КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ!!!
В настоящее время основным видом экзамена в 9 классе средней школы в
России является ГИА, которая служит для контроля знаний, полученных
учащимися за 9 лет, а также для приѐма в 10 класс или в учреждения среднего
профессионального образования (колледжи и техникумы).
Главной целью введения ГИА является получение объективной оценки качества подготовки выпускников средних школ.
Основными проблемами этапа подготовки экзамена по математике в формате ОГЭ являются:
Сложность самой математики как науки. Математика – один из предметов, которые требуют понимания, практики и систематизированных знаний. Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, вызывающая трудности у многих учащихся.
Психофизиологические возрастные особенности учащихся 9-ых классов. Особенность девятого класса заключается в пересечении возрастных черт – подростковых и юношеских.
Причины, мешающие подготовке к экзамену:
- неуверенность;
- нежелание учиться;
- заниженная самооценка;
- низкий уровень вычислительных навыков;
- слабая развитость понятий и определений, знание формул;
- наличие пробелов.
Особенности учебной деятельности каждого ученика связаны с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией.
Начиная с начальной школы, в каждом классе существует группа учеников с нормальным интеллектуальным развитием, не справляющихся с учебными задачами. Они имеют сниженный уровень активности, не умеют или не желают понять и осмыслить учебный материал, самостоятельно восполнить пробелы в знаниях. Не умея справиться с задачами, такие ученики находят другие пути его выполнения (списать, воспользоваться подсказкой, угадать, подогнать задачу под ответ) или ждут помощи от учителя, тем самым игнорируя активную мыслительную деятельность. Например, решая задачу по математике, они комбинируют цифровые данные, не задумываясь о соответствии действий условиям, а результата – реальности. В итоге в задачах на движение по течению и против течения у них получается собственная скорость лодки меньше скорости течения, а количество деталей может быть выражено дробью. Как правило, заучивают учебный материал такие ученики механически, формально, не вдумываясь и не осмысливая, при этом многие из них проявляют старательность и затрачивают массу времени на приготовление уроков. По мере усложнения материала увеличивается степень непонимания, отсутствие интеллектуальных действий становиться все более заметным и постепенно приводит к негативному отношению к математике и учебной деятельности в целом. Как следствие, появляется неуверенность в своих силах.
Другая группа учеников, среди которых много прилежных и ответственных, с ярко выраженной мотивацией овладевает программными знаниями по математике формально. Что значит формально?
Если посмотреть значение слова” формально” в словаре русского языка, то синонимами этого слова являются слова: казенно, для порядка, по установленной форме, для вида, для отвода глаз, не всерьез.
Проблема состоит в том, что такие ученики заучивают учебный материал без достаточного понимания и не умеют использовать полученные знания для объяснения явлений окружающей действительности. При этом они абсолютно равнодушны к тому, что изучают, у них отсутствует интерес к теоретическому содержанию математики, выполнению тех или иных задач. Такие ученики быстро забывают выученный материал, путают алгоритмы, способы решения задач и даже не пытаются вникнуть и приложить определенные умственные усилия. Такое обучение ничего не меняет ни в их мышлении, ни в восприятии окружающей действительности. И отношение к экзамену по математике в формате ОГЭ у таких учащихся чисто – формальное. Главное, сдать экзамен для порядка, для оценки, для родителей.
Основные причины отставания по математике:
1) низкий темп работы на уроке
2) нет систематической подготовки к урокам
3) недостаточный контроль со стороны родителей
4) низкая учебная мотивация у учащихся и родителей
5) пробелы в знаниях, слабая сформированность «вычислительных навыков», кратковременная память.
Проблемы подготовки к ОГЭ
- низкий уровень знаний учащихся;
-непрочное, неосознанное усвоение знаний;
- отсутствие мотивации и интереса к изучению предмета;
- учащиеся не умеют применять знания на практике;
Особенности работы с заданиями первой части
Первая часть направлена на проверку овладения содержанием курса на уровне базовой подготовки, она обеспечивает получение тройки.
Задания даны в тестовой форме
Ограниченное время и много задач: 90 минут и 18 задач.
Непривычные формулировки ряда задач (с дополнительным логическим вопросом или непривычно сложные формулировки).
Решений задач первой части предъявлять не нужно, поэтому не надо оформлять решение подробно, как учили раньше (нет времени, места, и т.д. да и оценивается только ответ), но на черновике лучше писать все промежуточные выкладки, чтобы исключить ошибки.
Типичные ошибки при выполнении заданий первой части
Распределение заданий части 2 по разделам требований к уровню подго- товки выпускников представлено так.
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами- 4задания
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения - 1 задание
Задания части 2 экзаменационной работы направлены на проверку
таких качеств геометрической подготовки выпускников, как:
умение решить планиметрическую задачу, применяя различные теорети-
ческие знания курса геометрии;
умение математически грамотно и ясно записать решение, приводя при
этом необходимые пояснения и обоснования;
владение широким спектром приемов и способов рассуждений.
Обучение приёму «спирального движения» по тесту. Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. Затем необходимо «пробежать» глазами 2 часть работы и отметить 1-2 задания, которые поняли сразу, в этой части есть задания (например, №17), которые «средний» ученик решает без особого напряжения. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена 1 часть работы. Затем можно перейти вновь к 1 части работы и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание 1 части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала 1 части, а затем 2 части работы. Так необходимо делать несколько раз «по спирали» и делать то, что «созрело» к данному моменту.
Памятка для решения задач по геометрии
Сразу же начинай чертить по заданным условиям – размышлять будешь потом!
Хороший чертеж – хороший помощник, с ним идея решения «придет сама». Плохой же чертеж не только затруднит решение, но еще и заведет тебя в тупик при попытке «доказать» то, чего нет в действительности. Делай четкий чертеж в середине листа – линейка, треугольник, циркуль, транспортир помогут тебе и в «задачах на построение». Если условия позволяют – черти (хотя бы примерно) в масштабе!
Избегай чертить частные случаи (прямоугольный, равнобедренный, равносторонние треугольники, равные окружности и т.п.), если они не предусмотрены условием задачи – глядя на такой чертеж, ты скоро «поверишь», что так будет всегда, и твоя мысль будет направлена на ложный след!
Наноси на чертеж все данные! Что-то забудешь – решить задачу не сможешь!
«Задано» - рисуй синим! «Найти» - красным! Этим ты обеспечишь концентрацию мысли на главном!
Вспомни и выпиши рядом с рисунком все геометрические определения, аксиомы, теоремы, свойства и следствия по данному вопросу – это тоже необходимая информация для твоих мозговых ячеек к моменту, когда они начнут логическое конструирование решения задачи!
Потрать 2-3 минуты на тщательный общий анализ особенностей условия задачи – это окупится сторицей! Если за эти минуты ты используешь всю силу своего геометрического воображения, то даже и при сложном условии задачи сможешь обнаружить рациональное (краткое и изящное) решение. Приняв сразу бездумное шаблонное решение, ты увеличишь объем вычислительной работы и шансы появления ошибок.
Если задача сложная – найди «логику» решения задачи, напиши план решения задачи. В запутанной и особо «неподдающейся» задаче план решения обязателен.
Не волнуйся!
Очень помогает в организации устных вычислений книга под редакцией Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. «Устные вычисления и быстрый счёт. Тренировочные упражнения за курс 7-11 классов» (Ростов-на-Дону: ЛЕГИОН-М.- 2010).СКАЧАТЬ КНИГУ
Проходить повторение по темам:
1. Числа и числовые выражения.
2. Неравенства с одной переменной. Линейные неравенства.
3. Действия со степенями (буквенные и числовые).
4. Задачи на проценты.
5. Задачи на составление уравнений (линейных и дробно-рациональных).
6. Решение квадратных уравнений и задач, связанных с их решением.
7. Чтение графиков функций.
8. Дробно-рациональные выражения и уравнения.
9. Арифметическая и геометрическая прогрессии.
10. Чтение графиков и диаграмм.
На консультациях, пробных и репетиционных тестированиях необходимо постоянно обращать внимание обучающихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание. Таким образом, если ученик не укладывается в этот временной промежуток, то ему целесообразно перейти к другому заданию, а к этому заданию можно вернуться после выполнения всей 1 части. Точно также должен действовать ученик, планирующий получить «твёрдую» четвёрку или пятёрку, и со второй частью экзаменационной работы: всю 1 часть «уложить» в 1 час, а остальные 3 часа посвятить 2 части работы. Выдержать этот график может только тот, кто приучен 3-4 часа заниматься математикой с полной отдачей. Отсутствие привычки «напрягаться» в математике несколько часов подряд – одна из причин низкого качеств выполнения работы.