верно. В следующий раз постарайся выполнить работу аккуратнее».
Приучите ребенка выполнять домашние задания в одно и то же время. Оптимальным является время с 15 до 18 ч. вечера. Если же школьник садится делать уроки в 18-19 часов, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности.
У младшего школьника вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место работы. Когда такая установка у ребенка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступать к работе.
Для сохранения работоспособности делайте перерывы по 5 минут через каждые 25 мин. Во время письма следует делать физминутки, гимнастику для кистей рук (сжимание, разжимание пальчиков, массаж), упражнения для глаз.
Строго соблюдайте правило: до начала занятий со стола должно быть убрано все, что отвлекает, выключите телевизор, уберите телефон. Хорошо бы установить четкий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся. Перед глазами – календарь и расписание уроков. Правильное освещение.
Спросите у ребенка, какое задание на дом он получил, как собирается его выполнять. Можно вместе обсудить, как лучше выполнить это задание.
Если ребенок забыл, что задано на дом, спокойно помогите ему вспомнить (только в крайнем случае можно прибегнуть к чужой помощи, т.е. узнать о задании у учителя или одноклассника). Всем своим поведением старайтесь внушить ребенку, что это, прежде всего, необходимо ему самому.
Определите с ребенком порядок, в котором ему лучше всего делать уроки. С чего начинать: с устных или письменных, с легких или трудных, с интересных или скучных заданий? При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его работоспособность.
Обратите внимание, сколько времени ребенок затрачивает на выполнение домашнего задания по одному предмету (по всем предметам). Общее время выполнения домашнего задания во втором классе не должно превышать 1,5 часов.
Не торопитесь помогать ребенку. В случае затруднения будет правильнее сказать: «Посиди, подумай, обратись к правилу, а если не выполнишь, могу помочь. Но все-таки лучше тебе обратиться завтра к учителю».
Ребенок часто обращается к вам с вопросом: как правильно писать то или иное слово? Чтобы получить ответ на этот вопрос, направляйте ребенка к учебнику, правилу, памятке, словарю.
Вы заметили ошибку. Как быть? Неверно записанное слово ребенок одной чертой аккуратно зачеркивает простым карандашом. А сверху пишет правильно. Другие способы исправления ошибок недопустимы. Распоряжение переделать работу заново – очень серьезная мера наказания. Только при полной согласованности действий учителя и родителей можно, изредка используя эту меру, получить от неё серьезный воспитательный эффект.
Законченную письменную работу ребенок должен обязательно проверить сам. Это развивает концентрацию внимания, способствует формированию личной ответственности. Главная задача просмотра письменного задания со стороны родителей – оценить усилия ребенка, отметить его старательное отношение к работе или высказать порицание.
При проверке домашнего задания надо нацеливать ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Вопросы родителей: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?» - помогут в этом.
Устное задание (рассказать правило, запомнить правописание слов из словаря, пересказать параграф и т.д.) не всегда удается проверить у каждого ребенка в классе. Поэтому старайтесь уделять больше внимания контролю над качеством выполнения устной части задания.
Если ребенок получил плохую отметку, проанализируйте с ним, что он сделал не так. Необходимо довести до ребенка мысль, что есть прямая связь между его усердием, старанием и полученной отметкой (чем больше трудишься и стараешься, тем выше отметка). Составьте с ним алгоритм по исправлению плохой отметки на хорошую.
Анализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Вечно у тебя грязь в тетради!» или «Ничего ты не умеешь!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее