Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»
Дорофеева Марина Александровна,
зам.директора по УВР, методист
Памятка для педагогов «Организация мониторинга в учреждении дополнительного образования»
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года одной из задач в сфере образования названо обеспечение качественного образования вне зависимости от места жительства граждан и их платёжеспособности. Это предполагает постоянную оценку качества образования на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и уровне учреждения.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала учащихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации.
Сегодня педагогический коллектив все больше направлен на получение качественного ожидаемого результата, на поиск тех психолого-педагогических форм и методов, которые позволяют выявлять результаты развития ребенка в ходе реализации образовательных программ различных видов творческой деятельности.
Всем известно, что в дополнительном образовании нет стандартной системы оценивания образовательного процесса, в связи с этим каждый педагогический коллектив самостоятельно разрабатывает способы отслеживания всех аспектов деятельности учреждения.
Мониторинг образовательного процесса в Центре дополнительного образования детей охватывает несколько направлений работы учреждения:
Оценка качества осуществления образовательного процесса педагога дополнительного образования;
Оценка методической работы педагога дополнительного образования;
Оценка результативности деятельности учащихся.
При оценивании качества осуществления образовательного процесса мы берем во внимание учебную и воспитательную работу, а также профессиональный уровень педагогов - квалификация, прохождение курсовой переподготовки, соответствие образовательной программы современным требованиям. Оценивается качество планирования учебного занятия, владение учебным материалом и умелое проведение занятий с использованием эффективных традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания, умение заинтересовать детей.
При оценивании методической работы педагога выявляется качественный уровень личностно-профессионального развития и обучающей деятельности педагогов.
Мониторинг результативности ведется по следующим показателям:
по итогам участия в выставках, конкурсах, соревнованиях,
по уровню усвоения теоретических знаний и практических навыков.
Измерение качественного уровня учебной работы фиксируется в следующих таблицах:
по образовательным направлениям
№ п/п | Направление образовательной деятельности | Общее количество часов | Общее количество групп/ учащихся |
2.Количество учебных часов по годам обучения
№ п/п | Направление образовательной деятельности | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | итого |
3.Количество учебных групп по годам обучения
№ п/п | Направление образовательной деятельности | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | итого |
4.Количество учащихся по годам обучения
№ п/п | Направление образовательной деятельности | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | итого |
5.Количество учащихся по возрастным ступеням
№ п/п | Направление образовательной деятельности | 1 -4 кл. | 5-7 кл. | 8-9 кл. | 10-11 кл. | итого |
6. сохранность контингента учащихся
Год обучения | № гр. | Количество обуч-ся на начало учебного года | Количество обуч-ся на конец учебного года | % |
| | мальч. | Дев. | всего | мальч | Дев. | всего | |
7. Выполнение образовательной программы педагогами
Дополнительная образовательная программа | кол-во часов по программе | Ф.И.О. педагога | 20..-20.. уч.год |
1полугодие | 2 полугодие | за год |
| | | кол-во часов | % | кол-во часов | % | кол-во часов | % |
Измерение качества уровня воспитательной работы отмечается в данных таблицах:
Участие в воспитательных мероприятиях
№ | Дата | Название мероприятия | Место проведения | Ф.И.О.педагога, название то, кол-во участников | Результат |
| | | | | |
Работа с родителями
№ | Дата | Форма работы , тема | Место проведения | Кол-во родителей |
| | | | |
Оценка методической работы педагога дополнительного образования
Измерение качественного уровня личностно- профессионального развития.
1.Уровень профессиональных знаний педагогического работника
№ | Дата | Ф.И.О. педагога | Форма повышения | Тема |
| | | | |
2.Публикации педагогов
Название статьи | Автор статьи | Издание | уровень | год выпуска |
| | | | |
3.Самообразование педагога
№ | Ф.И.О. Педагога | Тема самообразования | год | Результат |
| | | | |
4.Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства
Ф.И.О. педагога | Название конкурса | уровень конкурса | сроки | Результат |
| | | | |
5.Награждение педагогов
Ф.И.О. педагога | Год награждения | Вид награждения |
| | |
Результативность образовательного процесса
Название т/о | Количество учащихся | Уровень освоения образовательной программы |
Высокий | оптимальный | Достаточный | Недоста- точный |
1.уровень освоения образовательной программы
2.Индивидуальная карта развития учащихся
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________
Возраст_____________________________
Вид и название детского объединения
Ф.И.О. ______________________
Индивидуальная карта развития учащихся
Название объединения_______________________________________________________
Группа (по возрасту, году обучения)________________________________________________________
Учебный год ______________________________________________________
№ | Ф.И. | мотивация | усвоение учебного материала | Практи-ческие умения и навыки | Комму-никабель-ность | Твор-ческая активность | Дости-жения |
| | С.Г. | К.Г. | С.Г. | К.Г. | С.Г. | К.Г. | С.Г. | К.Г. | С.Г. | К.Г. | С.Г. | К.Г. |
1 | | | | | | | | | | | | | |
Средний балл по группе | | | | | | | | | | | | |
3.учёт участия учащихся в выставках, конкурсах, мероприятиях
| Уровень, Название мероприятия | т/о.педагог | результат | Всего участников |
Сегодня в учреждении отслеживается и участие учащихся образовательных учреждений района в мероприятиях, выставках и конкурсах Центра. В муниципальном образовании разработано Положение на присуждение премии администрации муниципального образования учащимся за выдающиеся успехи в художественном, техническом творчестве и спорте; учащимся за высокие достижения в региональных и международных конкурсно - состязательных мероприятиях. Соискателями премий могут быть обучающиеся муниципальных образовательных учреждений и воспитанники учреждений дополнительного образования МО «Красноборский муниципальный район».
Значит, и у наших учащихся есть шанс на получение такой премии.
В итоге, хочется отметить, что, несмотря на отсутствие федеральных нормативно-правовых документов, регламентирующих систему оценивания результативности деятельности в УДОД, каждое образовательной учреждение обязано выстраивать свою модель оценивания. В словосочетании «Дополнительное образование» главным, на мой взгляд, является слово «образование». Те образовательные услуги, которые мы оказываем, должны быть высокого качества, а создание системы оценки достижения результатов и является гарантом качества нашей работы.