СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для учителей английского языка по работе с детьми ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Памятка для учителей английского языка по работе с детьми ОВЗ»

Вид ОВЗ

Особенности образовательных потребностей:

Методы обучения:

Средства обучения:

Формы организации обучения:

Специальные программы и подходы:

Технические и наглядные средства:

С нарушением слуха (слабослышащие,

позднооглохшие)

Преобладание зрительного восприятия информации


Затруднения в устной речи и восприятии звучащей речи


Потребность в визуальной опоре при говорении и понимании


Необходимость использования технических средств

Наглядный метод


Использование жестовой речи и мимики


Артикуляционная гимнастика


Проектная деятельность


Работа с шаблонами предложений

Учебники с картинками


Картинки-flashcards


Видео с субтитрами и сурдопереводом


Аудиозаписи с замедленной речью

Фронтальная


Парная


Групповая


Индивидуальная (с дефектологом или тьютором)

Адаптированная программа с учетом особенностей восприятия


Программы с использованием визуальных стратегий (например, Total Physical Response)

FM-системы

Слуховые аппараты

Экран, проектор, презентации с крупным шрифтом и анимацией

Таблицы с лексикой и грамматическими структурами

Макеты (например, семейное древо)

Ламинированные карточки с картинками и словами

С нарушением зрения (слепые, слабовидящие)

Преобладание тактильного и слухового восприятия


Необходимость адаптации материалов под Брайля или крупный шрифт


Затруднения в самостоятельном чтении/письме без специальных средств

Тактильный метод

Мультисенсорный подход


Работа с аудиоматериалами


Обучение через описание и обсуждение

Тифлокомментарии к видео


Аудиокниги


Материалы в формате Брайля


Учебники с крупным шрифтом

Индивидуальная


Парная (с сопровождающим)


Групповая с дублированием заданий в доступной форме

Программы с адаптацией текста под Брайль или крупный шрифт


Использование описательных методов для развития лексики

Перфокарты Брайля

Увеличительные устройства

Колонки с качественным звуком

Тактильные материалы (карточки с выпуклыми изображениями)

Экран с возможностью увеличения текста

С задержкой психического развития (ЗПР)

Низкая концентрация внимания

Замедленное мышление и запоминание


Сложности в самоконтроле и планировании действий


Нуждаются в повторении и закреплении материала

Игровые методы


Постепенное усложнение материала


Частое повторение


Алгоритмизация действий


Поощрение за успехи

Карточки с заданиями


Иллюстрированные учебники


Интерактивные игры


Шаблоны фраз

Фронтальная


Парная


Групповая с четкими инструкциями

Программы с дифференцированным подходом


Поддержка со стороны педагога-психолога

Презентации с яркими изображениями и анимацией

Дидактические игры

Цветовое выделение ключевых слов

Таблицы с примерами предложений

С расстройством аутистического спектра (РАС)

Особенности восприятия и общения


Предпочтение к одному виду деятельности


Строгость в следовании рутине


Возможны трудности в эмоциональной регуляции

Структурированный подход


Использование визуальных расписаний


Обучение через интересы ребенка


Повторяемость и последовательность

Социальные истории


Картинки PECS (альтернативная коммуникация)


Яркие, но не отвлекающие материалы

Индивидуальная


Парная с психологом или тьютором


Фронтальная с четкими правилами поведения

Программы с применением TEACCH, ABA-терапии


Адаптированные задания с четкими инструкциями

Визуальное расписание урока

Таймеры и сигналы начала/окончания этапа

Изображения эмоций и действий

Интерактивные задания с предсказуемым результатом

С нарушением опорно-двигательного аппарата

Ограничения в моторике, координации


Затруднения в письме, работе с традиционными материалами


Потребность в адаптированных рабочих местах

Использование ИКТ и голосовых технологий


Активизация невербального взаимодействия


Упрощенные формы выполнения заданий

Электронные учебники


Голосовой ввод


Адаптированные задания (выбор, клик мышкой и т.д.)

Фронтальная с адаптацией заданий


Индивидуальная с помощником


Групповая с учетом физических возможностей

Программы с электронной поддержкой


Использование альтернативных форм контроля (устно, голосом, с помощью персонала)

Ноутбук/планшет с сенсорным экраном

Голосовой ввод текста

Удобное место за партой

Экран с возможностью управления с клавиатуры или мышки

TEACCH (Treatment and Education of Autistic and related Communication-handicapped Children) — это комплексная программа, разработанная для поддержки детей с РАС и их семей. Она была создана в США и используется по всему миру.

Основные принципы TEACCH:

  • Индивидуализация : каждый ребенок получает индивидуальный образовательный маршрут.

  • Структурированность : четкие ритуалы, расписание, организация пространства и времени.

  • Визуальная поддержка : использование картинок, таблиц, схем вместо словесных указаний.

  • Развитие самостоятельности : обучение ребенка выполнять задания без постоянной помощи взрослого.

  • Поддержка родителей и педагогов : активное вовлечение в процесс обучения.

  • Как применяется в обучении ИЯ:

  • Учитель использует визуальные расписания урока (например, карточки с изображением этапов урока).

  • Задания оформляются в виде понятных блоков : начало – середина – конец.

  • Используются картинки PECS (Picture Exchange Communication System) для общения и формирования лексики.

  • Урок строится предсказуемо , чтобы минимизировать тревожность ребенка.

ABA (Applied Behavior Analysis) — это научный подход к изменению поведения через систему стимулов и реакций. Он широко используется в коррекционной педагогике для работы с детьми с РАС.

Основные идеи ABA:

  • Все поведение можно изменить через подкрепление (поощрение) .

  • Нежелательное поведение заменяется альтернативным, социально приемлемым .

  • Обучение происходит через маленькие шаги , каждый из которых закрепляется.

  • Акцент на наблюдении и анализе поведения для выявления причин и триггеров.

Виды ABA:

  • Discrete Trial Training (DTT) — обучение через повторяемые короткие циклы: вопрос – действие – поощрение.

  • Pivotal Response Teaching (PRT) — акцент на ключевых зонах развития (мотивация, ответственность, саморегуляция).

  • Natural Environment Teaching (NET) — обучение в естественной среде, через игру и интересы ребенка.

Как применяется в обучении ИЯ:

  • Постепенное введение новых слов или фраз через повторение и положительное подкрепление .

  • Например: учитель говорит «apple», показывает картинку и даёт ребёнку настоящее яблоко как награду.

  • Используется система поощрений : наклейки, жетоны, любимая игра за правильный ответ.

  • Формируется привычка отвечать на вопросы , даже если сначала это делается несловесно (жестом, выбором картинки).



PECS — это аббревиатура от Picture Exchange Communication System , то есть Система обмена изображениями для коммуникации . Это метод альтернативной и дополнительной коммуникации (AAC) , который помогает детям, которые имеют трудности с устной речью, общаться при помощи картинок.

Основная цель PECS:

Научить ребенка активно выражать свои мысли, желания и потребности , используя изображения или пиктограммы вместо слов.

PECS состоит из шести фаз , постепенно усложняющихся:

Фаза 1: Обмен картинкой

Ребенок учится брать картинку и передавать её взрослому, чтобы получить желаемый предмет.

Например: ребенок берет картинку "apple" и отдает учителю → получает яблоко.

Фаза 2: Увеличение инициативы

Ребенок учится находить картинку даже тогда, когда она не рядом.

Цель: научиться активно искать нужную картинку, чтобы выразить желание.

Фаза 3: Различение картинок

Ребенок учится выбирать между двумя или более картинками.

Например: показывают две картинки — "juice" и "cookie", ребенок выбирает одну.

Фаза 4: Формирование предложений

Ребенок учится составлять простые предложения, например: «I want + [картинка]».

Используются шаблоны предложений на английском языке.

Фаза 5: Ответ на вопрос "Что ты хочешь?"

Ребенок учится отвечать на вопросы, используя картинки.

Например: учитель спрашивает "What do you want?" → ребенок отвечает картинкой.

Фаза 6: Выражение эмоций и ответов на вопросы "почему"

Ребенок учится говорить о своих чувствах и объяснять свои действия.

Например: "I like it" / "It’s fun" / "Because I’m hungry"

Как использовать PECS на уроках английского языка?

Для детей с РАС, обучающихся иностранному языку, PECS может стать опорой для освоения лексики и грамматики , особенно на начальных этапах.

Примеры использования:

Изучение лексики:

Картинки с английскими словами помогают запомнить значение:

apple – яблоко, book – книга, teacher – учитель.

Составление предложений:

Шаблоны типа:

I want + [картинка]

This is my...

He is... / She is...

Развитие диалога:

Использование карточек с вопросами и ответами:

Do you like ice cream? – Yes / No

What is this? – It’s a cat.

Выражение эмоций и состояний:

Использование картинок: happy, sad, tired, hungry, angry и т.д













Особенности обучения детей с различными категориями ОВЗ в процессе изучения иностранного языка