Памятка для работы над ошибками
по русскому языку
в помощь ученикам и родителям
составила: Снеговая Светлана Владимировна
Типы ошибок и работа по их исправлению
№ орфограммы
На какое правило сделана ошибка
Как исправлять ошибку
Образец
1. Искажение слов, пропуск, замена букв недописывание слова.
Делай так:
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги, подчеркни гласные буквы и поставь ударение
в
ил ка
2. Предложение.
Делай так:
Напиши правильно все предложение, проверь постановку знаков препинания.
3. Словарные слова (слова с непроверяемыми орфограммами).
Делай так:
Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение. Запиши еще 3-4 словарных слова.
язык, язык, язык, малина собака орех
4. Перенос слова.
Делай так:
Выпиши слово, в котором допустил ошибку правильно, подчеркни гласные буквы, укажи количество слогов в слове, раздели его на слоги и для переноса. Вспомни правила переноса.
Запиши и раздели для переноса еще 2-3 слова.
3
у че ник – уче-ник
5. Показатель мягкости согласного звука. (Ь знак)
Делай так:
Выпиши слово, в котором допустил ошибку правильно, подчеркни Ь знак, придумай и запиши еще 3 слова на это правило.
К
онь, день, пеньки,
6. Разделительные твердый и мягкий знаки.
а) Делай так:
Слово с разделительным твёрдым знаком.
Выпиши слово без ошибок, напиши 3 слова на это правило, обведи в кружок твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни согласную букву, на которую заканчивается приставка и гласную с которой начинается корень.
п
одъезд, съезд, объехал
б) Делай так:
Слово с разделительным мягким знаком
Выпиши слово без ошибок, напиши 3 слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед ним и гласную после него.
в
оробьи, листья, крылья
7. Мягкий знак на конце и в середине слова. (обозначает мягкость предшествующего согласного)
Делай так:
а) Если Ь в конце слова
Выпиши слово без ошибок, подчеркни Ь, подчеркни мягкий знак, напиши еще 4 слова на это правило.
л
ось, пень, тень
б) Делай так:
Если Ь в середине слова
Выпиши слово без ошибок, подчеркни Ь подчеркни и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком, раздели слово для переноса, напиши 4 слова на это правило.
к
оньки, конь – ки
8. Мягкий знак на конце шипящих.
Делай так:
Напиши слово правильно, подчеркни Ь, укажи род имени существительного, напиши еще 4 слова на это правило.
дочь- сущ. ж.р ночь- сущ. ж.р
9.Безударная гласная
Делай так:
Выпиши слово без ошибок, поставь ударение, подчеркни безударную гласную, если ее можно проверить подбери проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным), приведи 2 примера на это правило
грибы – гриб, зима - зимушка
Если гласную проверить нельзя - проверь написание слова в словаре, запиши 2 еще слова на это правило.
ветер, ворона, воробей
10. Гласные после шипящих. (Сочетания ЖИ - ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)
Делай так:
Напиши слово правильно, подчеркни сочетание, напиши еще 4 слова на это правило.
ч
айка, щавель, щука, чудо
11. Сочетания ЧК, ЧН, ШН, ЩН.
Делай так:
Напиши слово правильно, выдели орфограмму, напиши еще 4 слова на это правило.
ручка, точка, ночка
12. Написание собственных имен существительных (заглавная буква в именах, фамилиях, названиях и кличках)
Делай так :
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму, придумай еще 3 слова на это правило. Составь и напиши предложение с этим словом.
Москва, Орёл, Кирилл, Барсик
М
осква- столица России.
13. Парные звонкие и глухие согласные.
Делай так:
Н
апиши слово правильно, подчеркни орфограмму, подбери проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный).
Напиши еще 2-3 слова на это правило. Составь схему к этой орфограмме.
с
нег – снега, ягодка - ягода
14. Непроизносимые согласные.
Делай так:
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму, если слово можно проверить - подбери проверочное слово, напиши 2-3 слова на это правило.
Если букву проверить нельзя – узнай ее написание в словаре, напиши 2-3 слова на это правило.
с
олнце – солнышко; чудесный - чудеса
15. Двойные согласные.
Делай так:
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму, узнай написание слова в словаре, раздели слово для переноса, сделай звуковую запись слова. Подбери и напиши 2-3 слова на это правило.
к
ласс- клас , аллея- ал-лея - алейа, тонна- тон-на- тона
16. Правописание приставок и предлогов.
Слитное написание приставок
Делай так:
а) Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели
Уход, забег, доехал
ПОМНИ! Приставки пишутся слитно со словом.
б) Отдельное написание предлогов
Делай так:
Выпиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши, подчеркни предлог.
ПОМНИ ! Предлоги пишутся отдельно, между словом и предлогом можно поставить вопрос или другое слово.
Запиши по образцу 2-3 слова:
С ( каких?) ветвей, с густых ветвей.
17. Правописание приставок (суффиксов)
Делай так:
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой (суффиксом), приставку (суффикс) выдели, букву подчеркни.
Д
обежал, дошёл, доехал
18. Падежное окончание имен существительных.
Делай так:
Выпиши имя существительное правильно, выдели окончание, обозначь склонение, падеж.
на ветке - 1 скл. П.п.
Разбери еще 2-3 существительных так же.
19. Окончания имен прилагательных.
Делай так:
Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного, определи род, падеж, число.
ПОМНИ!
Какого рода, числа, падежа имя существительное, такого рада, числа, падежа прилагательное.
Делай так:
каким?
белым снегом - М.р.,Ед,ч, Т.п.
Разбери так 2 словосочетания.
20. Окончания глаголов.
Делай так:
Выпиши глагол, поставь ударение. В глаголах с безударным окончанием определи спряжение по неопределенной форме глагола, выпиши и разбери еще 2 глагола.
прыгаешь - н.ф. прыгать- 1 спр.
21. Частица НЕ с глаголами.
Делай так:
Выпиши глагол с частицей НЕ, подчеркни частицу. Запиши еще 2-3 примера на это правило.
не хотел, не пошла, не добежал
22. Правописание ТСЯ, ТЬСЯ у глаголов.
Делай так:
Напиши глагол правильно, поставь к нему вопрос, придумай еще 2-3 слова на это правило.
Лечиться - что делать?
Торопится - что делает?
ПОМНИ ! Если в вопросе есть Ь, то и в сочетании ТЬСЯ, будет мягкий знак
23. Однородные члены предложения.
Делай так:
Выпиши предложение, выдели главные члены предложения, определи к какому члену предложения они относятся, и подчеркни их нужной чертой.
ПОМНИТЕ о знаках препинания при однородных членах.
какие?
Девочка купила красные, желтые, розовые астры.
Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)
В гостях у деда.
Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает лесником. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.
Б
ежыт- бежит- животное
ёлочьки – елочки, белочка
яша- Яша, Алла, Саша
у
деда- у деда- у старого деда
рибята- ребята, ученик, деревня
д
упки.- дубки- дубок, дубы
Дорогие ребята и уважаемые родители!
Надеюсь, представленный материал заинтересовал вас. Он поможет вам быть более внимательными. Благодаря ему вы сможете находить и исправлять свои ошибки. Это позволит вам лучше учиться, получать хорошие оценки и радовать своих родителей.
Желаю вам успехов в учебе и отличных оценок!
:
С уважением Светлана Владимировна Снеговая.