СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, РАЗМЕРЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
ОГЭ (задание 11) и ВПР по литературе (8 класс)
Олицетворение — это литературный прием, который заключается в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевлённых. Примеры: и грезит пруд, и дремлет тополь сонный, луна подмигнула сквозь высь облаков, океан танцевал в лунном свете, в небе тучка плачет.
Метафора – это скрытое сравнение. Это литературный прием, который позволяет сделать текст более ярким и эмоциональным. Заключается он в том, что переносит свойства одного предмета или действия на другой, одушевленный, союзы КАК, ТОЧНО, БУДТО и др. ОТСУТСТВУЮТ (!). Примеры: горит восток зарёю новой (т.е. как пожар), в саду горит костёр рябины красной (огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем). На крышах домов плачут сосульки (пришла весна). Полетели белые мухи (падает снежок).
Эпитет — это красочное определение, которое добавляет выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. Эпитеты могут быть выражены: прилагательным (кислое лицо), наречием (горячо любить), существительным (веселья шум), числительным (вторая жизнь).
Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Примеры: нахмурился, словно туча; снежок, как мел, скрипучий и сухой; змея, как лента; луна, словно ананас.
Фразеологизмы — это устойчивые выражения из двух и более слов. Они отлично живут в нашей культуре, при этом их невозможно дословно перевести на другие языки — для иностранца такой перевод будет звучать странно и непонятно. Примеры: реветь белугой — громко и долго плакать; задеть за живое — вызвать переживания, оскорбить самолюбие; играть в жмурки — обмануть, утаить истинные намерения; делать из мухи слона (из маленький проблемы, преувеличивая, создавать большую.
Гипербола – это образное выражение, преувеличение свойств, особенностей предметов и явлений. Примеры: сто лет не виделись (давно), напугать до смерти (очень сильно); в сто сорок солнц закат пылал (очень было ярко); море смеха (очень весело.)
Литота* – это прием, который заключается в умышленном преуменьшении или смягчении значений слов, действий или свойств. Служит для создания более ярких образов. Примеры: мальчик с пальчик (очень маленький); мужичок с ноготок (очень маленький);
Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые пишутся и звучат по-разному, но при этом имеют схожее или близкое лексическое значение. Примеры: красный – алый, багряный, кумачовый, арбузный и т.д.; бежать – мчаться, нестись, лететь; бегемот – гиппопотам; крокодил – аллигатор; спрут – осьминог.
Антонимы — это различные по звучанию слова одной и той же части речи, имеющие прямо противоположные значения. Примеры: толстый-тонкий (прил.); бежать – стоять (гл.); налево – направо (н.); труженик – бездельник (сущ.).
Омонимы* — это слова, которые пишутся одинаково, звучат одинаково (или похоже), но при этом означают абсолютно разные вещи. Примеры: ключ – родник, дверной; коса – у девочки, речная, литовка (крестьянский инструмент, его отливали из металла; лук – овощ (репчатый, зелёный) и оружие; магазин – магазин в оружии для размещения патронов; предприятие для розничной торговли, размещённое в здании.
Инверсия* - нарушение привычного (прямого) порядка слов с целью придания речи художественной выразительности. Примеры: белеет парус одинокий в тумане моря голубом; закружилась листва золотая.
Антитеза* (противопоставление) - это приём, в котором сопоставляются два противоположных понятия, изображения или идеи для создания контраста и усиления эффекта.
Антитеза часто встречается в литературных произведениях, чтобы подчеркнуть конфликт, драму или противопоставление мировоззрений героев. Примеры:
Что ИЩЕТ он в стране далёкой?
Что КИНУЛ он в краю родном?
Умный научит, дурак наскучит.
ОксЮморон* - это выражение, которое состоит из двух противоречивых и взаимоисключающих слов или фраз. Примеры:
-
бо́льшая половина (если это половина, то она уже не может быть большей или меньшей); 2. живой труп; 3. сухая вода; 4. Старый Новый год; 5. оглушительная тишина; 6. оригинальные копии; 7. правдивая ложь; 8. наглая скромность; 9. воспитанный хам; 10. ловкий растяпа; 11. безмолвный крик; 12. заклятый друг; 13. публичная тайна.
-
Оксюморон в названиях книг: 1. Л. Н. Толстой, «Живой труп»; 2. И. С. Тургенев, «Живые мощи»; 3. Ф. М. Достоевский, «Честный вор»; 4. Н. В. Гоголь, «Мёртвые души».
-
Оксюморон в названиях фильмов: 1. «C широко закрытыми глазами»; 2. «Правдивая ложь»; 3. «Назад в будущее»; 4. «Женатый холостяк»; 5. «Горячий снег».
АнАфора* - это средство выразительности, заключающееся в повторении слова или нескольких слов в начале каждой стихотворной строки (или предложения — в прозаическом тексте). Примеры:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди…
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Риторическое восклицание и риторический вопрос, не требующий ответа *- это средство выразительности, приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость.
На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком, а риторический вопрос – вопросительным. Примеры:
Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)
Под значком (*) термины, которых нет в ОГЭ, но есть в ВПР по литературе.
Стихотворные размеры бывают двусложные и трёхсложные.
В двухсложных ударение падает на первый слог (хорЕй) или на второй слог (ямб).
В трёхсложных ударение падает на первый слог (дАктиль), на второй (амфибрАхий), на третий (анАпест).
ЯмщИк хОдит,
АмЁба дАкает
Ан не всЯкая