Агрессивность ребенка
проявляется, если:
Ребенка бьют;
Над ребенком издеваются;
Над ребенком зло шутят;
Ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
Родители заведомо лгут;
Родители пьют и устраивают дебоши;
Родители воспитывают ребенка двойной моралью;
Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
Родители не умеют любить одинаково всех своих детей;
Родители ребенку не доверяют;
Родители настраивают своих детей друг против друга;
Родители не общаются со своим ребенком;
Вход в дом закрыт для друзей ребенка;
Родители проявляют по отношению к своему ребенку мелочную опеку и заботу;
Родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;
Ребенок чувствует, что его не любят.
Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство
юмора, ответственность, терпение, такт, дружелюбие, надежду, любовь.
Советы строгим родителям:
Нельзя наказывать и ругать ребенка:
• когда он болен, плохо себя чувствует или еще не набрался сил после перенесенной болезни. В этот период детская психика особенно уязвима, а реакции непредсказуемы;
• когда он ест, перед сном и после сна;
• сразу после того, как он получил физическую или душевную травму, например, упал, подрался, принес плохую оценку и т.д.;
• если он при всем старании никак не может победить страх, невнимательность, какие-то недостатки;
• если он очень подвижен, чем утомляет и нервирует вас;
• если он кажется вам несообразительным, неспособным, неповоротливым;
• если вы в плохом настроении, устали, чем-то огорчены или раздражены. Гнев, который вы в таком состоянии обрушиваете на детей, всегда несправедлив. Согласитесь, в таких случаях вы попросту срываете на детях зло.
МБДОУ №4 «Теремок» с. Ново-Троицкое Если ребенок агрессивен Педагог-психолог Сафрошина Диана Андреевна |
Рекомендации родителям
«Как строить взаимодействие
с агрессивным ребенком»
Старайтесь не проявлять при ребенке признаки агрессии, не ссориться со своими близкими и друзьями, не проявлять признаки усталости и раздражения;
Не кричите на ребенка, старайтесь решать все возникающие проблемы мирно, слушайте ребенка, уважайте его мнение и личное достоинство, сообщайте ребенку о своих чувствах и желаниях, при принятии решения соотносите свои и его потребности;
Попытайтесь понять причины агрессивности вашего ребенка. Лишь сделав это и устранив источник стресса, вы можете надеяться, что агрессивность удастся преодолеть;
Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Попробуйте отвлечь ребенка во время вспышки его гнева, предложите ему заняться чем-то интересным. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечет его, и центр внимания сместится с объекта агрессии на новый предмет;
Если чувствуете, что ребенок вот-вот «взорвется», дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на
другие объекты: поколотить подушку, нарисовать человека или предмет, который разозлил его. Такой способ вымещения гнева будет реально способствовать снижению агрессивности ребенка в настоящий момент и поможет ему стать более спокойным в общении с другими детьми;
Постарайтесь, чтобы ребенок по возможности всегда был спокоен и уравновешен. Используйте расслабляющие упражнения, которые помогут успокоить его, снять психоэмоциональное напряжение, ощутить покой и расслабленность;
Старайтесь предвидеть и предвосхитить события, которые могут стать причиной проявления агрессии, помогайте ребенку урегулировать свои отношения с друзьями и учителями, обсуждайте вместе с ним все возникающие проблемы и сложности;
Уделяйте больше внимания своему ребенку. Дайте ему возможность почувствовать, что вы всегда, несмотря ни на что, любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз обнять и приласкать малыша. Пусть он видит, что он нужен вам и важен для вас.
Основные направления в работе с агрессивным ребенком:
Учите ребенка выражать свой гнев безопасными способами – дайте ребенку:
- легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень;
- мягкие подушки, боксерскую грушу, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить;
- резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу;
- газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить и многое другое, главное -проявить фантазию.
Научите ребенка распознавать и контролировать свои негативные эмоции. Следите за тем, чтобы в момент появления негативных эмоций ребенок не напрягал свои мышцы (лица, челюсти, рук, живота), а старался их расслабить.
Дайте ребенку знания, как вести себя в конфликтных ситуациях. Обсуждайте с ним случившееся – кто поступил правильно, кто не правильно, как можно было поступить? Обогащайте репертуар неагрессивных реакций ребенка в конфликте.
Развивайте у ребенка способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию через совместное чтение сказок, рассказов и последующее их обсуждение; на собственном примере показывайте подобное отношение к людям.