Умственная отсталость – стойко выраженное необратимое нарушение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического повреждения головного мозга.
Причины умственной отсталости
1.Эндогенные: патология хромосомного набора; наследственные заболевания; хронические болезни матери; умственная отсталость родителей; иммунологический конфликт по резус-фактору.
2.Экзогенные: тяжелые инфекционные заболевания при беременности; тяжелая дистрофия женщины при беременности; заражение плода паразитами; применение лекарственных препаратов, противопоказанных беременным; травматические поражения плода; курение, алкоголизм, наркомания, неправильное питания родителей; работа женщины на вредном производстве; условия окружающей среды; родовые травмы; инфекции после родов, перенесенные ребенком.
Характеристика умственно отсталых детей
Наблюдается недоразвитие:
познавательных интересов, слабая любознательность;
речи (ограниченный словарный запас, дефекты произношения);
мыслительных процессов (медленно формируются обобщающие понятия, не развито словесно-логическое и абстрактное мышление, слабость смысловых связей);
продуктивной деятельности (лепка, рисование, игры носят подражательный характер, нет замысла и сюжета);
эмоционально-волевой сферы (реакции инфантильны, эмоции неустойчивы, сильные аффективные реакции, слабые волевые процессы, отсутствует инициатива);
восприятия (не выделяют главного, снижается понимание, затрудняется восприятие пространства, времени, цвета);
памяти (запоминают внешние признаки, материал требует многократного повторения);
физическое недоразвитие (деформация черепа, размеров конечностей, нарушения моторики, двигательной активности).
Формы нарушений
Олигофрения – форма недоразвития, когда поражение мозга возникает внутриутробно, при родах или до 2-3 лет, до становления речи. Степень выраженности зависит от тяжести, постигшей ребенка, её локализации и времени.
Деменция – форма недоразвития, возникающая в результате травм головного мозга и перенесения различных заболеваний (менингита, энцефалита) после 3 лет. Интеллектуальный дефект необратим.
Степени умственной отсталости
Дебильность – незначительная степень умственной отсталости, характеризующаяся умственным недоразвитием, приобретенным в раннем детстве, который в последующей жизни не нарастает, но может отчасти исправиться.
Имбецильность – умеренная степень умственной отсталости, выражающаяся в интеллектуальном недоразвитии ребенка в первые годы жизни.
Идиотия – тяжелая степень умственной отсталости, характеризующая почти полным отсутствием мышления и речи.
Рекомендации педагогу
1.Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
2.Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент.
3.Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
4.В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
5.Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц).
6.Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического).
7.Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки.
8.Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
9.Необходимо давать время на отдых ребенку, устраивать разминки.
10.Не нужно давать на уроке более двух новых понятий.
11.Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).
Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.
Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.