Острокостов Сергей Григорьевич
«… Чтобы быть здоровым,
Нужны собственные усилия,
Постоянные и значительные,
Заменить их нельзя ничем»
Академик Н.М. Амосов


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«СОШ № 2 г. Белоярский»
Памятка для заботливых родителей
«Ортопедический режим ребёнка»
Составил учитель физической культуры:
Острокостов Сергей Григорьевич
2016 г
Под осанкой понимают привычную, ненапряжённую позу стоящего человека.
Как оценить состояние осанки Вашего
ребёнка?
Нормальная осанка формируется к 6-7 летнему возрасту ребёнка. Оценить состояние осанки можно по следующему тесту.
Ответьте «Да», если присутствуют, или «Нет», если отсутствуют следующие признаки.
-Явное повреждение органов движения, вызванное врождёнными пороками, травмой, болезнью.
-Голова, шея отклонены от средней линии; плечи, лопатки, бёдра установлены несимметрично.
-Грудная клетка «сапожника», «куриная», деформированная.
-Чрезмерное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза.
-Чрезмерное отставание лопаток.
-Чрезмерное выступание живота.
- Нарушение осей нижних конечностей (О-образные, Х-образные).
Неравенство треугольников талии.
-Вальгусное положение пятки или обеих пяток (ось пятки отклонена наружу) во время стояния.
-Явные отклонения в походке: прихрамывающая, «утиная» и др.
С помощью данного теста оценка производится по следующим градациям:
1.Нормальная осанка для данного возраста – отрицательные ответы на все вопросы.
2.Некоторые отклонения – положительные ответы на один или несколько вопросов от номера 3 до 7 включительно. Дети, обладающие этими отклонениями, подлежат наблюдению дошкольного учреждения, школы, поликлиники.
3.Значительные нарушения осанки – положительные ответы на вопросы 1.2.8.9,10 (один или несколько). Дети, отнесённые к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию к ортопеду.
Профилактика и лечение нарушений ОДА
1.Ежедневные занятия ЛФК.
2.Соблюдение правил ортопедического режима.
Правила ортопедического режима
Спать рекомендуется на ровном, не слишком мягком матраце с невысокой подушкой или валиком под шеей. Длина кровати должна быть больше длины тела ребёнка на 20-25 см.
В положении стоя необходимо равномерно опираться на обе ноги, держа при этом прямо спину и голову, а голову отвести чуть назад.
При ходьбе необходимо контролировать правильное положение туловища и не размахивать сильно руками.
Нельзя сидеть на подвёрнутой ноге или с запрокинутой за спинкой стула рукой; при занятиях сидя, спина должна плотно опираться на тонкий, эластичный валик диаметром 3-4 см, установленный на спинку стула на уровне поясницы; глубина сиденья стула должна быть не более 2/3 длины бедра ребёнка, высота не должна превышать длину голени; локти должны симметрично лежать на поверхности стола; следует использовать приспособления под книгу для того, чтобы при чтении не наклонять туловище вперёд.
При подъёме и перемещении груза следует избегать резких рывков с поворотом туловища и не держать груз на вытянутых руках с наклоном корпуса вперёд.
Следует избегать наклона туловища вперёд, если стоите на прямых ногах. Учитесь приседать с прямой спиной.
Детям для переноски школьных принадлежностей наиболее подходит ранец. Если пользуетесь сумкой, то её не рекомендуется носить через плечо, лучше
носить попеременно в правой и левой руке.
Как выбрать ранец?
Синтетические ткани, использованные в изготовлении рюкзаков, должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для чистки, морозоустойчивыми.
Важно, чтобы задняя стенка ранца, и особенно рюкзачка, была уплотнена, хорошо прилегала к спине, «держала» позвоночник, не давая ему возможности искривляться.
Плечевые ремни должны регулироваться по длине, их ширина в верхней части должна быть не менее 3,5 – 4 см, пряжки и другие приспособления для изменения длины должны крепиться на дне ранца или рюкзачка.
Каким должен быть вес ранца
Физиолого-гигиенические нормативы веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей таковы:
1-2 классы – не более 1,5 кг;
3-4 классы – не более 2,5 кг;
5-6 классы – не более 2,5 кг;
7-8 классы – не более 3,5 кг;
9-11 классы – не более 3,5 – 4 кг.
Вес пустого ранца для учащихся 1-4 классов должен быть не более 500-700 гр., вес ранца с учебниками не должен превышать 10% от массы тела его владельца.
Как снизить вес школьного ранца.
- изыскать возможность (особенно в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе, один – дома);
- по возможности уменьшить вес ежедневных учебных комплектов (приносить половину учебников самому, а половину – соседу по парте);
- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков технологии, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы.