Кейс-метод относится к современным педагогическим технологиям проблемного обучения. Кейстехнология (от латинского casus – запутанный, необычный случай; от англ. case – портфель, чемоданчик) Это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений. В кейс - методе проблема ставится перед детьми на основе ситуаций из реальной жизни. Причем кейс не предлагает проблему в чистом и устном виде: детям предлагается самостоятельно выделить её из той ситуации, которую они пронаблюдали, которую увидели на фото или в драматизации |
Выделяют несколько методов кейстехнологии: |
| Направлен на: - умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию; - умение строить логические и обоснованные прогнозы; - умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности; - развитие критического мышления, умения включаться в коллективное решение сложных задач |
| Направлен на: - проявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон; - способность анализировать, строить гипотезы, предполагать |
| Направлен на: - умение воспитанников видеть возможный парадокс окружающих явлений; - способность формулировать проблему; умение анализировать, строить гипотезы, предполагать; - способность коллективно решать сложные задачи |
| Направлен на: - умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение; - способность вести конструктивный диалог; - умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон. |
| Направлен на: - умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение; - предлагать различные варианты решений в обстоятельствах форс-мажор; - способность вести конструктивный диалог; - способность выбирать наиболее актуальные решения. |
Выделяют несколько основных видов кейсов: |
Кейс-инцидент | Это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Цель: проанализировать ситуацию и выработать практическое решение совместными усилиями группы воспитанников. Ситуация должна быть взята из практики или приближена к реальной жизни. |
Кейс – иллюстрация | Это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. |
Фото-кейс | «Фото-кейс» помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. В «фото – кейс» входит: Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий. Правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы. |
Кейс – ролевое проектирование | Это по сути та же самая сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике. Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации. |
Алгоритм составления кейса: 1-й шаг – определите цель кейса: компетенции, умения или способности, которые вы хотите выявить или сформировать у детей. 2-й шаг – опишите кейс: сюжет, содержащий проблемный фактор, завязку. Это необязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира. 3-й шаг – обозначьте кульминацию кейс-ситуации: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения. 4-й шаг – определите момент проблемного включения: это вопрос или задание, которые вы предложите детям. |
Признаки хорошего кейса: соответствовать поставленной цели; учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; быть актуальным и интересным детям; развивать когнитивные навыки, воображение, креативное мышление; провоцировать дискуссию; иметь несколько решений |