СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка "Как писать сжатое изложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика написания сжатого изложения на экзамене по русскому языку( ОГЭ)

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Как писать сжатое изложение"»


Сжатое изложение

Умения, необходимые для его написания. Упражнения

на понимание содержания текста и его структуры,

рекомендуемые в 5–6-м классах

Пересказ – самое распространенное задание, с которым сталки-

вается ученик средней школы. Ежедневно – письменно или устно, на

русском или иностранном языке – школьники пересказывают самые

разнообразные по содержанию, объему и форме подачи тексты: главы

из художественных книг, параграфы из учебников, отрывки из энци-

клопедий, научных или критических статьей, диалоги из фильмов

или театральных постановок, передают «своими словами» условия

математических задач или упражнений по русскому языку. При этом

чаще всего от ученика требуется не подробная, полная, дословная

передача содержания, а изложение сути, главной, существенной ин-

формации. Очевидно, что умение сжато излагать мысль свидетель-

ствует о высоком уровне умственного и речевого развития школьника,

а навыки краткого пересказа и интерпретации текста необходимы для

успешного продолжения образования в старшей школе и вузе. К со-

жалению, целенаправленным формированием и оттачиванием этих

общепредметных навыков занимаются только на уроках русского

языка и литературы.

Отказавшись от подробного изложения, разработчики ГИА по

русскому языку объясняют это тем, что подробный пересказ как вид

работы в большинстве случаев требует от ученика механического

запоминания и воспроизведения информации без критического

осмысления прослушанного текста. А в практической жизни важнее

оказывается другое умение – запоминать текст осмысленно, то есть

анализировать его содержание и группировать информацию уже на

этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано

сжатому изложению, которое активизирует аналитические способ-

ности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию

на слух, излагать информацию кратко и связно.

Установка на сжатие ясно показывает, что для правильной пере-

дачи содержания важно запоминать текст не как сумму слов, а как

структуру, организованную по определенным логическим законам.

Сжатое изложение 19

Эта мысль подчеркивается и в Отчете по результатам ГИА 2008 г.:

основная причина неудачных работ части С1 – искажение содержания,

что связано с неумением разобраться в логическом устройстве текста

(понять, сколько в нем смысловых частей, какой логике подчиняется

их взаимное расположение, какими логическими переходами они

соединены). Очевидно, что знание структуры текста помогает пра-

вильно выделить существенную информацию и передать ее, сохранив

логику авторской мысли. Чем проще и яснее для слушателя структура

текста, тем легче выполнить требование – пересказать его сжато.

Понятно, что, готовясь к сжатому изложению, необходимо трени-

роваться выполнять разнообразные логические операции с текстами:

выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы,

прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записы-

вать связный и логически стройный пересказ, который не искажает

содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом помогут

специальные упражнения, которые окажутся полезными не только на

уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку и

литературе начиная с 5-го класса. И хотя на экзамене ученики должны

будут воспринять текст на слух, большинство упражнений, во всяком

случае на первых порах, правильнее и удобнее выполнять, когда дети

не только слышат, но и видят текст.

Сжатие повествовательного текста

Если текст – повествование, нужно уметь выделить главные со-

бытия – сюжетные узлы – и понять, как они связаны между собой.

Эффективными оказываются упражнения такого типа. Каждый

пятиклассник получает листок с текстом и заданием.

Приме р 1

Подчеркните только то, без чего нельзя понять смысл рассказа.

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за ба-

ранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы,

две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну

маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку

баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески чита-

ет, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака

20 Лекция 2

да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом

мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что

баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно.

Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову

бараночку доедает, облизывается.

– Ax, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.

Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят

маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни

возьмись – старушка.

– Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю, при-

вела ее в свой садик...

(В.Катаев)

Понятно, что правильно выполненное упражнение должно вы-

глядеть примерно так:

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за

баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином

для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром

для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павли-

ка. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по

сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем

сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой

и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом

Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то

чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается

пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доеда-

ет, облизывается.

– Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее дого-

нять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.

Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят

маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда

ни возьмись – старушка.

– Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю,

привела ее в свой садик...

Сжатое изложение 21

Возможны другие варианты заданий к упражнениям этого типа.

1. Выпишите только самое главное, чтобы получился связный

текст (можно сначала подчеркнуть необходимое). Тогда будем на-

деяться, что получим примерно такой ответ:

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за ба-

ранками. Купила Женя баранки и отправилась домой. Идет, по сто-

ронам зевает. А сзади пристала собака да все баранки и съела. Женя

обернулась, да уж поздно. Бросилась Женя собаку догонять, да только

сама заблудилась.

Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись –ста-

рушка.

Женя ей все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее

в свой садик...

2. Оцените, правильно ли ученик выполнил предыдущее задание.

Однажды послала мама Женю в магазин за баранками. Купи-

ла Женя баранки и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает.

А сзади пристала собака да все баранки и съела. Женя обернулась, да

уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую

Павликову бараночку доедает, облизывается.

Бросилась Женя собаку догонять, да только сама заблудилась.

Испугалась Женя и заплакала. Пожалела старушка Женю, привела

ее в свой садик...

Дети должны увидеть и ненужную в сжатом пересказе подробность

(Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову

бараночку доедает, облизывается), и пропущенное звено (не сказано

о появлении старушки).

В повествовательных текстах нередко встречается прямая речь. Ее

не стоит сохранять даже в подробном изложении, поскольку учени-

ку вряд ли удастся передать высказывание героя дословно, а только

в этом случае использование прямой речи оправдано. Тем более

неуместна прямая речь при пересказе сжатом. Значит, мы должны

научить детей разными способами сообщать о содержании речи.

В рассмотренном выше упражнении слова Жени и старушки не несут

22 Лекция 2

особенно важной информации, о них можно не упоминать в сжатом

изложении, но можно передать их содержание с помощью глаголов

(Женя рассердилась на собаку; выругала собаку и т.п.) или косвен-

ной речи (Старушка спросила Женю, почему она плачет, что с ней

стряслось, что случилось и т.п.).

Отработке этого умения тоже нужно посвятить некоторое время

на уроках. Это уместно делать при изучении прямой речи в пятом

классе, а также в тех случаях, когда прямая речь встречается в тексте

упражнений.

Например, можно предложить дополнительное задание к упр. 241

учебника для 5-го класса Т.А. Л адыженской, М.Т. Баранова и др.:

передайте содержание прямой речи с помощью сказуемых и допол-

нений. Тогда получатся такие предложения: Мы попросили лесника:

«Проводи нас, дедушка». – Мы попросили лесника нас проводить.

«Ешьте, ребята, яблоки», – предложил нам лесник. – Лесник угостил

нас яблоками. Лесник предложил нам поесть яблок.

Анализ и обработка текста-рассуждения

Чтобы правильно по__