дети на войне? (помогали добывать информацию, следили за немцами …)
- Интересно ли вам узнать о маленьких героях, которые отдали жизнь за наше мирное небо, спокойную жизнь? (интересно).
- Определите цель нашего классного часа? (узнать о детях – героях).
IV этап: изучение новых знаний и освоение новых способов действий
Выступление детей о маленьких героях.
- Мы хотим вам рассказать о героях, маленьких подвиг которых, жизнь спасал людям.
Тихон Баран
Свою войну с немецко-фашистскими захватчиками он начал 9-летним. Уже летом 1941 года в доме его родителей в деревне Байки на Брестчине областной антифашистский комитет оборудовал тайную типографию. Выпускали листовки со сводками Совинфорбюро. Тихон Баран помогал их распространять. Два года юный подпольщик занимался этой деятельностью. Гитлеровцам удалось выйти на след печатников. Типография была разгромлена. Мать Тихона с сестренками скрылась у родственников, а сам он ушел к партизанам. Однажды, когда он навещал родных, в деревню нагрянули немцы. Мать угнали в Германию, а парнишку избили. 22 января 1944 года в деревне снова появились каратели. За связь с партизанами всех жителей расстреляли. Деревню сожгли. «А ты, – сказали Тихону, – укажешь нам путь к партизанам». Трудно сказать, слышал ли что-либо деревенский мальчишка о костромском крестьянине Иване Сусанине, более чем за три века до этого заведшего польских интервентов в топкое болото, только Тихон Баран показал фашистам такую же дорогу. Они убили его, но и сами не все вылезли из той трясины.
Витя Ситница
Как же он хотел партизанить! Но в течение двух лет с начала войны оставался
«лишь» проводником партизанских диверсионных групп, проходивших через
его деревню Куритичи. Однако от партизанских проводников во время их
коротких привалов он и научился кое-чему. В августе 1943 года его вместе со
старшим братом приняли в партизанский отряд. Определили в хозяйственный
взвод. Тогда он заявил, что чистить картошку и выносить помои при его
умении закладывать мины – это несправедливо. Тем более что в самом
разгаре – «рельсовая война». И его стали брать на боевые задания. Мальчишка лично пустил под откос 9 эшелонов с живой силой и боевой техникой противника. Весной 1944-го Витя заболел ревматизмом и был отпущен к родным за лекарством. В деревне его схватили переодетые в красноармейцев гитлеровцы. Мальчик был зверски замучен.
Нина Куковерова
Свою войну с гитлеровцами она начала с распространения листовок в оккупированном врагами поселке. В ее листовках были правдивые сводки с фронтов, которые вселяли в людей веру в победу. Партизаны доверили Нине разведывательную работу. Она отлично справлялась со всеми заданиями. Гитлеровцы решили покончить с партизанами. В одну из деревень вошел карательный отряд. Но его точная численность и вооружение не были известны партизанам. Нина вызвалась разведать силы врага. Она запомнила все: где и сколько часовых, где хранятся боеприпасы, сколько у карателей пулеметов. Эти сведения помогли партизанам разгромить врага. Во время выполнения очередного задания Нину выдал предатель. Ее пытали. Не добившись от Нины ничего, фашисты расстреляли девочку. Нина Куковерова была посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.
V этап: закрепление знаний и способов деятельности
Просмотр видео «Маленькие Герои большой войны».
- Какие чувства у вас вызвало это видео?
- Кого из пионеров вы запомнили?
- Какой подвиг он(она) совершил(а)?
- Как вы думаете, почему эти дети воевали за свою Родину? (они хотели жить свободно, чтобы никто не убивал их родителей, чтобы можно было спокойно ходить в школу ...)
- Ребята, вы сейчас услышали лишь крошечную часть тех имен и фамилий, которые ценой собственной жизнь помогли приблизить победу.
Память о детях – участниках войны живет: 8 февраля в России всегда отмечался как день памяти пионеров-героев, а с 2009 года 12 февраля объявлено ООН Международным днем детей-солдат.
- Ребята, а какой день можно назвать самым счастливым в жизни советского народа? (9 мая – День Победы)
- День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года. Это 1418 дней! 34 тысячи часов и около 27 миллионов погибших людей!
Вы представляете, что это такое?
- Если по каждому погибшему из 27 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…больше 50 лет!
- Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, кланяется живым. Хотя прошло уже восемьдесят лет со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать.
Минута молчания.
- Ребята, какая птица символизирует мир и свет? (голубь).
- С древнейших времён голубь символизирует мир, предлагаю вам в знак памяти юных героях изготовить голубя, символ света и мира.
VI этап: контрольный выявление качества и уровня овладения
учащимися знаниями и умениями
- Давайте повторим то, о чем мы говорили
Работа с тестами. Работа в группах, взаимопроверка.
1.Когда началась Великая Отечественная война?
а) 1 сентября 1939г б) 22 июня 1939г в) 22 июня 1941г
2. Сколько дней шла Великая Отечественная война?
а) 1418 б) 1300 в) 420
3. Какой город выдержал 900 дней и ночей блокады?
а) Москва б) Ленинград в) Одесса
4. Когда закончилась Великая Отечественная война?
а) 22 июня 1945г б) 9 мая 1939г в) 9 мая 1945г
5. Сколько лет прошло со дня Победы нашей страны в Великой Отечественной войне?
а) 60 б) 80 в) 75
Соотнесите части пословиц. Работа в группах. Взаимопроверка между группами.
Сам пропадай …а умением
С родной земли умри …там и победа
Где смелость …но не сходи
Лучше смерть …чем позор
Не силой борются …а товарища выручай
VII этап: рефлексивный – мобилизация учащихся на самооценку
- Ребята, в чем вы видите героизм пионеров? Что они такого совершили, что их по праву называют героями (ответы детей)
- Почему этих ребят называют пионерами-героями?
- Можете ли вы представить себя на их месте?
- А теперь постарайтесь высказать свои чувства к детям – героям войны.
- Ребята, на столах у вас лежат бумажные голуби, я прошу вас написать на них качество характера, которое хотите, чтобы было у вас, а после прикрепите на плакат, на котором изображено голубое небо и светит яркое солнце.
VIII этап: итоговый - подведение итогов учебного занятия
- Подумайте, легло ли было детям на войне?
- А какие качества помогли детям – партизанам стойко переносить невзгоды и лишения? (Мужество, героизм, патриотизм ...)
- Хотелось ли вам поблагодарить маленьких героев? Почему? (Да, они ценой собственной жизни приближали Победу).
- Считаете ли вы, что цель нашего классного часа достигнута? (да, мы узнали много новой информации и о героях – пионерах)
- Спасибо вам за работу! Пусть никогда не будет войны!
8