СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для пересказа текста. ОГЭ- 9 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устная часть по русскому языку. Часть 1. ОГЭ.9 класс.

Задание №1. Пересказ текста.

Задание №2. Правильное включение цитаты в текст.

 

Пересказ – устное содержание текста. Это вид учебной работы, средство развития речи обучающихся на основе образца.

Пересказу нужно обучать систематически от урока к уроку, постоянно помня об учебной цели этого вида работы.

Пересказ художественного произведения есть творческий акт в сознании ребёнка: при пересказе он должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей.

 Рекомендации, которые необходимо соблюдать при пересказе текста:

1. В пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец.

2.При пересказе ребёнок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца.

3.В пересказе должен сохраняться стиль образца.

4. Должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные факты и описания.

5.В пересказе должны отражаться чувства ребёнка через выразительность его речи.

При пересказе необходимо пользоваться алгоритмом (см приложение №1).

Задание №2 предполагает включение цитаты в пересказ. Что такое цитата? Как работать с ней.

Цитата – это включение чужой речи, письменной или устной, в авторский текст. Выделяют прямую и косвенную цитату.

Прямая цитата  в письменном тексте  обязательно заключается в кавычки, которые сигнализируют о ее начале и конце, в устном – предваряется и заканчивается репликами.

Не меньшую роль, чем прямая, играет косвенная цитата – пересказ, т.е. передача своими словами основного смысла чужой речи.

Требования к точности смысла и прямого, и косвенного цитирования одинаковы.

Цитаты, служащие только для передачи каких-то сведений,  должны быть уместны, точно соответствовать идее текста, не вызывать ненужные побочные ассоциации и не перегружать текст.

Начиная работу с цитатами, обучающийся оценивает место и назначение их в тексте, соотношение с авторской речью, уместность цитирования.

 

Способы цитирования

В русском языке существуют три основные способы цитирования.

1) Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.

К примеру: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти». Либо же другой вариант: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», - так говорил Юлий Цезарь.     

2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.

Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».

3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.

Например: Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие».

Либо же: Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».

 

4) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки. Например:

А.Грибоедов. «Горе от ума»

Что может предоставить мне Москва?

Сегодня бал, а завтра два.

 

 

 

 

Основные требования к цитированию

1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.

2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.

3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.

4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.

5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав - ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник

 

Приложение №1

Алгоритм, имеющий форму памятки для обучающихся.

1.Перечитываю про себя произведение.

2. Отмечаю галочкой (или выписываю на черновик) ключевые слова, которые мне помогут при пересказе текста.

3. Определяю, о чём говорится в каждом абзаце.

4. Составляю план текста к каждому абзацу.

5. Продумываю последовательность своего рассказа, ещё раз перечитываю отмеченные ключевые слова.

6. Составляю рассказ ( мысленно).

7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

8. Пересказываю, пользуясь своими записями.

Приложение №2

Образцы введения цитаты.

 1) предложения с прямой речью: Пушкин писал своему другу Чаадаеву:

«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» ;

 

2) предложения с косвенной речью: А. П. Чехов подчёркивал,

что «...праздная жизнь не может быть чистою» ;

 3) предложениями с вводными словами: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей» .

Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если

соблюдена стихотворная строка.

 

Просмотр содержимого документа
«Памятка для пересказа текста. ОГЭ- 9 класс.»

Задание №1. Пересказ текста.

Задание №2. Правильное включение цитаты в текст.


Пересказ – устное содержание текста. Это вид учебной работы, средство развития речи обучающихся на основе образца.

Пересказу нужно обучать систематически от урока к уроку, постоянно помня об учебной цели этого вида работы.

Пересказ художественного произведения есть творческий акт в сознании ребёнка: при пересказе он должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей.

Рекомендации, которые необходимо соблюдать при пересказе текста:

1. В пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец.

2.При пересказе ребёнок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца.

3.В пересказе должен сохраняться стиль образца.

4. Должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные факты и описания.

5.В пересказе должны отражаться чувства ребёнка через выразительность его речи.

При пересказе необходимо пользоваться алгоритмом (см приложение №1).

Задание №2 предполагает включение цитаты в пересказ. Что такое цитата? Как работать с ней.

Цитата – это включение чужой речи, письменной или устной, в авторский текст. Выделяют прямую и косвенную цитату.

Прямая цитата в письменном тексте обязательно заключается в кавычки, которые сигнализируют о ее начале и конце, в устном – предваряется и заканчивается репликами.

Не меньшую роль, чем прямая, играет косвенная цитата – пересказ, т.е. передача своими словами основного смысла чужой речи.

Требования к точности смысла и прямого, и косвенного цитирования одинаковы.

Цитаты, служащие только для передачи каких-то сведений, должны быть уместны, точно соответствовать идее текста, не вызывать ненужные побочные ассоциации и не перегружать текст.

Начиная работу с цитатами, обучающийся оценивает место и назначение их в тексте, соотношение с авторской речью, уместность цитирования.



Способы цитирования

В русском языке существуют три основные способы цитирования.

1) Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.

К примеру: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти». Либо же другой вариант: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», - так говорил Юлий Цезарь.

2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.

Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».

3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.

Например: Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие».

Либо же: Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».



4) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки. Например:

А.Грибоедов. «Горе от ума»

Что может предоставить мне Москва?

Сегодня бал, а завтра два.








Основные требования к цитированию

1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.

2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.

3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.

4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.

5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав - ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник



Приложение №1

Алгоритм, имеющий форму памятки для обучающихся.

1.Перечитываю про себя произведение.

2. Отмечаю галочкой (или выписываю на черновик) ключевые слова, которые мне помогут при пересказе текста.

3. Определяю, о чём говорится в каждом абзаце.

4. Составляю план текста к каждому абзацу.

5. Продумываю последовательность своего рассказа, ещё раз перечитываю отмеченные ключевые слова.

6. Составляю рассказ ( мысленно).

7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

8. Пересказываю, пользуясь своими записями.

Приложение №2

Образцы введения цитаты.

1) предложения с прямой речью: Пушкин писал своему другу Чаадаеву:

«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» ;


2) предложения с косвенной речью: А. П. Чехов подчёркивал,

что «...праздная жизнь не может быть чистою» ;

3) предложениями с вводными словами: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей» .

Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если

соблюдена стихотворная строка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!