ПАМЯТКА «Девиантное поведение у детей и подростков»
ПРИЗНАКИ
УРОВНИ
(по В.Н. Иванову)
ПРИЧИНЫ
Стереотипы поведения детей и подростков:
- реакция оппозиции;
- реакция имитации;
- реакция компенсации;
- реакция гиперкомпенсации;
- реакция эмансипации;
- реакция группирования;
- реакция увлечения.
Неблагоприятные социальные и личностные ситуации
-Антисоциальные поступки;
- антидисциплинарные поступки;
- делинквентные противоправные поступки;
- аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки.
1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических веществ, разрушающих психику.
«Преддевиантный синдром»:
- аффективный тип поведения;
- семейные конфликты;
- агрессивный тип поведения;
- ранние антисоциальные формы поведения;
- отрицательное отношение к учебе;
- низкий уровень интеллекта.
2. Криминогенный:
Действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.
Преступность
Алкоголизм
Наркомания
Самоубийство
Проституция
1. Неблагоприятные социальные и личностные ситуации:
- неудовлетворительные условия воспитания детей в семье;
- недостаточная помощь родителям в воспитании детей со стороны специальных учреждений;
- низкий уровень воспитательной работы в школах;
- распад семей, безработица, обнищание семей;
- уклонение детей от получения образования;
- ранняя трудовая деятельность детей;
- идеологический вакуум, социальное расслоение;
- отсутствие организованного досуга детей и подростков.
2. Стереотипы поведения детей и подростков:
- реакция оппозиции (завышенные претензии к деятельности и поведению ребенка, излишние ограничения);
- реакция имитации (подражание определенному образу, лицу);
- реакция компенсации (восполнение неудач в одной области подчеркнутым успехом в другой);
- реакция гиперкомпенсации (робость побуждает к отчаянному поведению);
- реакция эмансипации (стремление освободиться от оценки старших, самоутвердиться, в крайнем проявлении отрицание общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество);
- реакция группирования (общая территория, направленность, господство на своей территории, примитивная символика);
- реакция увлечения (поп-музыка, стиль в одежде, овладение престижными навыками).