СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для девятиклассников по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Памятка для девятиклассников по подготовке к ОГЭ по русскому языку»

Памятка

для девятиклассников
по подготовке к ОГЭ
по русскому языку


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для уч-ся 9 класса

Задание № 2 - синтаксический анализ - определить грамматическую основу ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Определенно-личные

Неопределенно­

личные

Безличные

Назывные

(сказуемое в 1 или 2л)

Люблю грозу. Спешу к тебе.

(сказуемое в 3 лице)- Звонят.

(состояние природы, человека - глагол в инфинитиве) Светает. Надо учиться. Нет его.

(с одним подлежащим) - Тишина. Ночь. Улица.

Типы сказуемых:

  1. Простое глагольное - я читаю

  2. Составное глагольное - я начну читать

  3. Составное именное - глагол-связка+ имя прилагательное, имя существительное , имя числительное, наречие. причастие - Он был высокий.

Задание № 3 - пунктуационный анализ

Знаки

препинания

В каком

предложении

употребляется

Правило

Примеры


Между подлежащим и сказуемым

1.Сущ.—сущ 2.Числ.-чосл.

  1. Инфинитив- инфинитив

  2. Со словами - вот, это, значит

1. Одиночество - тяжелая штука. 2. Два и два - четыре.

  1. Жить - Родине служить.

  2. Понять- значит простить


В предложениях с

обобщающим

словом

  1. Перед обобщающим словом.

  2. После

обобщающего слова. если предложение не закончено

  1. На лужайке, в беседке - всюду тишина.

  2. Разве все это: одежда, прическа, внешность - не говорит нам больше всяких слов о человеке.

--

В предложениях с приложением

Если приложение носит пояснение

Степь- бесконечная равнина - всегда была мила его сердцу.

--

В сложносочинен­ном предложении

Если есть резкое противопоставление

Еще напор - и враг бежит


В сложноподчинен­ном предложении

Для интонационного отделения главной части предложения и придаточной

Как он добрался сюда - уж этого никак он не мог понять.


В бессоюзном

сложном

предложении

  1. Для выражения быстрой смены событий.

  2. Если первая часть обозначает условие.

  3. Если первая часть обозначает время.

  1. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

  2. Меньше знаешь - крепче спишь.

  3. Пашню пашут - руками не машут.

  4. Я бы в летчики пошел -



  1. Если во 2части результат.

  2. Если во 2 ч - сравнение

пусть меня научат. 5.Молвит слово- соловей поет.


При вводных предложениях.

Для выделения в

середине

предложений

Со мной он был очень холоден,- и странное дело - я словно его боялся.

--

При диалоге

Между репликами диалога

  • Можно взять книгу?

  • Какую?


При прямой речи

Для выделения слов автора

«Привлекай к себе друзей хорошими делами»,- учили мудрецы.

В предложениях с

однородными

членами

После обобщающего слова

На столе стояла посуда: тарелки, чашки.

В предложениях с прямой речью

После слов автора

Чехов отмечал: «Язык должен быть прост и изящен».


В бессоюзном

сложном

предложении

  1. Если в 1 части можно поставить слова- видеть, смотреть, знать.

  2. Если указывается на причину.

  3. Если в 1части есть слова -так, таков, такой, одно.

  4. Перед прямым вопросом во 2 части

  5. Если 2 часть раскрывает содержание первой.

1..Пополз я по траве, смотрю: лес кончился.

  1. Печален я : со мною друга нет.

  2. Одно было несомненно: назад он не вернется. 4.Одного я только не понимаю: как она могла тебя укусить?

5.Темный лес хорош в солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые.

?

В бессоюзном

сложном

предложении

Если простые в составе сложного имеют запятые внутри

Березы, тополя, черемуха распускали свои пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки.

?

В

сложноподчиненном

предложении

Если однородные придаточные предложения имеют внутри запятые

Ему становилось грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не может ночи напролет просиживать за чертежами; что теперь о нем, видимо, забыли.

«»

В предложениях с прямой речью

Для выделения прямой речи

Смотрю ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?»

«»

В предложениях с приложением

Название

произведений и др.

Повесть «Степь»


В предложениях с однород. членами

Между однородными членами

Ни ветер, ни снег, ни мороз не страшны им.


В предложениях с

обособленными

членами

1. При обособлении определений : -

после главного слова; относящиеся

После дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились.

И входит он, любить готовый,



к личному мест.; с добавочным обстоятельственным значением.

душой открытый для добра. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.



2. При обособлении приложений:

1. С личным местоимением .2. При

нарицательном существительным. 3.Относится к сущ. собственному

  1. Со словами - по имени, по фамилии

  2. Прилож., выраженное сущ. собственным.

  1. Ему ли, карлику, тягаться с исполином?

  2. Показалась звезда, предвестница зари.

  3. Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка.

  4. Была у Ермака собака, по прозвищу Валетка.

  5. Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться.



3.Обособленные

обстоятельства,

выраженные

дееприч.оборотами

Мне бы жить да жить, сквозь годы мчась.

Вводные слова и обращения

Вв.сл. и обращения выделяются на письме

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины? Он, выходит, ни в чем не разбирается.


В предложениях со

сравнительными

оборотами

С союзами будто, словно, что и др.

Вспаханные поля лежат черные, будто бархат.

Как чайка, парус там белеет в высоте.

В

сложносочиненных

предложениях

Для разделения

простых

предложений.

Оглянитесь вокруг, и вы увидите много интересного вокруг.

В

сложноподчиненном

предложении

Для отделения придаточной части от главной

Мы подошли к дому, который был недавно построен.

В бессоюзном

сложном

предложении

Для разделения

простых

предложений.

Метель не утихала, небо не прояснялось.

Задание 4- синтаксический анализ

Согласование

Управление

Примыкание

Прил.+сущ

Глагол+ сущ Сущ.+ сущ

Гл.+ наречие,

Гл + деепричастие

Школьная форма

Форма для школы.

Смотрел удивленно


Смотрел с удивлением


Задание 5 - орфографический анализ

Правописание корней.

Безударная гласная в корне -проверяемая - примирение - мир. Флаг развевается - веет, ребенок развивается -развитие, посидеть на лавочке -сидя, поседеть стал сед.

Безударная гласная в корне -непроверяемая -пейзаж.

Корни с чередованием -бир-бер, мир-мер, тир-тер, жиг-жег, чит-чет, блист-блест, стил-стел и в корне, если есть суффикс а; раст-рос, кас -кос - в корне а, если есть суффикс а; гар-гор, зар-зор, твар-твор - от ударения ; скач-скоч, мак-мок, равн-ровн, плав-плов.

Правописание приставок, приставок и корня

  1. Неизменяемые приставки: в, вы, за, над, от, пере, про, о, от, по и др.;

  2. Изменяемые - приставки, оканчивающиеся на з - перед звонкими, на с - перед глухими

  • без-бес, раз-рас,из-ис, воз-вос, через-черес;

  1. ПРИ -присоединение, приближение, неполнота действия; ПРЕ - то же. что и приставка ПЕРЕ, а также в значении - очень - прервать-перервать, прекрасный - очень красивый.

  2. ъ пишется после приставок на согласный перед - е.ю, я, а также после числительных - трехъярусный и в иноязычных словах - инъекция.

  3. После русских приставок и переходит в ы (кроме приставок меж и сверх)- история - предыстория, но межинститутский, сверхинтересный, взимать.

  4. И сохраняется после иноязычных приставок - суперинфекция и после числительных

  • трехимпульсный.

  1. Правописание слов с корнями -пол: через дефис - с гласной , с буквой лис прописной (пол-арбуза, пол-лимона и пол-Ростова); остальные - слитно - полкруга, слова с полу - слитно - полукруг.

Приставка - пра - праязык, прабабушка, прадедушка, прародина.

Правописание суффиксов

  1. Ик- ек - ключик - ключика, замочек - замочка.

  2. После д-т, з-с и ж - пишем суффикс чик рассказчик.

  3. после твюсогл - оват - диковатый, после мягких - еват - синеватый.

  4. Суффиксы - чив, лив - доверчивый, не путать с фланелевый буква л входит в корень.

  5. В кач.прил. - суффикс - к- резкий, а в относительных - ск - солдатский.

  6. У наречий на конце суффикс а, если есть приставка - из, до, с - издавна, и суффикс 0 с приставками - в, на, за - влево.

  7. У наречий под ударением после шипящих в суффиксах - о, без ударения - у - свежо,

жгуче. Запомнить - еще.

Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий.

1спр. 1л -я читаю, 2 - ты читаешь, 3 л. - он читает мы читаем вы читаете они читают 2 спр. 1л- я вижу 2 ты видишь 3 л он видит Мы видим 2 вы видите 3 они видят

Ко 2 спр. относятся все на ить, кроме брить, стелить, а также гнать, держать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.

Если прич. образовано от глаголов 1 спр., то оно имеет суффиксы - ущ, ющ, ем, ом, а от глаголов 2 спр. - ащ, ящ, им. Например, бороться - 1 спр.- борющийся, стелить - 1 спр - стелющий, дремать - 1 спр - дремлющий. Строить - 2 спр - строящий, дышать - 2 спр - дышащий, клеить - 2 спр - клеящий.


НЕ - слитно

НЕ - раздельно

1. Без не не употребляются

Негодуя, небрежный, нелепо, негодовать

1. Есть противопоставление

не высокий , а низкий

2. можно подобрать синоним

Нелегкий- трудный, недалеко- близко

2. с краткими прил., не употребл.в полной

Не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не готов ...

3.Со словами - очень, крайне, весьма

Весьма неприятный, совсем неинтересный

3. далеко не, вовсе не, ничуть не, чуть ли, едва ли, отнюдь

Вовсе не интересная книга

4.в отглагольных прилагательных с суффиксами- ем, им

Неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый....,

4.с гл., дееприч., краткими прич., частицами, числит., предлогами

Не был, не узнавши, не велено, не один, не только, не над нами, не то­не то.

5. с полными причастиями без зависимых слов.

По неосвещенным улицам, совсем необдуманное решение (= очень)

5. есть зависимые слова или противопоставление с союзом а

Еще не убранные поля; не разру­шенный, а целый дом

6. в местоимениях и наречиях

Некого, нечего, нечем, неоткуда, незачем, нехотя.

6. с наречиями в срав. степени и словами состояния в безл.пред.

Двигался не быстрее; говорил не громче; не надо; не жаль; не страшно

7. в глаголах с приставкой - недо

(несоответствие

норме)

Недовыполнить план, ребенок недоедал - (голодал), но он не доедал суп- оставлял в тарелке

7.в отрицательных местоимениях с предлогами

Не с кем, не в чем, не при чем, не у кого и т.д.

2. Правописание о-е после шипящих

В корне - под ударением - Е

В суффиксах- под ударением О

В окончаниях - под ударением О

В корне под ударением - Е,

В суффиксах сущ - снежок,

В окончаниях сущ. и

Желтый - желтеть.

дружок, речонка, зайчонок

прил-

Исключения: шов, капюшон,

И в наречиях -свежо, горячо.

Ключом,, багажом, чужого.

шорох, крыжовник, чащоба,

Иск. еще- под ударением:


трущоба, изжога, трещотка,

1.В отглагольных сущ.-


шок, мажор, шомпол, обжора,

тушенка,сгущенка,ночевка,


анчоус, чоканье, чопорность,

растушевка.


шорты, шоссе,

2.С суф.- ер: стажер, дирижер,


Запомни: Жог - в сущ-

ретушер.


получил ожог, ожог на руке.

3.В суф. глаголов-


Жег - в глаголах - ожег руку,

:выкорчевывать.


разжег костер.

4.В полн. и кратих прич

Запряженный, запряжен.


ОТЛИЧИЕ НАРЕЧИИ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРЕДЛОГОМ

НАРЕЧИЕ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

(не имеет при себе зависимых слов, отвечает на вопросы - где? Куда? Зачем? Откуда? )

(имеет при себе зависимое слово - другое сущ. или прилагательное)

Виднелся вдали

Виднелся в дали моря

Уйти вглубь

Нырнул в глубь океана

Сначала подумай

С начала лета

Потратил деньги впустую

Вошел в пустую комнату

Упал набок

Наклеил на бок корабля

Тотчас извинился

Тот час длился долго

Они подолгу беседовали

Он сделал это по долгу службы

Вслед за ним отправились и мы

Мы шли за ним след в след

Смотрел вбок

Ударить человека в бок

Говорить начистоту

Не обращай внимания на чистоту комнаты

Разуверился вконец

Посмотреть в конец главы

ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ПРЕДЛОГАМИ

ПРЕДЛОГ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ С ПРЕДЛОГОМ

Ввиду заморозков= из-за

Иметь в виду не это

Вместо=за

В место назначения

Вследствие= из-за

В следствии по этому делу

В продолжение часа - о времени

В продолжении романа

В заключение хочу сказать

Находиться в заключении - П.п

В отсутствие родителей = без

В его отсутствии на собрании обсудили...

Идти навстречу ветру = к

Идти на встречу с другом

Поговорить насчет тебя = о

Положить деньги на счет

В течение часа - о времени

В течении реки - П.п

Птица вроде вороны = как

Согласовать в роде и числе

ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ

СОЮЗЫ

Разные части речи с предлогами и частицами

Тоже=также=и - Он тоже устал.

Он скучал также, как и я

Зато=но -Маленький, зато сильный.

За то дерево спрячься

Оттого=потому=поэтому - Мы проспали, потому(оттого, поэтому) опоздали.

От того дома, по этому мосту

Причем=притом-Было сыро, причем(притом) и тучи закрывали небо.

При чем же ты останешься? При том заявлении приложены все документы.

Итак=вот - Итак, мы расстались.

Он много работал, и так продолжалось всегда.

Зачем (с какой целью)Хотелось бы знать, зачем вам это.

За чем вы наблюдаете?

Отчего=почему - Не пойму, отчего это произошло.

От чего это зависит?

ПРЕДЛОГИ - СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

ЧЕРЕЗ ДЕФИС

Ввиду

В виде

Из-за

Вместо

В меру

Из-под

Вроде

В связи

По-над

Вслед

В силу

По-за

Навстречу

По мере


Насчет

В отношении


Наподобие

По причине


Вследствие

По поводу


Несмотря на

За исключением


Невзирая на

В целях


Свыше

Со стороны


Наперекор

В течение


Напротив

В продолжение


Вблизи

В заключение


Поверх

Во избежание


внутри

В отличие от


Благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу - употребляются с Дательным

падежом. (кому? Чему?)

ЗАПОМНИТЬ: по окончании, по прибытии (куда-то), по возвращении, по совести, по прошествии, по очереди, по истечении, но - по приезде.

Н

НН

Ан, ян, ын, ин - искл: стеклянный,

оловянный,

деревянный

Енн, онн- искусственный, лекционный, утренний, экзаменационный.

В кратких причастиях - скошено, прочитана, засеяно.

В полных причастиях - прочитанная, скошенное, засеянный.

В отглагольных прилагательных - вязаный, моченый, соленый, крашеный, пуганый, путаный, званый, кипяченый, мощеный, гладкокрашеный, златокованый, домотканый, малоношеный, свежемороженый.

Если есть приставка или зависимое слово пишется две нн: связанный, вязанный из шерсти, замоченное, крашенный краской, испуганный, вскипяченный и т.д.

Запомнить: названый брат, посаженый отец, смышленый ребенок, приданое невесты, а также кованый, жеваный.

Запомнить: желанный, деланный, нежданный невиданный, неслыханный, нечаянный, негаданный, окаянный, жеманный и др.

Запомнить: ветреный день, человек, ветряной двигатель, масленый блин, каша, руки, масляный насос, двигатель, лампа.

На -ованный,-еванный - балованный, циклеванный.

! от несов.вида - путать - путаный, путано, путаник, а от сов.вида- запутать- запутанный, запутанно, запутанность

В кратких прил., если в полной форме было -нн: ценная вещь - вещь ценна, длинная дорога - дорога - длинна.

Задание № 7 -анализ средств выразительности

Выразительное средство

Определение

Примеры

Аллегория

Иносказание - в баснях

Хитрость - в образе лисы

Аллитерация

Повторение согласных

Грохочет гром

Анафора

Повторение первых слов в предложениях

Завтра пойдем в поход. Завтра все придите вовремя.

Антитеза

Противопоставление

Богатство-бедность

Антонимы

Слова с противоположным значением

Добрый -злой

Архаизмы

Устаревшие слова

Сей - этот

Гипербола

Преувеличение

Не видел его 100 лет

Г радация

Усиление

Я его победил, разгромил, уничтожил.

Инверсия

Перестановка

За Родину сражались герои.

Ирония

Насмешка

Отколе, умная, бредешь ты, голова?

Литота

Преуменьшение

Мальчик с пальчик

Метафора

Переносное значение

Золотая осень

Метонимия

Переименование

Съешь хоть тарелочку

Неологизм

Новое слово

Сэлфи

Оксюморон

Сопоставление

несопоставимого

Скромная грешница. Звонкая тишина

Олицетворение

Неодушевленный предмет действует как живой

Ветер стучит

Омонимы

Одинаковые слова

Ключ для замка, ключ- родник

Параллелизм

Одинаковое построение

Завтра пойдем в поход. Завтра все придите вовремя

Перифраза

Описательный оборот

Туманный Альбион вместо Англия

Паронимы

Близкие по звучанию, но разные по значению

Эффектный - видный, эффективный -

производительный

Парцелляция

Деление предложения

Он помнил ее. Всегда.

Синекдоха

Часть вместо целого

Студент нынче не тот пошел.

Синонимы

Слова, близкие по значению

Светлый, прозрачный

Сравнение

При помощи союзов как, словно, будто, точно

Внизу, как зеркало, синеет озеро.

Тавтология

Повторение

Объединились воедино

Фразеологизм

Устойчивое выражение

Сломя голову, спустя рукава

Эпитет

Образное определение

Солнце красное, море чистое

Структура сочинения-рассуждения 9.3. ОГЭ по русскому языку:

  1. Тезис.

  2. Аргумент 1 + пример + комментарий (пример из текста)

  3. Аргумент 2 + пример + комментарий (пример из жизни)

  4. Заключение (по тезису).

Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

  1. Тезис

На мой взгляд, (вставляем понятие) - это...(или)

По моему мнению, (вставляем понятие) - это... (или)

Мне кажется, что (вставляем понятие) - это... (или)

Я думаю, что (вставляем понятие) - это... (или)

Что такое (вставляем понятие)? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

  1. Аргумент 1

Обратимся к тексту (имя автора текста, немного информации о нем (ин-фу об авторе находим после текста)), в котором говорится о... (или)

В тексте (имя автора текста, немного информации о нем (ин-фу об авторе находим после текста)) поднимает проблему...

В предложении № ... автор, (имя автора текста, немного информации о нем (ин-фу об авторе находим после текста)), говорит о том, что... (или)

  1. Аргумент 2

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта...

В жизни мы часто наблюдаем...

Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

  1. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что...

Таким образом, можно заключить, что...

В заключение я хочу сказать, что...


вопрос

ответ

пример

Как начать?

Дать толкование слова.

Дружба - это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Сострадание - это сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого человека или животного. Сострадание обязательно должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся.

Начать с вопроса и ответа на данный вопрос

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность - это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия

Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому человечность, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужна сегодня.

Начать с чьего - либо высказывания и его комментирования

Что такое сострадание? На этот вопрос очень точно ответил русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Думаю, человек не может называться человеком, если не способен на добрые поступки, на сочувствие...

Что такое человечность? На этот вопрос очень точно ответил немецкий философ Иммануил Кант: «Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей». Лучше и не скажешь.

Что такое доброта? Чтобы ответить на этот вопрос, обращусь к словам Генри Дейвида, который сказал: «Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Действительно, такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

Как связать вступление и аргументы?

Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения.

Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта.

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.

Как ввести в

сочинение

аргументы?

Есть несколько вариантов. Пробуй, что тебе больше понравится. Возможно, что ты придумаешь что- то своё.

Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№.)

Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни.

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что...

Аргумент 2: Размышляя над вопросом, что такое «человечность», хочу рассказать о случае из своей жизни.

Аргумент 1: В предложении №. говорится о том, что... Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «человечность», приведу пример из жизни.

Аргумент 1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста. Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь на собственный опыт.

Что такое аргумент, основанный на жизненном опыте?

  1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

  • жизненная история, произошедшая с тобой;

  • жизненная история, произошедшая с твоим другом;

  • жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

  1. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

  2. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

  3. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

  4. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать.

Как

завершить

сочинение?

Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.

Думаю, мы убедились, что человечность - это, прежде всего, добрые поступки, которые помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал лучше.

Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что добрые поступки, как та маленькая капля, что точит камень, могут служить делу добра и милосердия.

Всё сказанное убеждает нас в том, что ...

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: человечность необходима в современном мире, потому что...

Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше.

Внимательно изучи данную ниже таблицу, посмотри, как можно начать сочинение и что взять в качестве второго аргумента. Но мне очень не хочется, чтобы ты списывал. Этот материал предлагается тебе для переосмысления.

Возможные вступления

Примеры из жизни (аргумент 2)

БЕСКОРЫСТИЕ

(Что такое бескорыстие? Какого человека можно назвать бескорыстным?)

Что такое бескорыстие? Это отсутствие заботы о личной выгоде, жадности.

Смотри примеры по теме «Добро», «Доброта» 1. Прочитай книгу А.П.Гайдара «Тимур и его команда». В ней ты найдешь примеры бескорыстной помощи людям.

По мнению известного писателя М.Сервантеса, «бескорыстие — одна из самых похвальных добродетелей, порождающих славу добрую». Действительно, человек, совершающий бескорыстные поступки, пользуется уважением. Это добродетель, приносящая радость и тем, кто помогает, и тем, кому помогают.

ВЕРНОСТЬ (Что такое верность?)

Верность — морально-этическое понятие, согласно словарю С.И.Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга

  1. Расскажи о верности друзей.

  2. Расскажи о верности Родине.

  3. Расскажи о верности влюблённых.

  4. Вспомни о недавно прочитанной книге, в которой рассказывается о верности:

  • верности любви - например, трагедия У.Шекспира «Ромео и Джульетта», стихотворение К.Симонова «Жди меня»,

  • верности моральному долгу - повесть В.Быкова

Верность — это преданность кому-либо или чему- либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Верность основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности.


«Журавлиный крик»,

- верности солдатскому долгу, Родине - повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие».

ГЕРОИЗМ (Что такое героизм?)

Героизм - это выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины. Герой бессмертен, потому что, как гласит русская пословица, «герой умирает однажды - трус тысячу раз».

  1. Вспомни о недавно прочитанной книге, в которой рассказывается о герое.

  2. Расскажи о В.П.Захарченко, чьё имя носит наша школа.

  3. Вспомни о недавно просмотренном фильме, в котором рассказывается о герое.

  4. Вспомни реальный случай из жизни о человеке, который поступил как настоящий герой.

  5. Расскажи о своем родственнике, участнике Великой Отечественной войны.

  6. Приведи примеры из повести АС. Пушкина «Капитанская дочка» (Маша Миронова, Петр Гринев), Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (Остап), поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» и др.

Вы никогда не задумывались, что такое героизм? На мой взгляд, героизм - это выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины.

Смелым можно назвать поступок, который совершается во имя благородной цели. Например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего, - это героизм.

ДЕТСТ

ГВО

Детство - это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека. (кинорежиссёр Сергей Бодров,)

  1. Расскажи о себе, своём детстве, о самом ярком событии, которое останется в твоей памяти навсегда. Объясни, почему именно это событие ты запомнил.

  2. Расскажи о повести М. Горького «Детство», проанализировав детские годы героя Алеши Пешкова.

  3. Расскажи о повести Л. Н. Толстого «Детство», проанализировав детские годы Николеньки Иртеньева.

Детство - это беззаботное время, когда ты счастлив только от того, что рядом мама и папа, что не надо думать о том, что будет завтра. Всё, что окружает тебя, кажется родным и доброжелательным.

Детство... Это пора беспечного счастья, способность верить в чудо. Это способ познания мира и в то же время период взросления.

ДОБРО, ДОБРОТА (Что такое доброта? или Что такое добро?)

Что стоит в истоке доброго поступка? Ответ один - милосердие, человеколюбие, которое существует с давних пор. Не случайно же Альберт Анатольевич Лиханов сказал: «У каждого времени - своя жестокость. А доброта одна на все времена». На мой взгляд, именно на милосердии, сострадании и стоит мир.

  1. Расскажи о докторе Лизе:

  • настоящее имя - Елизавета Петровна Глинка;

  • российский филантроп, то есть человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся;

  • врач-реаниматолог;

  • исполнительный директор фонда «Справедливая помощь»;

  • фонд оказывает материальную поддержку и предоставляет врачебную помощь умирающим онкологическим больным, малообеспеченным больным неонкологического профиля, бездомным;

  • вывозила больных и раненых детей из Украины.

  1. Расскажи о матери Терезе;

  2. Расскажи об участии нашей школы в акции «Неделя добра», ежегодно проводимой в нашей школе:

  • сбор игрушек, канцтоваров, одежды детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию;

  • помощь пожилым людям;

  • чтение и обсуждение рассказов по данной тематике;

  • озеленение школы.

6. Расскажи о благотворительном фонде «Подари жизнь»:

  • соучредители Дина Корзун и Чулпан Хаматова;

  • фонд существует с 2006 года, помогает детям с онкологическими заболеваниями.

Каждый человек может перевести деньги на счёт фонда, чтобы спасти хотя бы одного ребёнка.

Человек, который любит мир вокруг себя, совершая добрые поступки, будет счастлив только от того, что он кому-то помог. А тот, кому помогли, через всю жизнь пронесёт в сердце благодарность и веру в добро.


ДРУЖБА (Что такое дружба?)

Дружба - это обретение себя через другого. Друг поможет раскрыться в полной мере, с ним можно поделиться мыслями, впечатлениями. В трудную минуту друг окажется рядом и подставит плечо.

«Дружба - это солнце, распахнувшее свои объятия». Вдумайтесь в эти слова: «солнце, распахнувшее ...объятья», - сказал Андре Моруа. Действительно, друзья - это те, кто распахивает перед тобой душу, кого ты спокойно, без опаски впускаешь в свою судьбу, кто поможет, поддержит, на кого можно рассчитывать в трудную минуту.

В крепкой дружбе наша сила. (Р.Бёрнс)

Дружба - это взаимоотношения, основанные на доверии людей, готовности прийти на помощь в любую минуту.

Без истинной дружбы жизнь — ничто. (Цицерон)

В.П.Некрасов, русский писатель XX века, сказал: «Главное в дружбе - умение понять и прощать». Так и должно быть: только настоящий друг поймёт тебя, выслушает, а если ты оступился, поддержит и простит.

  1. Расскажи о своем друге и его помощи в трудную минуту

  2. Расскажи о дружбе известных людей (например, о дружбе А.С.Пушкина и его лицеистских друзей)

  3. Поделись впечатлениями от прочитанной притчи, данной ниже.

Задание: Прочитай притчу и выскажи свое мнение о дружбе (с опорой на прочитанное) , начав аргумент так: «Недавно я прочитал интересную притчу о дружбе, в которой говорится о том, что. Обязательно скажи, какой вывод ты сделал из прочитанной притчи

Шли однажды два друга через пустыню.

Поспорили как-то, и один ударил другого по лицу. Тот, кого ударили по лицу, обиделся, но не сказал ничего. Лишь написал на песке: СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ УДАРИЛ МЕНЯ ПО ЛИЦУ.

Они шли дальше, и вдалеке увидели оазис, и захотели попить и искупаться. По пути к оазису тот, кого ударили, вдруг оказался в зыбучих песках. Он начал погружаться всё глубже и глубже, но его друг спас его. После этого пострадавший написал на камне: СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ СПАС МНЕ ЖИЗНЬ. Друг, который сначала его ударил, а потом спас ему жизнь, спросил: «Когда я тебя ударил, ты написал это на песке, а теперь ты пишешь на камне, почему?»

Друг ответил: «Когда кто-то нас ранит, мы должны написать это на песке, чтобы Ветер Прощения смог стереть следы. Если кто-то делает нам что-то хорошее, мы должны вырезать это на камне, чтобы никакой ветер не смог это стереть».

Учитесь писать свои обиды на песке, а всё хорошее на камне.

4. Прочитай книгу о дружбе и поделись своими впечатлениями, связав с темой сочинения

ЗАВИСТЬ

Давайте заглянем в словарь С.Ожегова и найдём определение слова «зависть»: «Зависть - это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого». Значит, человек завидует тогда, когда видит, что у другого что-то получается лучше, что он более успешен.

«Зависть - яд для сердца». Этими словами Вольтера, философа-просветителя, я хочу ответить на вопрос, что такое зависть. Она разрушает человека, толкает его на страшные поступки, мешает ему жить с чистой совестью. Докажем правильность этого суждения, обратившись к жизненному опыту и

предложенному нам для анализа тексту.

«Ненависть - активное чувство недовольства; зависть - пассивное. Нечего удивляться тому, что

  1. Вспомни, испытывал ли ты чувство зависти. Как ты чувствовал себя в этот момент (радовался ли жизни, друзьям, новым книгам или всё казалось чёрным и злым?). Подумай, наносит ли вред зависть человеку, который завидует.

  2. Вспомни, была ли в твоей жизни ситуация, когда завидовали тебе. Как зависть отразилась на твоем настроении, на твоих отношениях с тем человеком, который завидовал. Обобщи то, что вспомнил.

  3. Подумай над вопросом, можно делить зависть на чёрную и белую. Свой ответ аргументируй. Завидовал ли ты?

  4. Вспомни «Сказку мёртвой царевне и о семи богатырях», написанную А.С.Пушкиным (зависть

зависть быстро переходит в ненависть», - утверждал немецкий поэт И.Гёте.

мачехи к подрастающей падчерице и её красоте). Проанализируй данную сказку и выскажи своё мнение к поступкам мачехи.

  1. Вспомни трагедию А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Выскажи своё мнение к такому чувству, как зависть.

  2. Вспомни библейскую притчу о Каине и Авеле. Проанализируй её.

Зависть - один из семи смертных грехов, ведущих к гибели души. Ведь, по мнению Периандра, греческого правителя, «как ржавчина съедает железо, так и зависть - душу». Мы должны бороться с этим чувством, помня о том, что оно опасно и для человека, которому завидуют, и для того, кто завидует...

КРАСОТА (Как Вы понимаете значение слова «красота»?)

Красота п

рироды

Красота - это все красивое, прекрасное, все то, что достается эстетическое и нравственное наслаждение (Словарь С.И.Ожегова)

1. Вспомни те моменты в твоей жизни, когда ты был поражен красотой природы (возможно, это твой первый приезд на море или первый поход в горы.). Опиши свои впечатления от увиденной красоты.

«Красота — эстетическая (непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение», - читаем мы в Википедии.

Желая определить, что же такое красота, мы представляем или красивого человека, или красивую картину, или прекрасный уголок природы. Само понятие красоты, думаю, субъективно: кому-то нравится одно, кому-то другое. Но если мы говорим о красоте природы, то тут, мне кажется, люди единодушны в оценках. Всем нравится восход или закат солнца, никого не оставит равнодушным водопад или ласковая морская волна.

Красота человека

Что такое красота? Если говорить о красоте людей, то она проявляется в красоте души.

  1. Расскажи о человеке, который красив душой, так как совершает добрые поступки.

  2. Подумай, какой человек тебе будет ближе - красивый, но злой или не очень красивый, но добрый. Почему? Отвечая на этот вопрос, приведи обязательно примеры.

Истинная красота - это красота души. Об это очень точно было сказано Анжелиной Джоли: «Истинная красота - это когда вы находите гармонию внутри себя.»

О душевной красоте очень точно и ёмко сказал У.Шекспир: «Внешняя красота еще драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю». Действительно, если человек не обладает внутренней красотой, его нельзя назвать красивым: только в соединении внешней и душевной красоты человек прекрасен.

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ

Мама. Ласковое, доброе слово. От него веет теплом и любовью. Материнская любовь - это источник жизни. Без матери, её поддержки человек может вырасти озлобленным и жестоким. Мать способна на всё ради своего дитя.

1. Расскажи о своей маме, её заботливых руках, её ласковом голосе, её бессонных ночах, когда ты болел.

МИЛОСЕРДИЕ (Что такое милосердие?)

Вы когда-нибудь задумывались, что означает слово «милосердие». Милое сердце - это доброе сердце, способное откликаться на чужую боль.

  1. См. выше тему «Добро. Доброта»

  2. Прочитай рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления». В нём - пример милосердия. Любовью и добротой внук излечивает бабушку.

  3. Прочитай рассказ А.Приставкина «Золотая рыбка».

Если заглянуть в словарь С.И.Ожегова, то мы прочитаем, что милосердие - это «готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

Милосердие - это основа нашей жизни. И в какое бы время мы ни жили, надо, чтобы люди были добры


друг к другу.

МУЖЕСТВО (Что такое мужество?)

Мужество - это великое чувство души, когда человек, забывая о себе, думает о спасении жизни других.

Что такое мужество? Это та сила, которая есть в человеке. Именно она заставляет его совершать невозможное, преодолевать самого себя во имя великой цели - спасения людей, спасения Родины.

  1. Вспомни о недавно прочитанной книге, в которой рассказывается о мужестве русских солдат в годы войны.

  2. Расскажи о В.П.Захарченко, чьё имя носит наша школа.

  3. Вспомни о недавно просмотренном фильме, в котором рассказывается о мужестве русских солдат в годы войны.

  4. Вспомни реальный случай из жизни о человеке, который поступил мужественно, самоотверженно, спасая людей (на пожаре, при наводнении...).

  5. Расскажи о своем родственнике, участнике Великой Отечественной войны.

НАДЕЖДА (Что может дать человеку надежду на будущее?)

Надежда - это самый оптимистичный способ понимания мира.

Надежда - это та соломинка, которая позволяет найти выход даже из самых сложных ситуаций.

Надежда - это состояние души, когда веришь, что всё будет хорошо, когда ждёшь от жизни только

1. Вспомни историю Ассоль, которая верила в чудо, надеялась, что в её жизни однажды все изменится (героиня повести А.Грина «Алые паруса»).

приятных сюрпризов.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (Что такое ответственность?)

Мне кажется, ответственность - это способность человека отвечать за свои поступки, за их последствия.

В народе говорят: «Взять на себя ответственность». Значит, «ответственность» - это умение отвечать не только за свои поступки, но и за принятые решения.

Ответственность — стремление выполнять взятые на себя обязательства, обещания, и готовность отвечать за результаты своих действий или бездействия.

  1. Расскажи о человеке, который умеет отвечать за свои поступки, умеет брать на себя ответственность. Это может быть учитель, друг, старший брат, отец, мать, друг отца, просто знакомый.

  2. Проанализируй исторический пример безответственности:

Турки смогли захватить Константинополь, пройдя через калитку, которую кто-то забыл закрыть.

  1. Прочитай небольшой очерк А.Моруа «Муравьи». Проанализируй его:

Между двумя стеклянными пластинками, скрепленными приклеенной по краям бумагой, суетилось и хлопотало целое племя крошечных коричневых уродцев. Продавец насыпал муравьям немного песку, и они прорыли в нем ходы, которые все сходились в одной точке. Там - в самой середине - почти неподвижно восседала крупная муравьиха. Это была Королева - муравьи почтительно кормили ее.

  • С ними нет никаких хлопот,- сказал продавец. - Достаточно раз в месяц положить каплю меду вон в то отверстие... Одну-единственную каплю... А уж муравьи сами унесут мед и разделят между собой...

  • Всего одну каплю в месяц? - удивилась молодая женщина.- Неужто хватит одной капли, чтобы прокормить весь этот народец?

На молодой женщине была большая шляпа из белой соломки и муслиновое платье в цветах, без рукавов. Продавец грустно посмотрел на нее.

  • Одной капли вполне хватит,- повторил он.

  • Как это мило! - воскликнула молодая женщина. И купила прозрачный муравейник.

  • Друг мой, вы еще не видели моих муравьев? Белоснежная ручка с наманикюренными пальчиками держала стеклянный муравейник. Мужчина, сидевший рядом с молодой женщиной, залюбовался ее склоненным затылком.

  • Как с вами интересно, дорогая... Вы умеете вносить в


жизнь новизну и разнообразие... Вчера вечером мы слушали Баха... Сегодня... наблюдаем за муравьями...

- Взгляните, дорогой! - сказала она с ребячливой порывистостью, которая - она это знала - ему так нравилась. - Видите вон ту громадную муравьиху? Это Королева... Работницы прислуживают ей... Я сама их кормлю... И поверите ли, милый, им хватает одной капли меду в месяц... Разве это не прелестно?

Прошла неделя - муравьи за это время успели надоесть и мужу, и любовнику. Молодая женщина сунула муравейник за зеркало, стоявшее на камине в ее комнате. В конце месяца она забыла положить в отверстие каплю меду. Муравьи умерли медленной голодной смертью. До самого конца они берегли немного меду для Королевы, и она погибла последней.


ПРИЗВАНИЕ (Что такое призвание?)

Призвание - это склонность к какому-то делу, профессии.

1. Вспомни, кто из твоих знакомых всецело отдаёт себя работе. Это может быть знакомый врач, учитель, садовод и т.п. Может быть, кто-то из твоих знакомых всего себя посвящает выращиванию цветов... Расскажи об этом человеке.

Вы знаете, мне кажется, что призвание - это любимое дело, которое доставляет человеку радость.

ПРИРОДА (Как Вы понимаете значение слова «природа»?)

Природа — это живой окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений.

  1. Расскажи о своем любимом местечке в лесу, на берегу, на морском побережье. Поделись своим восторгом от красоты природы.

  2. Проанализируй своё душевное состояние, когда ты находишься в лесу, на полянке, на речке.

  3. Подумай, как влияет природа на твоё душевное состояние (делает ли природа тебя добрее, спокойнее или она тебя раздражает и делает злым?). Подумай, почему это происходит.

Природа является «первым окошком в мир красоты», источником нравственной силы человека.

Задумывались ли вы, что слово «природа» состоит из двух частей: «при» и «род»? В Древней Руси Родом называли древнего бога, покровителя человечества. Значит, природа - это наш защитник, наш лекарь, источник нашей силы.

ПРЕДАННОСТЬ (Что такое преданность?)

Как мне кажется, преданность - это верность своим друзьям. Она основана на любви и проявляется даже в самые трудные моменты жизни.

  1. Расскажи о своем верном друге.

  2. Расскажи о верной дружбе твоего отца и его друга (мамы и её подруги.)

Преданность - это готовность человека пожертвовать собой ради друга, ради Родины.

РАВНОДУШИЕ (ЧЕРСТВОСТЬ)

К сожалению, современный мир жесток, и люди живут в нём по принципу: «Моя хата с краю - ничего не знаю». Но мы должны понимать, что равнодушие опасно не только для общество, оно рикошетом бьёт и по равнодушному человеку: кто поможет ему в трудную минуту, если он сам никому не помогал? Думаю, вопрос риторический.

  1. Проанализируй жуткие факты людского равнодушия, изложенные в газете «Аргументы и факты»:

  • В Новосибирской области от истощения умер пятилетний Антон Кирьянов. Мать и бабушка с дедушкой считали мальчика слишком прожорливым и, чтобы меньше его кормить, привязывали малыша тросом к кровати. Всё происходило в деревне Чупино, где все и всё на виду. Но на страдания ребёнка никто из соседей не обратил внимания.

  • В Барнауле на глазах у пассажиров и стоявших на остановке людей водитель автобуса закрыл дверь и тронулся с места, не дождавшись, когда пенсионерка выйдет из транспорта. На землю она ступила только одной ногой - вторая осталась в автобусе. Пожилую женщину затащило под колёса, от полученных травм она скончалась. Никто из очевидцев даже не попытался остановить автобус.

  1. Проанализируй слова Бруно Ясенского

Не бойся друзей: в худшем случае они могут предать! Не бойся врагов: в худшем случае они могут убить! Бойся равнодушных: они не убивают и не предают.

Черствость души, равнодушие - это самая страшная болезнь на свете.

«Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть», - писал А.П.Чехов. Действительно, чёрствый человек - «мертвый» человек, потому что он никому не приносит радости, ни к кому не проявляет сочувствия, ни с кем не общается бескорыстно.


Но только с их молчаливого согласия Происходит на Земле убийство и предательство!

3. Прочитай рассказ А.П.Чехова «Тоска». В нём ты найдёшь примеры равнодушия.

РАДОСТЬ (Что человеку приносит радость?)

«Радость лечит, а грусть калечит», - гласит русская пословица. Как хорошо сказано. Человек, умеющий радоваться, в любом событии найдёт позитивные моменты. С таким человеком легко общаться. Источник радости он видит во всём: в природе, его окружающей, в друзьях, в работе, в семье..

«Горе можно пережить в одиночестве, но радость - чтобы познать её в полной мере - нужно разделить с другим человеком», - сказал американский писатель Марк Твен. Действительно, когда тебе радостно, хочется на весь мир кричать об этом, делясь ею со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.

1. Проанализируй стихотворение

Л.Татьяничевой. Выскажи свое мнение по теме равнодушия.

Изведав горечь укоризны,

Обид, ошибок, мелких драм, Учитесь радоваться жизни, ее обыденным дарам! Рассвету, взлету журавленка. Речушке, моющей пески. Улыбке малого ребенка. Пожатью дружеской руки, Работе, сделанной как надо... Добру домашнего тепла.

  1. Расскажи о своём самом счастливом жизненном моменте. Поделись своей радостью с нами.

  2. Расскажи о радости, испытанной тобою, когда

ты увидел какое-либо чудо природы.

РОДИНА (Что такое Родина?)

Слова «родители» и «родина» происходят от одного корня, что свидетельствует об их тесной, неразрывной связи. Это - самое дорогое, что есть у каждого человека.

Что такое Родина? Это, как сказал русский писатель Александр Фадеев, «воздух, которым мы дышим». Человек не сможет существовать без воздуха, не сможет он жить и без родной земли.

  1. Расскажи о своей малой родине, о любви к ней.

  2. Расскажи о своём отношении к России.

  3. Обратись к художественной литературе. Тема любви к Родине раскрывается во многих произведениях (например, в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»)

САМОВОСПИТАНИЕ (Что такое самовоспитание?)

Самовоспитание... Самовоспитание! Ты сам себя воспитываешь, то есть работаешь над своими умственными и физическими способностями, а главное, над своим характером.

Самовоспитание - это сознательная работа над самим собой, над устранением плохих качеств характера и формированием положительных черт.

  1. Приведи примеры, что ты сделал, чтобы стать лучше, добрее, внимательнее к маме, друзьям.

  2. Расскажи, что и как ты изменил в своём характере.

СМЕЛОСТЬ (Что такое смелость? Какого человека можно назвать смелым?)

Смелость — это способность сохранять самообладание в условиях опасности и держать под контролем чувство страха, не позволяя ему властвовать над собой. Смелость — это не обязательно отсутствие страха, но умение быть сильнее страха.

1. Прочитай стихотворение в прозе И.С.Тургенева
«Воробей» о смелости птицы, бросившей
защищать своего детёныша.

.собака медленно приближалась к нему (к птенцу,
выпавшему из гнезда
), как вдруг, сорвавшись с
близкого дерева, старый черногрудый воробей
камнем упал перед самой её мордой - и весь
взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким
писком прыгнул раза два в направлении зубастой
раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё
детище. но всё его маленькое тельце трепетало от
ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он
жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему
казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на
своей высокой, безопасной ветке .

СПРАВЕДЛИВОСТЬ (Что такое справедливость?)

Справедливость — это качество характера, побуждающее жить в строгом соответствии с законом и установленным порядком.

1. Расскажи о знакомом человеке, который всегда поступает справедливо.

СОВЕСТЬ

Совесть является нравственной основой жизни и не даёт человеку совершать необдуманные поступки.

  1. Расскажи о несовершённом поступке, который не позволила сделать твоя совесть.

  2. Расскажи о совершенном тобой поступке, за который тебе было стыдно, и ты испытывал угрызения совести.

  3. Прочитай повесть В.Ф. Тендрякова «Суд»

Совесть - это внутренний голос человека, никогда не слышанный другим

Самое главное украшение человека - это чистая совесть. Такому человеку легко живётся на свете: он не отводит глаза в сторону, когда разговаривает с людьми, не обманывает, не крадёт.

СОСТРАДАНИЕ (Что такое сострадание?)

Сострадание - это сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого человека или животного. Сострадание обязательно должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся.

См. вверху тему «Добро. Доброта»

Известный публицист Сергей Львович Львов писал: «Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием». Удивительно точные и глубокие слова, в которых раскрывается сущность этического понятия «сострадание».

СЧАСТЬЕ

Думаю, счастье приходит к тому, кто делает счастливыми других, кто создаёт мир добра. Как сказал Владимир Алексеевич Солоухин, «высшее счастье человека, хоть это и банально, - в принесении радости другим людям».

  1. Вспомни о самом счастливом моменте твоей жизни. Ответь на вопрос: почему именно этот момент ты считаешь самым счастливым?

  2. Вспомни лицо своей мамы, когда ты сделал ей подарок. Это ли не счастье?

  3. Расскажи о счастливых моментах из жизни твоей семьи. Ответь на вопрос: почему именно эти моменты ты считаешь самыми счастливыми?

Удивительное слово «счастье». И каждый его воспринимает по-своему. Для одних - это богатство. Для других - любовь и дружба. Для третьих - здоровье. Для четвертых - мир на Земле. Для меня счастье - это видеть счастливые лица своих родных, чувствовать их любовь, получать удовольствие от выбранной профессии.

Счастье - это уверенность в том, что есть человек, который тебя любит, что ты не одинок, что твоя жизнь принадлежит любимому...

«Счастье приносят добрые дела и помощь другим людям. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное», - много веков назад сказал Платон

ТАЛАНТ

Талант - это три Т: труд, труд и еще раз труд.

  1. Расскажи о человеке, которого ты считаешь талантливым. Это может быть, твой знакомый (кто-то лучше всех играет в футбол), может быть учитель, может быть знакомый твоих родителей.

  2. Расскажи о великом писателе (например, о Л.Н.Толстом), о великом художнике (например, о Леонардо да Винчи), о музыканте, композиторе.

Надо развивать те способности, которые человеку даны Богом в подарок. Только работая над собой, только развиваясь, человек способности превращает в талант!

ТОВАРИЩЕСТВО (Что такое товарищество?)

Товарищество - это близкие отношения, основанные на взаимной поддержке, общности интересов и деятельности.

1. Вспомни повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». В ней воспевается товарищество.

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ (Что такое человечность?)

Немецкий философ Иммануил Кант утверждал: «Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей». Лучше и не скажешь.

См. вверху тему «Добро. Доброта»

Человечность - доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям.

Человечность - это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

ЧЕСТЬ (Что такое честь честь7)

Честь - это нравственный стержень человека. Истинная честь состоит в том, чтобы поступать по законам своей совести, поэтому порядочный человек в ситуации нравственного выбора, ни секунды не раздумывая, не нарушит закон чести и справедливости.

  1. Расскажи о несовершённом поступке, который ты не смог совершить, потому что он был бессчетный.

  2. Расскажи о совершенном тобой бесчестном поступке, за который тебе до сих пор стыдно. Ты нарушил закон чести, и поэтому этот поступок напоминает тебе о том, что так нельзя поступать.

Честь - это тот нравственный стержень внутри каждого из нас, который не даёт нам совершать плохие поступки.

УЧИТЕЛЬ (Как Вы понимаете значение слова учитель?)

Джованни Одаринни писал: «Учитель - это свеча, которая светит другим, сгорая сама».

  1. Расскажи о своем любимом учителе

  2. Вспомни рассказ В.Распутина «Уроки французского» (учительница Лидия Михайловна)

По мнению писателя Федора Абрамова, «учитель - это человек, который держит в руках день страны, будущее планеты».

ЭГОИЗМ

«Эгоизм - это вата, заложенная в уши, чтобы не слышать людского стона», - утверждал Генрик Сенкевич, польский писатель-романист. Нельзя не согласиться с таким точным утверждением: эгоисты никого не слышат, кроме себя, никого не любят, кроме себя, ни о ком не заботятся, кроме себя! Это люди, с которыми жить рядом очень сложно.

  1. Проанализируй легенду о Ларре из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».

  2. Поделись впечатлениями от прочитанного

древнегреческого мифа о Нарциссе - символе эгоизма.

  1. Расскажи о знакомом, который всегда поступает эгоистично по отношению к другим.

  2. Расскажи о своем эгоистичном поступке и проанализируй его последствия (доставил ли ты кому-то радость этим поступком или огорчил кого- то?)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя