УДАРЕНИЯ |
алфавИт арбУз Августовский | бАнты библиотЕка бралА, брАли бухгАлтеры баловАть | вкючИт взЯлись ворОта веселА взялА вреднА врЕдны | газопровОд глубокО гналА грубА гнАлись |
докумЕнт (ы) досУг договОр дОверху донЕльзя добЫча далА дозвонИшься дремОта дрАлись | жАворонок(и) жалюзИ ждалА, ждАли положИть положУ положИл попилА процЕнт | завИдно, звонИт, звонЯт звалА задАст занятА, зАняты зАнял(и) зАдали занялА | инструмЕнт Издавна Изредка избаловАть Искра примировАть перезвонИт проспалА позвонИшь пОнял |
киломЕтр квартАл(ы) красИвее крапИва кладовАя кулинАрия каталОг крАны кУхонный | медвЕдями магазИн хвОя хозЯева ходАтайствовать | нефтепровОд нЕнависть началсЯ началА начАть нАчал(и) | Ожил ожилА оптОвый |
понялА,пОняли прИнял, прИняли позвонЯт портфЕль повторИм, повторИт полОжит, | сантимЕтр(ы) столЯр срЕдства стАтуя слИвовый срЕдства (мн.ч) свЁкла | трубопровОд тУфля тОрты шофЁр (ы) шАрфы | углубИть цепОчка ремЕнь цемЕнт цЕнтнер щавЕль |
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Порядок синтаксического разбора предложения
1. Вид предложения по цели высказывания
повествовательное
побудительное (приказ, просьба)
вопросительное (на конце знак вопроса «?»)
2. Вид предложения по интонации
3. Вид предложения по наличию грамматических основ
простое (только 1 подлежащее и 1 сказуемое)
сложное (две грамматические основы)
4. Вид предложения по наличию второстепенных членов
распространенное (есть дополнение, определение, обстоятельство)
нераспространённое (ТОЛЬКО подлежащее и сказуемое)
5. Подчеркнуть все главные и второстепенные члены предложения.
нареч. глаг. прилаг. сущ. предл. сущ.
ПРИМЕР: Медленно всходило утреннее солнце над землёй. (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное)
А, НО, И – ЭТО ВСЕГДА СОЮЗЫ!
ПРИМЕР:
В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
Стая журавлей пролетела над школьным садом.
В данном ниже предложении найди слово, в котором все звонкие согласные звуки твёрдые. Выпиши это слово.
С огорода пожаловали на праздник урожая кочаны капусты
В данном ниже предложении найди слово, в котором есть звонкий мягкий непарный согласный звук, не обозначенный буквой. Выпиши это слово.
Вьюги да метели под февраль полетели. [В,Й , УГА],
В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово.
На всей земле нет птиц красивее наших лебедей.
В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки мягкие. Выпиши это слово.
Перья защищают птиц от внешних угроз.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ ТЕКСТА.
Тема (О ЧЁМ?) | Основная мысль (идея) (ЗАЧЕМ?) |
То, о чём говорится в тексте | Цели, которые автор ставит перед собой (ЗАЧЕМ пишется текст?), и личное мнение автора - то, к чему он пытается подвести читателя |
Как найти основную мысль текста?
Внимательно прочитайте текст.
Определите тему текста, то есть о чем говорится в тексте. (подчеркните самые важные и часто повторяющиеся слова)
Подумайте, о чем говорится в каждом абзаце (выделите основную мысль каждого абзаца, определите микротемы)
Подумайте, в каком из абзацев содержит обобщающая мысль, которая может раскрывать в других абзацах. – это и будет главная мысль текста.
Тип текста | Характеристика | Советы |
Повествование | автор рассказывает историю, из которой необходимо сделать какие-либо выводы. | Чтобы найти главную мысль в таком тексте необходимо: 1)проанализировать поведение героев текста 2)понять отношение автора к поступкам героев. Чаще всего рассказывают о каких-то чувствах например, о любви, дружбе, труде и т.д. Если основная мысль не заключена ни в одном предложении, попробуйте понять, о каком чувстве говорит автор. Конструкции, которые помогут вам сформулировать основную мысль: Чтобы быть …, нужно … Важно + глагол Нужно + глагол Если …, то … |
Познавательный | автор рассказывает о каком-либо явлении природы, месте, известном человеке, рассказывает о каком-то факте и т.д. | 1.Грамотно сформулируй основную мысль. 2.Не забудь, что ответ на вопрос должен быть оформлен предложением, а не словом или словосочетанием. 3. Если сомневаешься в запятых. Лучше пиши короткими предложениями. |
Составление простого плана.
Как указано в формулировке задания, в пунктах плана можно использовать как целые предложения, так и словосочетания.
Тексты делятся на абзацы.
Абзац – часть текста от одного отступа до другого, от одной красной строки до другой. Каждый абзац обладает законченной мыслью, которая является микротемой.
Для того чтобы найти главную информацию, необходимо распознавать и второстепенную, чтобы ее исключить.
Чаще всего текст состоит из вступления, основной части и заключения.
Вступление – это вводная часть, где чаще всего говорит о ком, о чем пойдет дальше речь.
В основной части содержится самая важная информация.
Заключение – это подведение итогов и вывод.
Чтобы составить план текста, необходимо
1) Выделить микротемы текста:
Чаще всего в каждом абзаце содержится 1 микротема. Поэтому читаем первый абзац и записываем, что узнали из него.
Как всегда подчеркиваем ключевые существительные и опорные глаголы (качества, которые приписываются этим существительным)
2) Выбираем формулировку:
Если в качестве пунктов плана вы используете словосочетания, то удачнее всего будет использовать "прилагательное + существительное" или "два существительных, соединенных предлогом".
Если в качестве пункта вы выбираете предложение, то лучше всего строить по принципу "подлежащее +сказуемое". Лучше всего выражать мысль при помощи простых предложений.
3) Обратите внимание на то, что в плане должно быть последовательно отражено содержание текста. Это значит, что НЕЛЬЗЯ менять местами пункты плана.
В плане должно быть 3 пункта.
Название каждого пункта пишите с заглавной буквы!
ЗАДАТЬ ВОПРОС ПО СОДЕРЖАНИЮ ТЕКСТА
Алгоритм выполнения задания 8
1) Сформулировать вопрос по тексту, ответ на который должен раскрывать содержание текста. Другими словами, необходимо выбрать одну из важных мыслей, которые содержатся в тексте и задать к ней вопрос.
2) Вопросы лучше начинать со слов
ПОЧЕМУ
ЗАЧЕМ
КАК
ЧТО,ЧЕГО
ЧТО БУДЕТ
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА, ЕСЛИ,
ЧТО ТАКОЕ,
ДЛЯ ЧЕГО….. и т.д.
В ЧЕМ РАЗНИЦА? ОТКУДА?
КАКОЙ
3) В вопросе обязательно используйте глаголы
4) В конце предложения не забудь поставить знак вопросительный знак!
ПРИМЕР 2:
(1)Наш поезд перевозил зверей с Дальнего Востока в подарок столичному зоопарку. (2)Я заглянул в вагон с клетками тигров. (3)На
вытянутых передних лапах лежит поникшая голова полосатого хищника. (4)Взгляд тосклив и безутешен. (5)Тигр тоскует по свободе. (6)Страдание переполняет его, и он начинает жалобно выть. (7)Увидев меня, полосатый страдалец умолкает и, как бы стесняясь своей невольной слабости, отворачивается. (8)В соседней клетке содержится другой тигр. (9)Он тоже невесел, но тоскует не так трагически. (10)Я подхожу ближе, и он, издав одобряющий звук, приближается к решётке, смотрит без злобы.
(11)Ночью просыпаюсь от протяжного тигриного воя. (12)Явно, что его издаёт тигр-«оптимист». (13)В голосе зверя чудится какая-то просьба. (14)Моё недоумение длится несколько секунд, а потом выясняется: в вагоне пожар! (15)Как хорошо, что тигр вовремя поднял тревогу!
(16)Но кто научил этого бесстрашного зверя видеть в огне опасность? (17)Думаю я и о другом: ведь не унылый «пессимист» оказался более «сообразительным» и стал звать людей на помощь. (18)Пожалуй, в жизни полезней иметь «оптимистический» характер.
(По А. Лебедеву)
Примерный круг вопросов:
Каких зверей подарили столичному зоопарку?
Откуда везли зверей в столичный зоопарк?
Чем тигры отличались друг от друга?
Как тигр предупредил людей о пожаре?
ТОЛКОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
Объяснение должно быть коротким, но чётким!
Стройте свой ответ по схеме «Москва – это столица нашей Родины».
Ответ должен быть оформлен в виде законченного предложения.
Обратите внимание на части речи! если даёте толкование имени существительному, то записанное вами лексическое значение тоже должно начинаться с имени существительного, если глагол – с глагола, имя прилагательное – с имени прилагательного!
Прочитайте примерные ответы:
Столица — это главный город государства
Блюдце — это небольшая тарелочка под чашку.
Пенёк - это часть спиленного дерева.
Атласная — гладкая, мягкая поверхность, как атлас.
Скатка шинели — скатанная шинель, которую переносят на плечах.
Отчаянье — состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
Кризис - обострение ситуации, обстановки, положения.
Ремесло — профессия; работа, требующая специальных навыков.
Сарай - это дом для животных или для хранения хозяйственного инвентаря.
Вазочка - это посуда для цветов, конфет.
Шкаф - предмет мебели для одежды.
Художник - это человек, который рисует, пишет картины.
Окно — отверстие в стене для света и воздуха.
Комната — помещение в доме или квартире.
Колодец- хранилище подземной воды.
Игрушка — это предмет для детской игры, забавы, развлечения.
Стихия - один из основных элементов природы (вода, земля, воздух, огонь)
Рог изобилия — символ богатства и многообразия.
Изобретение - то, что изобретается или изобретено.
Перстень — кольцо с камнем.
Хуторок — маленькая деревня.
Выражение - это определённое высказывание, оборот, словосочетание.
Маскировка - способность стать незаметным.
Музей - хранилище редких, уникальных предметов.
Конструктор — изобретатель какой-нибудь конструкции.
Коллекция - собрание определённых вещей, предметов.
Хатка - домик.
Лакомство императоров - вкусный продукт, не доступный простым людям.
Досконально — подробно.
Валун — округлый камень.
Роскошь - излишнее богатство.
Тропинка — узкая дорожка.
Пресная — это лишённая соли или с небольшим количеством соли.
Забава — это развлечение, игра.
Госпиталь — это больница; военная больница
Лесовод — это работник леса; человек, ухаживающий за лесом; специалист по уходу за лесом.
Пу́гало — это чучело, с помощью которого отпугивают птиц;
Каюта — это помещение, комната для пассажиров, экипажа на корабле.
Пылинки — это мельчайшие частички пыли.
Матросы — это моряки; те, кто служит / работает на корабле.
Держава — это государство; большая, независимая, сильная страна.
Зоопарк — это место, где содержат зверей для показа людям.
Рёв — это протяжный громкий крик.
Порт — это место стоянки кораблей.
Врач — это человек, который лечит людей.
Сражение — это крупная битва, бой.
Зной – сильная жара.
Период — это промежуток времени.
Ворох — это куча, груда.
Спасатель — это человек, профессия которого — спасать людей в чрезвычайных ситуациях;
Выгода — это польза, преимущество.
Пятиться — значит отступать, отодвигаться назад.
Скала — это каменная гора с отвесными крутыми склонами.
Сторож — это тот, кто охраняет что-то.
Берёста — это кора берёзы.
Страна — это местность, область, государство.
Деревня — это небольшое селение.
Село — это большая деревня; не городское, но крупное поселение.
Обитатель — житель какого-то места; тот, кто обитает в каком-то месте.
Советы «Как объяснить значение слова»
Существует несколько способов, которые помогают объяснить значение слова (дать его толкование). Для этого можно
Нарисовать то, что обозначается словом;
Подобрать близкое по значению слово (синоним);
Рассказать о слове так, чтобы в рассказе само это слово не встретилось;
При подготовке обращаться к словарям (В.И.Даль. «Словарь живого великорусского языка»; Д.Н.Ушаков. «Большой толковый словарь современного русского языка»; С.И.Ожегов. «Словарь русского языка»).
ПОДБОР СИНОНИМОВ
Синонимы – это слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
Например: кавалерия — конница, смелый — храбрый, идти — шагать.
Известный — знаменитый, популярный, прославленный, легендарный. Старый — ветхий, изношенный. Увязался — пошёл, последовал. Запускать — засовывать, просовывать, совать. Грустно — печально, безрадостно, тоскливо. Преданность — верность. Проливной — сильный, обильный. Интересные — привлекательные, увлекательные. Рассердиться — разгневаться, разозлиться. Навестить — проведать, посетить. Радостно, весело. Щедро - богато, не жалея. Привязался - подружился, сблизился. Недавно - близко, рядом. Творением - созданием, произведением, шедевром Затейливые - причудливые, замысловатые. Усмехнулся - засмеялся. Загадочное - таинственное. Грамотные - образованные, умные. Проворно - ловко, умело. Древний – старый Секрет – тайна Поправиться - выздороветь, вылечиться. Сильный - резкий, мощный, порывистый, шквальный. Быстро — скоро, моментально, мгновенно. Тихая — спокойная, ровная, гладкая. Хрупкие — тонкие, ломкие, непрочные. Поразило — удивило, изумило. | Старинный – древний Вкусная – аппетитная Ненастье – непогода Занимательные – интересные Сведения – информация Сооружать – строить Слагать – создавать Мгновенно – быстро Беречь – охранять Счастливый – весёлый Переносят − перетаскивают. Применяют – используют Удивительное — поразительное, странное, необычное, невероятное. Пронзительный — резкий, визгливый. Лежебока — лентяй, бездельник, лодырь. Всходит — поднимается, встаёт. Смекалистая - догадливая, сообразительная. Тяжёлый — опасный, серьёзный. Отборный — лучший, превосходный Старательно - усердно, ответственно, прилежно. Годится - подходит, соответствует. Угощение — лакомство, сладости, пища. Спряталась - скрылась, притаилась, исчезла, укрылась. Бережно - заботливо, внимательно, аккуратно. Забавно — смешно, комично, потешно. Сорная — вредная, губящая другие растения. Молодые — юные, новые. Гибкий — упругий, эластичный. Мгновенно — быстро, тотчас, сразу. Верный — преданный, надёжный, настоящий. Дурная — плохая, вредная, нехорошая. |
РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ.
Чтобы найти слово, соответствующее схеме надо:
Выписать из данного предложения самостоятельные части речи (существительные, прилагательные, глаголы);
графически обозначить его основу и окончание (если это изменяемое слово);
подобрать однокоренные слова, выделить корень;
выделить приставки и суффиксы (если они есть), устно определить их значение.
Пример: в 1-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
В мире существует много необычных удивительных памятников
Состав слова
приставка (за-, на-, над-, под-)
корень (сад, вар, ход, лес)
суффикс ( -ик, -н-, -ист, -ищ-)
о
кончание (-а, -я, -о, -е, -ой, -ть)
о
снова слова (это все слово, КРОМЕ окончания)
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
Алгоритм:
1.Найти нужное предложение в тексте.
2. Определить все части речи.
3.Выписать все существительные в той форме, в которой они стоят в предложении
4.Найти грамматическую основу предложения.
5.Для разбора лучше всего взять существительное, которое является подлежащим.
ПРИМЕР: выпиши из предложения 16 все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Но не только красотой привлекает человека зелёный цвет.
1. Формы имён существительных: красотой, человека, цвет.
2. Морфологические признаки одной из форм, например:
красотой — ж. р., 1-е скл., ед. ч., тв. п.;
человека — м. р., 2-е скл., ед. ч., вин. п.;
цвет — м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.
ПРИМЕР: Выпиши из 7-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Ведь она оберегает тех, кто работает или учится, от сильного переутомления, заботится об их крепком здоровье!
1. Формы имён прилагательных: (от) сильного (переутомления), (о) крепком (здоровье).
2. Морфологические признаки одной из форм, например:
(от) сильного (переутомления) — ед. ч., ср. р., род. п.;
(о) крепком (здоровье) — ед. ч., ср. р., предл. п.
РАСПОЗНАВАНИЕ ГЛАГОЛОВ
Глагол
действие
что делать? что сделать?
Пример: Выпиши из предложения 2 все глаголы в той форме, в котором они употреблены в предложении.
Посадил я его в кепку, принёс домой и назвал Фомкой.
Ответ: посадил, принёс, назвал.
ЗАДАНИЕ 15. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИИ.
ПРОСЬБА
Помоги мне, пожалуйста, разобраться в новой теме по математике! Я буду тебе очень благодарен (благодарна).
Пожалуйста, папа (мама, дедушка и др.), достань мне с верхней полки энциклопедию. Большое спасибо!
Извини, пожалуйста, ты мог (могла) бы мне дать на время урока клей-карандаш? К сожалению, я забыл (забыла) свой дома.
Извини, пожалуйста, ты мог (могла) бы одолжить мне свою зарядку? К сожалению, мой телефон разрядился.
Извините, пожалуйста, Вы могли бы проверить моё письмо к английскому другу по переписке? К сожалению, я пока недостаточно хорошо знаю английский язык.
Лера, для подготовки доклада мне очень нужна книга, которую ты взяла у меня неделю назад. Верни мне её, пожалуйста, а я как только выполню задание, смогу дать тебе книгу снова.
Объясни мне, пожалуйста, ход решения домашней задачи. Я не смог (не смогла) её решить.
ОТКАЗ
Я не стану нарушать правила, потому что это опасно, и вам не советую этого делать. Спасибо, что вы меня правильно поняли.
Ребята, извините, я бы не хотел пропустить новую тему по математике, поэтому присоединюсь к вам на катке после уроков.
Ребята, извините, но на этот раз я не смогу выступить на школьном вечере. Я плохо себя чувствую. В другой раз я обязательно поучаствую и с удовольствием прочту свои стихи.
Света, извини, но из-за своей аллергии я не смогу погулять с твоей собакой. Давай вместе попросим Аню, может, у неё получится.
Извините, я не могу пойти сегодня на каток, потому что мне нужно помочь маме. В другой раз я обязательно к вам присоединюсь.
ПРИГЛАШЕНИЕ
Лёша! В субботу мой день рождения. Мне будет очень приятно видеть тебя в числе гостей. Приходи, пожалуйста, к 17.00 часам. Твой друг Андрей.
ПРИМЕЧАНИЕ: в предложении использовано этикетное слово «пожалуйста», позволяющее вежливо сформулировать приглашение.
ПОЖЕЛАНИЕ
Здравствуй, Лида. Узнав о твоей болезни, мы очень огорчились. Выздоравливай поскорее, нам тебя не хватает. Твои одноклассники.
В данной речевой ситуации уместно использованы слова: огорчились, нам тебя не хватает, которые помогают передать встревоженность состоянием здоровья девочки.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ
Я сегодня опоздал в школу, потому что отводил сестрёнку в детский сад. Прошу прощения за опоздание, обещаю, что больше этого не повторится.
Этикетные слова «прошу прощения» и слово «обещаю», использованные в объяснительной записке, позволяет настроить того, кому адресована записка, на понимание и снисхождение.
Запиши своё имя в разных вариантах. Кто и в каких ситуациях так тебя называет, какой из вариантов имени тебе нравится больше всего? Напиши памятку для своих родных и друзей, чтобы они знали, как именно к тебе лучше обращаться в разных ситуациях.
Пояснение.
Ваня - так меня зовут учителя и знакомые.
Ванёк - так меня зовут друзья, когда мы играем вместе.
Ванюша - так меня зовут дома мама и бабушка, а иногда и папа.
Иван - так меня чаще всего зовёт папа, когда я что-то сделаю не так.
Мне нравится моё имя в любом из этих вариантов, потому что так звали моего дедушку, который погиб на войне, я им очень горжусь.
Мне бы очень хотелось обратиться к папе и попросить его использовать чаще имя «Ванюша», хотя я, конечно, понимаю, что папа обращается ко мне как к взрослому - Иван, потому что хочет, чтобы я отвечал за свои поступки, а не вёл себя как несмышлёный ребёнок.
ЗАМЕТКА
Наш одноклассник Соколов Дима стал победителем школьной олимпиады по биологии. Он увлечён биологией с 5 класса: всё время что-то исследует, любит наблюдать за животными и растениями, занимается в школьном кружке «Зелёная лаборатория». Победа Димы неслучайна: он приложил немало усилий, чтобы много узнать, разобраться в запутанных вопросах. Мы от всей души поздравляем Диму с этой победой
Недавно мне довелось посмотреть музыкальный спектакль «Летучий корабль». Яркие декорации, великолепная игра актёров оставили неизгладимые впечатления. Рекомендую всем посмотреть этот спектакль.
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Уважаемая Александра Дмитриевна!
От всей души поздравляю Вас с днём рождения! Пусть в этот день рядом с Вами будут Ваши близкие люди, пусть по-весеннему светит солнце, а Ваши родные и ученики всегда радуют Вас своими успехами.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Аня, что бы я без тебя делала! Спасибо тебе большое за помощь. Я даже была удивлена, насколько ты быстро сориентировалась, что нужно делать.
Игорь, большое спасибо тебе за книгу. Я давно мечтала прочесть «Двух капитанов».
Саша, я рада твоему приглашению. Непременно приду, ведь твой день рождения и для меня праздник - ты моя лучшая подруга.
ПРОСЬБА
Максим, помоги мне, пожалуйста, подержи сумку-переноску, а я посажу в неё Барсика. Буду очень признателен, если ты сможешь сходить с нами к ветеринару, тогда-то уж точно мы вдвоём без труда справимся с Барсиком и у доктора.
Ребята, мне сегодня нужно помочь маме, поэтому я не смогу остаться на репетицию. В следующий раз я обязательно буду, а сегодня пусть за меня роль почитает Павлик, пожалуйста.
Катя, помоги мне, пожалуйста, оформить стенгазету к 23 февраля. Ты хорошо рисуешь, и поэтому твоя помощь очень нужна.
Спасибо тебе большое, ты настоящий друг! Жаль было потерять перчатку!
Ребята, большое спасибо за необычный подарок! Мне очень приятно, что вы знаете о моих увлечениях, внимательны к моим успехам.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОСЛОВИЦ
Выражение Любишь кататься — люби и саночки возить будет уместно в ситуации, когда мой младший брат после игры не хочет убирать за собой игрушки.
Выражение «Любишь есть калачи – не лежи на печи» будет уместно в ситуации, когда мой приятель мечтает стать победителем олимпиады, но не хочет для этого приложить дополнительные усилия.
Выражение «Дарёному коню в зубы не смотрят» будет уместно в ситуации, когда моя младшая сестра говорит, что ей не нравится цвет волос куклы, которую подарили.
Выражение Что посеешь, то и пожнёшь будет уместно в ситуации, когда мама объясняет, почему брат не даёт мне свой набор «Лего»: ведь раньше я тоже не разрешал ему играть моим конструктором.
Выражение Нет друга — ищи, а нашёл — береги будет уместно в ситуации, когда кто-то обидел своего лучшего друга и может из-за этого потерять его дружбу.
Выражение Маленькое дело лучше большого безделья будет уместно в ситуации, когда бабушка просит меня вымыть посуду вместо игры на компьютере.
Выражение Кончил дело — гуляй смело будет уместно в ситуации, когда мой младший брат, не доделав уроки, просит маму разрешить включить мультфильм, а она ему не позволяет.
Выражение Глаза боятся — руки делают будет уместно в ситуации, когда мама просит сестру помыть после обеда посуду, а сестре это кажется очень трудным, потому что посуды много.
Выражение Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь будет уместно в ситуации, когда моя сестра хвастается, что в этом учебном году она станет отличницей, а папа ей отвечает, что год ещё не закончился.
Выражение Терпенье и труд всё перетрут будет уместно в ситуации, когда ученик долго болел, пропустил много уроков, но упорно занимался дома и поэтому не отстал от класса.
Выражение Дружба и братство дороже всякого богатства будет уместно в ситуации, когда у ребёнка не так много вещей, игрушек, гаджетов, но есть друзья или сестры и братья, которые всегда ему помогут, не оставят в беде.
Выражение Острый язык — дарованье, длинный язык — наказанье будет уместно в ситуации, когда мой друг, который всегда остроумно выражает свои мысли, наговорил лишнего или сказал то, что обидело меня.
Выражение В гостях хорошо, а дома лучше будет уместно в ситуации, когда ты возвращаешься домой после летних каникул. Там, где ты отдыхал, было хорошо, но ты скучал по своим друзьям, родным, по своему дому.
Выражение Слезами горю не поможешь будет уместно в ситуации, когда ты проиграл в соревнованиях и плачешь от обиды. Но надо не плакать, а ещё больше тренироваться, чтобы в следующий раз обязательно победить.
Выражение Упустишь минуту — потеряешь час будет уместно в ситуации, когда ты не сумел вовремя собраться и опоздал на автобус или электричку, а следующий рейс будет только через какое-то время.
Выражение Сначала думай, потом говори будет уместно в ситуации, когда ты очень хотел, чтобы тебя на уроке спросили, поторопился и, не подумав, сразу дал неверный ответ.
Выражение Кто вчера солгал — тому завтра не поверят будет уместно в ситуации, когда мальчик вчера не сделал домашнее задание, потому что гулял, а учителю сказал, что помогал дедушке. Сегодня ему на самом деле надо будет помочь дедушке и он не успеет сделать уроки, но его оправданию учитель не поверит.
Выражение Повторенье — мать ученья будет уместно в ситуации, когда тыготовишься к контрольной работе по русскому языку и повторяешь всё, что изучали в четверти.
Выражение Друг познаётся в беде будет уместно в ситуации, когда твоя собака заболела, и твой друг не пошёл в кино, как планировал, а помог вам с бабушкой отвезти её к ветеринару.
Выражение Делу время, потехе час будет уместно в ситуации, когда тебе надо помочь маме по хозяйству, сделать уроки, сходить на тренировку. И только вечером ты оставляешь немного времени, чтобы поиграть с друзьями.
Выражение Семеро одного не ждут будет уместно в ситуации, когда весь класс собрался на экскурсию в музей, ребята долго ждали Васю, который всегда опаздывает, и ушли без него.
Выражение Кто мало говорит, тот больше делает будет уместно в ситуации, когда девочки решили вышить салфетки на праздник. Света и Маша всем рассказывали, какая у них будет красивая вышивка, а Оля молча вышивала. Пока болтушки разговаривали, Оля свою салфетку уже закончила.
Выражение У страха глаза велики будет уместно в ситуации, когда мой младший брат в испуге убежал от бродячей собаки, всем рассказал, что она огромная, злобная, а когда мы с ребятами пошли на неё посмотреть, оказалось, что пёс небольшой и очень дружелюбный.
Выражение Лучше синица в руках, чем журавль в небе будет уместно в ситуации, когда школьник из одной спортивной команды, где у него отличные результаты, переходит в другую, в которой его пообещали сделать капитаном, но в результате капитаном назначают другого спортсмена.
Выражение Не рой другому яму — сам в неё попадёшь будет уместно в ситуации, когда ученик хотел подшутить над товарищем на 1 апреля и натёр мелом его стул,а потом сам случайно на него сел и испачкал свою школьную форму.
Выражение Семь раз отмерь — один раз отрежь будет уместно в ситуации, когда мой старший брат размышляет о выборе профессии.
Выражение За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь будет уместно в ситуации, когда мой друг на олимпиаде по математике взялся решить сразу две трудные задачи и не решил верно ни одной.
Выражение Лучше поздно, чем никогда будет уместно в ситуации, когда мой младший брат не сразу признался родителям, что получил двойку в школе.
Выражение Хочешь есть калачи — не сиди на печи будет уместно в ситуации, когда девочка мечтает научиться хорошо рисовать акварелью, но не хочет переделывать неудачные работы, не любит мыть кисточки и менять воду.