СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для родителей

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В памятке представлены игры и упражнения по формированию связной речи. а также пополнение словарного запаса у детей с УО

Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей»

Пополнение словарного запаса младшего школьника

Большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, охотничьи, пожарные.)

Узнавание предмета по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? (Береза.)

2. Подбор действий к предмету. Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает.)

Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? (Солнце.)

Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? (рыба, самолет, бабочка, листья.)

3. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? (Хорошо, лениво, прилежно.)

4. Подбор синонимов: большой, огромный, громадный.

5. Нахождение пропущенных слов. Пришел почтальон, он принес (...). Дворник взял метлу, он будет (...). Я буду прибивать гвоздь, принеси мне (...).

6. Распространение и дополнение предложений. Дети идут. (Куда? Зачем?) Кошка взобралась на дерево. (Какое? Почему? Зачем? Когда?)

7. Составные части целого. Дерево – ствол, ветки, сучья.

8. Составление предложения с определенным словом (или несколькими словами).

9. Подбор антонимов: высокий – низкий, далекиц – близкий, мелкий – глубокий.

10. Различение слов с близким значением: шьет – вяжет - вышивает, варит – жарит – тушит.





Пополнение словарного запаса младшего школьника

Большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, охотничьи, пожарные.)

Узнавание предмета по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? (Береза.)

2. Подбор действий к предмету. Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает.)

Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? (Солнце.)

Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? (рыба, самолет, бабочка, листья.)

3. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? (Хорошо, лениво, прилежно.)

4. Подбор синонимов: большой, огромный, громадный.

5. Нахождение пропущенных слов. Пришел почтальон, он принес (...). Дворник взял метлу, он будет (...). Я буду прибивать гвоздь, принеси мне (...).

6. Распространение и дополнение предложений. Дети идут. (Куда? Зачем?) Кошка взобралась на дерево. (Какое? Почему? Зачем? Когда?)

7. Составные части целого. Дерево – ствол, ветки, сучья.

8. Составление предложения с определенным словом (или несколькими словами).

9. Подбор антонимов: высокий – низкий, далекиц – близкий, мелкий – глубокий.

10. Различение слов с близким значением: шьет – вяжет - вышивает, варит – жарит – тушит.






Советы родителям

  1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.

  2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье — мама, папа, бабушка или дедушка.

  3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.

  4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.

  5. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.

  6. Записывайте в тетрадь или на телефон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2—3 месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

  7. Учите ребенка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это добрый стимул для составления рассказов и сказок.

Успехов Вам в воспитании и развитии детей!


Учитель – логопед Зарипова М.М.




Советы родителям

  1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.

  2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье — мама, папа, бабушка или дедушка.

  3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.

  4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.

  5. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.

  6. Записывайте в тетрадь или на телефон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2—3 месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

  7. Учите ребенка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это добрый стимул для составления рассказов и сказок.

Успехов Вам в воспитании и развитии детей!


Учитель – логопед Зарипова М.М.



Примеры игр и упражнений по формированию связной речи

Игра «Что мы видим во дворе?»

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. «Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки». Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он низкий или высокий?».

Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера? Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?

Игра «Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей.

Игра «Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж.

Игра «Всегда под рукой»

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.



Игра «Измени песню»

Детям нравится петь о знакомых вещах — о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений — тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.


Игра «Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Игра «Давай поговорим»

Является обычной беседой на бытовые темы. Инструкция: «Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?» В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.

Игра «Повтори скороговорку»

Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

Игра «Выучи стихотворение»

Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.

Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!