Устная часть по русскому языку. Часть 1. ОГЭ.9 класс.
Задание №1. Пересказ текста.
Задание №2. Правильное включение цитаты в текст.
Пересказ – устное содержание текста. Это вид учебной работы, средство развития речи обучающихся на основе образца.
Пересказу нужно обучать систематически от урока к уроку, постоянно помня об учебной цели этого вида работы.
Пересказ художественного произведения есть творческий акт в сознании ребёнка: при пересказе он должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей.
Рекомендации, которые необходимо соблюдать при пересказе текста:
1. В пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец.
2.При пересказе ребёнок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца.
3.В пересказе должен сохраняться стиль образца.
4. Должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные факты и описания.
5.В пересказе должны отражаться чувства ребёнка через выразительность его речи.
При пересказе необходимо пользоваться алгоритмом (см приложение №1).
Задание №2 предполагает включение цитаты в пересказ. Что такое цитата? Как работать с ней.
Цитата – это включение чужой речи, письменной или устной, в авторский текст. Выделяют прямую и косвенную цитату.
Прямая цитата в письменном тексте обязательно заключается в кавычки, которые сигнализируют о ее начале и конце, в устном – предваряется и заканчивается репликами.
Не меньшую роль, чем прямая, играет косвенная цитата – пересказ, т.е. передача своими словами основного смысла чужой речи.
Требования к точности смысла и прямого, и косвенного цитирования одинаковы.
Цитаты, служащие только для передачи каких-то сведений, должны быть уместны, точно соответствовать идее текста, не вызывать ненужные побочные ассоциации и не перегружать текст.
Начиная работу с цитатами, обучающийся оценивает место и назначение их в тексте, соотношение с авторской речью, уместность цитирования.
Способы цитирования
В русском языке существуют три основные способы цитирования.
1) Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.
К примеру: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти». Либо же другой вариант: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», - так говорил Юлий Цезарь.
2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.
Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».
3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.
Например: Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие».
Либо же: Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».
4) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки. Например:
А.Грибоедов. «Горе от ума»
Что может предоставить мне Москва?
Сегодня бал, а завтра два.
Основные требования к цитированию
1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.
2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.
3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.
4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.
5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав - ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник
Приложение №1
Алгоритм, имеющий форму памятки для обучающихся.
1.Перечитываю про себя произведение.
2. Отмечаю галочкой (или выписываю на черновик) ключевые слова, которые мне помогут при пересказе текста.
3. Определяю, о чём говорится в каждом абзаце.
4. Составляю план текста к каждому абзацу.
5. Продумываю последовательность своего рассказа, ещё раз перечитываю отмеченные ключевые слова.
6. Составляю рассказ ( мысленно).
7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.
8. Пересказываю, пользуясь своими записями.
Приложение №2
Образцы введения цитаты.
1) предложения с прямой речью: Пушкин писал своему другу Чаадаеву:
«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» ;
2) предложения с косвенной речью: А. П. Чехов подчёркивал,
что «...праздная жизнь не может быть чистою» ;
3) предложениями с вводными словами: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей» .
Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если
соблюдена стихотворная строка.