СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для учащихся начальных классов "Планы грамматических разборов по русскому языку".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке приведены планы грамматических разборов адаптированных для начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для учащихся начальных классов "Планы грамматических разборов по русскому языку".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени ученого В.З.Власова»

г. Таруса Тарусского района Калужской области











Планы грамматических разборов

в начальной школе









Учитель начальных классов

Цыганкова Татьяна Викторовна















Таруса 2020г

Пояснительная записка.

Переход учащихся из начальной школы на 2 уровень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции. Уже в пятом классе успеваемость школьников падает. Основную причину я вижу в нескоординированности требований программ первого и второго уровня обучения, отсутствие преемственности в программах и, как следствие, в учебниках.

Для того чтобы ученик на всех этапах учёбы находился в единой педагогической среде, чтобы в школах была снята проблема несогласованности образования, необходимо, чтобы учителя-предметники, которые будут принимать 5 класс, заблаговременно изучили программу, учебники и методики для начальных классов и ответили на вопрос, с какого старта начнут они обучение и воспитание учеников. Ориентирами могут служить сравнительные (с 1 по 4 класс) результаты успешности обучения и развития школьников.

Я остановлюсь на проблеме грамматических разборов. Разница между требованиями в начальной школе и среднем звене огромная, поэтому в пятом классе детям приходится переучиваться. Проанализировав планы грамматических разборов для среднего звена, я создала свои, адаптированные планы для начальной школы. С помощью этих схем мои ученики легко справляются с грамматическими разборами как в начальной, так и в средней школе.


Планы грамматических разборов

(Начальные классы)


План фонетического разбора слова.


  1. Слоги, ударение.

  2. Гласные звуки: ударные, безударные.

  3. Согласные звуки:

а) парные, непарные твердые и мягкие,

б) парные, непарные звонкие и глухие.

4. Количество звуков и букв.


Например:

х одьба [хатба] ходь-ба

х [х] - согл., парн. тв., непарн. гл.

о [а] – гласн., безуд.

д [т] – согл., парн. мягк., парн. глух.

ь

б [б] – согл., парн. тв., парн. зв.

а [a] – гласн., ударн.

6 букв, 5 звуков


План морфемного разбора слова (по составу)

1.Определить, к какой части речи относится слово.

2. Измените слово, выделите окончание и основу.

3. Подберите однокоренные (родственные) слова и укажите корень слова.

4. Найдите приставку, суффикс.


Например (устно): нечестный

  1. имя прилагательное;

  2. изменяется по родам, числам и падежам

нечестная, нечестные, нечестными - нечестный;

  1. нечестный – честность, честь;

  2. нечестный

Например (письменно): нечестный (имя прилаг.)


План морфологического разбора

имени существительного.

  1. Часть речи. Общее значение.

  2. Морфологические признаки.

    1. Начальная форма (И.п. ед.ч.)

    2. Постоянные признаки:

а) собственное или нарицательное;

б) одушевленное или неодушевленное;

в) род (если есть);

г) склонение.

3. Непостоянные признаки:

а) падеж;

б) число (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Например: Река протекает с севера на юг.


  1. (С) севера – сущ.

  2. 1. Н.ф. – север.

    1. Пост.:

а) нариц.,

б) неодуш.,

в) м.р.,

г) 2-го скл.

3. Непост.:

а) в Р.п.,

б) в ед.ч.

III. Протекает (откуда?) с севера – обст.


План морфологического разбора

имени прилагательного.


  1. Часть речи. Общее значение.

  2. Морфологические признаки.

    1. Начальная форма (И.п. ед.ч. м.р.)

    2. Постоянные признаки:

полная или краткая форма.

    1. Непостоянные признаки:

а) падеж,

б) число,

г) род (в ед.ч.)

III. Синтаксическая роль.

Например: На тонких ветках березки раскачивались сережки.


  1. (На) тонких (ветках) – прилаг.

  2. 1. Н.ф. – тонкий.

    1. Пост.:

полная форма.

    1. Непост.:

а) в П.п.,

б) во мн.ч.

в) -

III. На ветках (каких?) тонких – определение.

План морфологического разбора

глагола.

  1. Часть речи. Общее значение.

  2. Морфологические признаки.

    1. Начальная форма (неопределенная форма).

    2. Постоянные признаки:

спряжение.

    1. Непостоянные признаки:

а) время,

б) лицо (если есть),

в) число,

г) род (если есть)

III. Синтаксическая роль.


Например: Дует лёгкий ветерок.


  1. Дует – глагол.

  2. 1. Н.ф. – дуть.

2. Пост.:

I спр.

3. Непост.:

а) в наст.вр.,

б) в 3-м лице,

в) в ед. ч.

г) –

III. Дует ветерок – сказуемое.


План синтаксического разбора

простого предложения.

  1. Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

  2. Вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).

  3. Вид предложения по количеству грамматических основ (простое, сложное).

  4. Основа предложения (подлежащее и сказуемое).

  5. Вид предложения по наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное)

  6. Второстепенные члены предложения.

  7. Схема предложения.


Например:

Вертолёт летел над широкой рекой.

(Повеств., невоскл., простое, распр.)

летел (где?) над рекой

над рекой (какой?) широкой


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!