Ошибки в образовании отдельных слов и форм различных частей речи |
1. | Неправильное использование приставок: зафотографировали (вм. сфотографировали). |
2. | Неправильное использование суффиксов: одеяло мокнуло ( вм. мокло). |
3. | Ошибки при образовании сложных слов: полуумный (вм. полоумный). |
4. | Неправильное образование формы И.п. мн.ч.: торта (вм. торты), договора (вм. договоры). |
5. | Неправильная форма рода: лёгкая тюль (вм. лёгкий ). |
6. | Неправильная форма числа: вышел на подмосток ( вм. на подмостки). |
7. | Нарушение норм склонения иноязычных фамилий: Повесть Аркадия и Георгия Вайнер ( вм. Вайнеров). |
8. | Неправильное образование формы Р.п. мн.ч.: Пять килограмм (вм. пять килограммов), много грузинов (вм. грузин), новыми дверями (вм. дверьми). |
9. | Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных: Я забрал его ферзь (вм. ферьзя). |
10. | Склонение несклоняемого существительного: Мы побывали на горном плате (вм. плато). |
11. | Неверное образование форм кратких прилагательных: Вывод беспочвенен (лучше беспочвен), ему свойственен оптимизм ( вм. свойствен). |
12. | Ошибки при образовании степеней сравнения: Самый талантливейший поэт ( вм. самый талантливый), более тяжелее (вм. более тяжело). |
13. | Неправильное образование местоимений 3-го лица мн.ч.: ихний сын (вм. их). |
14. | Ошибки в образовании личных форм глаголов: ветер колыхает листву ( вм. колышет). |
15 | Ошибки в образовании повелительного наклонения: едь (вм. езжай), ляжь (вм. ляг). |
16. | Неверное образование видовых форм: институт организовывает подготовительные курсы (вм. организует). |
17. | Неправильное образование действительных и страдательных причастий: Изделия, выпускающиеся в России (вм. выпускаемые). |
18. | Ошибки при образовании деепричастий: Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия). |
19. | Ошибки при образовании наречий ( использование разговорной формы вместо литературной): тута, здеся (вм. тут, здесь). |
| Ошибки в согласовании |
1. | Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными существительными: Стая лебедей летели (вм. летела). Большинство участников собрания проголосовали ( вм. проголосовало). |
2. | Неправильное употребление числа сказуемого: Там жила бабушка и ее внук (вм. жили). |
3. | Согласование обобщающего слова и однородных членов: На конференции выступили делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва… (вм. Красноярска, Москвы). |
| Ошибки в управлении |
1. | Употребление неверно выбранного падежа: Согласно приказа (вм. приказу), заведующий кафедры (вм. кафедрой). |
| Ошибки в построении простого несложного предложения |
1. | Личное местоимение дублирует подлежащее: Этот автор, он всегда ставит острые вопросы. |
2. | Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка: Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить). |
| Ошибки в построении предложения, осложненного однородными членами |
1. | Рассогласование времен: Учебник дает знания, научит выделять главное. (вм. дает, учит). |
2. | Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий: Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди. |
3. | Парное сочетание несопоставимых понятий : Родители и друзья, коллеги и дети. |
4. | Не сочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов: Проявление заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь). |
5. | Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных: Комната просторная и светла (вм. просторна и светла). |
| Ошибки в построении сложносочиненного предложения |
1. | Употребление противительных союзов вместо соединительных: Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него. |
2. | Употребление лишнего союза: Онегин знал об этом, но однако ничего не предпринял. |
| Ошибки в построении сложноподчиненного предложения |
1. | Одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов: Как только перестал дождь, и мы отправились домой (вм. Как только перестал дождь, мы отправились домой). |
2. | Пропуск указательного слова (неоправданный эллипсис): В армии Петя просился (?), где опаснее. |
3. | Тавтологическое употребление союзов и союзных слов, нагромождение придаточных частей: Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди казаков нет Андрия. |
Лексические анахронизмы (ошибки, связанные с перенесением современного слова в действительность прошлого или, наоборот, немотивированное использование архаизмов в современной речи): Уходя от войск Наполеона, помещики эвакуировали свои семьи. |
Вульгаризация речи ( этико-речевые ошибки): Использование стилистически сниженной и нелитературной лексики (жаргонизмов, просторечий), а также инвектив (оскорблений): Политические ворюги и шестерки . Да он просто придурок. Использование слов, оборотов речи и целых высказываний, в которых нашел отражение цинизм индивидуального и социального мышления: жмурик (о покойнике), пушечное мясо (о солдатах). Использование слов-паразитов: Они, так сказать, решили…. Раскольников типа раскаялся… Мы как бы умные люди. |
Двусмысленность, неоднозначность фразы, высказывания; возможность двоякого понимания речи: Учителю надо многое сказать (Учитель должен многое сказать или учителю должны многое сказать). |
Канцелярские штампы (канцелярит), стилистически не мотивированное использование канцеляризмов в несвойственном им стилевом контексте: Катериной было принято решение утопиться. |
Нарушение лексической сочетаемости (нарушение говорящим правил соединения слов в словосочетание): одержать поражение (вм. победу), обильное общение (вм. обильный полив грядок). |
Ошибки в употреблении синонимов: неверный выбор одного из близких по значению слов. |
Ошибки в употреблении паронимов: не различение паронимов: Вы уже ходили вешаться (вм. взвешиваться); одень пальто (вм. надень). |
Ошибки в употреблении антонимов: неправильный подбор антонима: не только смех, но и сострадание (вм. смех-слезы). |
Плеоназм ( немотивированное многословие, избыточность языковых средств для выражения данного содержания): в апреле –месяце, моя автобиография. |
Тавтология: неоправданное повторение в пределах одного или соседних предложений одних и тех же слов, однокоренных или созвучных слов: Следует сказать следующее. |
Ошибки в выборе слов: неоправданное использование похожего слова: А. Блок-мастер звукозаписи. |
Л1. Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте. | На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна и Зоя Ивановна Петрова. Он облокотился спиною на батарею. |
Л2.Нарушение причинно-следственных отношений. | В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации решаются слабо. |
Л3. Пропуск звена в объяснении, «логический скачок». | Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. (?)А как хочется, чтобы двор был украшением школы. |
Л4. Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению). | Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать? |
Л5. Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица). | Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы равнин. |
Л6.Сопоставление логически несопоставимых понятий. | Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. |
Композиционно-текстовые ошибки |
Л7.Неудачный зачин. | В этом тексте автор… (указание на предыдущий контекст с помощью указательных словоформ). |
Л8. Ошибка в основной части: Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении; Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла. | |
Л9. Неудачная концовка: дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. | |