Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени ученого В.З.Власова»
г. Таруса Тарусского района Калужской области
Планы грамматических разборов
в начальной школе
Учитель начальных классов
Цыганкова Татьяна Викторовна
Таруса 2020г
Пояснительная записка.
Переход учащихся из начальной школы на 2 уровень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции. Уже в пятом классе успеваемость школьников падает. Основную причину я вижу в нескоординированности требований программ первого и второго уровня обучения, отсутствие преемственности в программах и, как следствие, в учебниках.
Для того чтобы ученик на всех этапах учёбы находился в единой педагогической среде, чтобы в школах была снята проблема несогласованности образования, необходимо, чтобы учителя-предметники, которые будут принимать 5 класс, заблаговременно изучили программу, учебники и методики для начальных классов и ответили на вопрос, с какого старта начнут они обучение и воспитание учеников. Ориентирами могут служить сравнительные (с 1 по 4 класс) результаты успешности обучения и развития школьников.
Я остановлюсь на проблеме грамматических разборов. Разница между требованиями в начальной школе и среднем звене огромная, поэтому в пятом классе детям приходится переучиваться. Проанализировав планы грамматических разборов для среднего звена, я создала свои, адаптированные планы для начальной школы. С помощью этих схем мои ученики легко справляются с грамматическими разборами как в начальной, так и в средней школе.
Планы грамматических разборов
(Начальные классы)
План фонетического разбора слова.
Слоги, ударение.
Гласные звуки: ударные, безударные.
Согласные звуки:
а) парные, непарные твердые и мягкие,
б) парные, непарные звонкие и глухие.
4. Количество звуков и букв.
Например:
х одьба [хатба] ходь-ба
х [х] - согл., парн. тв., непарн. гл.
о [а] – гласн., безуд.
д [т] – согл., парн. мягк., парн. глух.
ь
б [б] – согл., парн. тв., парн. зв.
а [a] – гласн., ударн.
6 букв, 5 звуков
План морфемного разбора слова (по составу)
1.Определить, к какой части речи относится слово.
2. Измените слово, выделите окончание и основу.
3. Подберите однокоренные (родственные) слова и укажите корень слова.
4. Найдите приставку, суффикс.
Например (устно): нечестный
имя прилагательное;
изменяется по родам, числам и падежам
нечестная, нечестные, нечестными - нечестный;
нечестный – честность, честь;
нечестный
Например (письменно): нечестный (имя прилаг.)
План морфологического разбора
имени существительного.
Часть речи. Общее значение.
Морфологические признаки.
Начальная форма (И.п. ед.ч.)
Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевленное или неодушевленное;
в) род (если есть);
г) склонение.
3. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Например: Река протекает с севера на юг.
(С) севера – сущ.
1. Н.ф. – север.
Пост.:
а) нариц.,
б) неодуш.,
в) м.р.,
г) 2-го скл.
3. Непост.:
а) в Р.п.,
б) в ед.ч.
III. Протекает (откуда?) с севера – обст.
План морфологического разбора
имени прилагательного.
Часть речи. Общее значение.
Морфологические признаки.
Начальная форма (И.п. ед.ч. м.р.)
Постоянные признаки:
полная или краткая форма.
Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число,
г) род (в ед.ч.)
III. Синтаксическая роль.
Например: На тонких ветках березки раскачивались сережки.
(На) тонких (ветках) – прилаг.
1. Н.ф. – тонкий.
Пост.:
полная форма.
Непост.:
а) в П.п.,
б) во мн.ч.
в) -
III. На ветках (каких?) тонких – определение.
План морфологического разбора
глагола.
Часть речи. Общее значение.
Морфологические признаки.
Начальная форма (неопределенная форма).
Постоянные признаки:
спряжение.
Непостоянные признаки:
а) время,
б) лицо (если есть),
в) число,
г) род (если есть)
III. Синтаксическая роль.
Например: Дует лёгкий ветерок.
Дует – глагол.
1. Н.ф. – дуть.
2. Пост.:
I спр.
3. Непост.:
а) в наст.вр.,
б) в 3-м лице,
в) в ед. ч.
г) –
III. Дует ветерок – сказуемое.
План синтаксического разбора
простого предложения.
Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
Вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
Вид предложения по количеству грамматических основ (простое, сложное).
Основа предложения (подлежащее и сказуемое).
Вид предложения по наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное)
Второстепенные члены предложения.
Схема предложения.
Например:
Вертолёт летел над широкой рекой.
(Повеств., невоскл., простое, распр.)
летел (где?) над рекой
над рекой (какой?) широкой