Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр «Юность»
Макарова Евгения Владимировна
Памятка для педагогов ОГБУДО ДООЦ «Юность» «Особенности включения в работу временного детского коллектива трудных подростков»
Под «трудными» подростками понимаются лица с нарушениями поведения, которых нелегко исправляются, корректируются.
Трудность обуславливается тремя основными факторами:
1) педагогической запущенностью
2) социальной запущенностью
3) отклонениями в состоянии здоровья
Все трудные дети, являются педагогически запущенными и отличаются девиантным поведением.
Девиа́нтное поведение (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития.
Концепция воспитания в коллективе заключает идею направленного развития у ребенка субъектной позиции и рассматривает детский коллектив как социальную модель, отражающую атмосферу человеческих отношений.
Говоря об особенностях воспитательной работы с «трудными» подростками, в условиях временного детского коллектива необходимо учитывать принципы формирования подросткового коллектива:
1. организационное единство;
2. руководящая роль участников коллектива;
3. богатство взаимоотношений,
создание и сохранение традиций;
4. самодеятельность,
5. творчество, инициатива;
6. дисциплина и ответственность за свой труд и поведение.
Развитие общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в подростковом коллективе с отклоняющимся поведением происходит в различных видах и формах методической работы, в основе которой лежат принципы нравственности.
Варианты методической работы:
-создание проблемных, воспитывающих ситуаций,
-ролевые игры, их обсуждение;
-решение коммуникативных задач;
-поручения; просмотр документальных, публицистических, художественных кинофильмов, их обсуждение;
-коллективные творческие работы;
-конкурсно-игровые программы и праздники.
Подростковый коллектив не может существовать без определенных требований к его организации. К ним можно отнести совместную устремленность к социально значимым общечеловеческим ценностям и целям деятельности; решение поставленных задач при активном взаимодействии; наличие ответственной зависимости от социально-одобряемого поведения.
Особенностями воспитательной работы с «трудными подростками» в условиях временного детского коллектива является следующее:
– организация совместной познавательной и творческой деятельности детей;
– разнообразие педагогических форм, средств и методов в жизнедеятельности подросткового коллектива;
– моделирование ситуаций коллективного сопереживания значимых событий;
– поощрение активности, инициативы, ответственности, доброжелательности, самостоятельности;
– повышение комфортности и психологической безопасности подростков в коллективе;
– развитие коммуникативной культуры;
– развитие взаимоуважения и толерантности друг к другу
Еще одно условие психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением – организация партисипативных отношений субъектов социокультурной среды временного детского коллектива.
Партисипативное управление - направление, которое объединяет различные формы и методы участия членов организации в управлении ею.
Партисипативные отношения включают в себя:
1. Творческую активность,
2. Участие в жизнедеятельности коллектива и самоуправлении совместной деятельностью,
3. Достижение общих целей,
4. Коллективная ответственность за результаты деятельности.
При создании условия организации партисипативных отношений «трудных» подростков в условиях временного детского коллектива, механизм взаимодействия педагога и подростков должен основываться на переговорах для обнаружения единых взглядов на имеющуюся проблему.