Уважаемые родители!
Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков: опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды и культуры поведения. Ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит взрослому. Чтобы облегчить ребёнку освоение культурно-гигиенических навыков, необходимо сделать этот процесс интересным и увлекательным. В этом вам помогут малые формы фольклора: потешки, прибаутки, колыбельные, попевки.
Полезны потешки, с помощью которых взрослый утверждает в ребенке добрые чувства, воспитывает понимание сопричастности со всем, что его окружает:
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
– Сашенька хороший!
– Сашенька пригожий!
Он по лугам идет – луга зеленеют,
К садам подъезжает – сады расцветают…
Через ласковые обращения, которые содержатся в потешках, ребенок понимает, что его любят, о нем заботятся, его хотят порадовать. И тогда ему легче выполнить просьбу взрослого – умыться, одеться, съесть кашу, причесаться. Малыш делает это с удовольствием.
С опорой на фольклор ребенку легче принять и выполнить требования взрослого. Потешка создает у малыша установку на предстоящее действие, т.е. готовность его выполнить:
Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, душистую,
мягкую, пушистую.
Так потешка внушает малышу скрытое требование, а он выполняет его, как ему кажется, по собственному желанию.
Обосновывая необходимость выполнить определенные требования, важно показать ребенку, что нужно произвести какие-то изменения в своем внешнем виде: умыться, потому что ротик в каше, носик грязный, игрушки разбросаны. Особое влияние на малыша оказывают потешки, подчеркивающие самостоятельное выполнение действия, что вызывают у него чувство гордости.
Потешки, прибаутки помогают установить эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения, которые в них содержатся:
В
одичка, водичка,
Умой Маше личико,
Чтобы щёчки краснели.
Чтобы глазоньки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Вначале чтение потешки следует приурочить к процессу умывания самого ребёнка, а затем повторить с показом умывания куклы, а по прочтении спросить: «Где у куклы глазки? А у тебя где глазки?» И здесь опять неоценимую помощь окажут потешки, присказки, прибаутки в которых обращается внимание ребёнка к самому себе:
Глазки, глазки, вы что делали?
– Смотрели!
А вы, ушки, что делали?
– Слушали!
А вы, ножки, ножки, что делали?
– Ходили.
При помощи малых форм фольклора можно решать следующие задачи:
создать и поддержать у ребёнка положительное эмоциональное отношение, интерес к бытовым процессам;
подчёркивать их эстетику и красоту;
знакомить с окружающим миром, со свойствами предметов;
формировать у ребёнка представления о правилах поведения, нравственных нормах, лежащих в основе культурно-гигиенических навыков;
побуждать ребёнка к активности и самостоятельности.
Народный фольклор вызывает у ребенка яркий, эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывают песенки, потешки, прибаутки. Поэтому именно вы, родители, с первых дней жизни ребёнка как можно чаще используйте в своей речи элементы фольклора.
Свяжитесь с нами!
352192, Краснодарский край,
г. Гулькевичи, Промзона № 10, строение № 1, помещение № 2
e-mail:
[email protected]
Официальный сайт:
gulkevichi_rc.ru
Контактный телефон
8 (861-60) 5-54-95
МЫ ГОТОВЫ ПОМОЧЬ ВАМ
И ВАШЕМУ РЕБЁНКУ
ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный центр»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Фольклор – как средство развития культурно-гигиенических навыков»
Составитель:
Дудниченко С.В.
воспитатель
Гулькевичи
2022