СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка о суициде

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю Вашему вниманию памятку по профилактике суицида среди учащихся

Просмотр содержимого документа
«Памятка о суициде»

Памятка

«Основные направления работы педагога по профилактике с суицида среди учащихся».

Сложность и противоречивость "внутренней" жизни человека зачастую не позволяет выявить "главную" причину, по которой он заканчивает жизнь самоубийством. Приходится признать, что к самоубийству его может подтолкнуть множество причин. Поэтому профилактическую работу в школе целесообразно проводить комплексно, включая мероприятия общего и специального плана.


Основным содержанием общего направления должно стать ослабление и устранение социальных и социально-психологических предпосылок, способствующих формированию суицидального поведения и появлению суицидогенной обстановки в классных коллективах, которую в первую очередь должен увидеть классный руководитель.


Составными частями такой работы являются:


1. Четкая знание учебных мотивов, быта и семейных условий учащихся.

2. Предупреждение и устранение конфликтов между учащимися в классе..


3. Обеспечение социальной и правовой защищенности школьников, забота о личном статусе ребёнка в классе..


4. Организация мероприятий психогигиены и психопрофилактики включает:


· раннее выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью, акцентуациями (выраженными отклонениями) характера, проблемным поведением;


· использование учащихся в общественной деятельности с учетом их психологических особенностей личности;


· планомерное распределение физических и психологических нагрузок;


· предупреждение чрезмерного эмоционального напряжения членов классного коллектива.


Специальная профилактика суицидальных происшествий включает:


1. Выявление лиц с повышенным риском суицидальности.


2. Прогнозирование суицидальной активности .


3. Своевременное оказание адекватной помощи школьнику, находящемуся в состоянии психологического кризиса.



Как выявить среди учащихся тех, кто способен покончить жизнь самоубийством?



Изучение причин и условий, при которых учащиеся заканчивали жизнь самоубийством, позволило выявить ряд факторов, сопутствующих этому чрезвычайному происшествию.


К ним относятся:


- условия семейного воспитания:


- отсутствие отца в раннем детстве;


- матриархальный стиль отношений в семье;


- воспитание в семье, где есть алкоголики, психические больные;


- отверженность в детстве;


- воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т.д.


- стиль жизни и деятельности;


- акцентуация характера;


- частое употребление алкоголя и наркотиков;


- попытки совершения суицидальных попыток в прошлом;


- совершение уголовно наказуемого поступка;


- взаимоотношения с окружающими людьми;


- изоляция от социального окружения, потеря социального статуса;


- разрыв высоко значимых любовных отношений;


- затрудненная адаптация к деятельности;


- недостатки физического развития (заикание, картавость);


- длительные соматические заболевания.


Знание и учет перечисленных факторов риска крайне необходимы, так как они позволяют выявить лиц с повышенным риском суицида.


Наиболее точным, но и наиболее трудным методом изучения личности является наблюдение. Эффективность его значительно возрастает, если оно ведется систематически и целенаправленно.


Именно Вы, как классный руководитель, хорошо знаете своих учащихся и можете первым отметить изменения в его поведении (знаки беды). Знаки беды - это, прежде всего, заметная перемена в обычных манерах поведения.


Вас должны насторожить следующие поступки, жалобы, проявления:


- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;


- усиление жалоб на физическое недомогание;


- склонность к быстрой перемене настроения;


- жалобы недостаток сна или повышенная сонливость;


- ухудшение или улучшение аппетита;


- признаки беспокойства;


- признаки постоянной усталости;


- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;


- отказ от общественной работы, от совместных дел;


- излишний риск в поступках;


- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;


- поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни;


- необычные вспышки раздражительности;


- усиленное чувство тревоги;


- выражение безнадежности;


- приобщение к алкоголю или наркотикам или их усиленное потребление;


- раздача в дар ценного имущества;


- приведение всех дел в порядок;


- разговоры о собственных похоронах;


- отсутствие планов на будущее;


- составление записки об уходе из жизни.


Вас должны насторожить словесные заявления типа:


- "ненавижу жизнь";


- "они пожалеют о том, что они мне сделали";


- "не могу этого вынести";


- "я покончу с собой";


- "никому я не нужен";


- "это выше моих сил".


Классный уководитель должен знать основные психические состояния, обусловливающие самоубийства.


Состояния, приводящие к мысли о самоубийстве:


1. Низкая сопротивляемость стрессу и чувство разочарования и безысходности (недостаточное принятие реальности).


2. Ощущение неспособности изменить положение вещей (нет надежды на позитивные перемены в будущем).


3. Отсутствие навыков конструктивного решения проблемы, образ "тоннеля".


4. Убежденность в том, что самоубийство решит все проблемы.


Кроме того, кл. руководителю необходимо знать, что суицидальное поведение, как правило, сопровождается депрессией.


Признаки депрессии:


- потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;


- неспособность к адекватной реакции на похвалы или награды;


- чувство горькой печали, переходящей в плач;


- чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;


- пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;


- повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;


- снижение внимания или способности к ясному мышлению;


- вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;


- снижение эффективности или продуктивности в учебе, работе, быту;


- изменение привычного режима сна, бессонница или повышенная сонливость;


- изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса;


- снижение полового влечения.


Заметив признаки депрессии , кл.руководителю необходимо усилить индивидуальную работу с ним, с семьёй , сообщить психологу.


Признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства:


- открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством знакомым, в письмах родственникам, любимым);


- к освенные "намеки" на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу коллег с петлей на шее из брючного ремня, веревки, телефонного провода и т.п., "игра" с оружием, имитирующая самоубийство и т.д.);


- активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т.п.);


- фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще);


- символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов и т.п.);


- изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных; возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;


- сужение круга контактов, стремление к уединению и другие.



Прогноз суицидальной активности зависит от целого ряда факторов.


Их учет в организации повседневной деятельности подразделения поможет руководителю оказаться рядом со своим подчиненным в критический момент его жизни и оказать ему необходимую помощь.


Главную роль в возникновении суицидально опасной ситуации играют конфликты.


Наиболее распространенными являются:


1. Конфликты, связанные со спецификой деятельности и социального взаимодействия людей:


- индивидуальные адаптационные трудности;


- неудачи выполнения конкретной задачи;


- конфликты с сослуживцами;


- межличностные конфликты с учителем .


2. Семейные конфликты:


- неразделенная любовь;


- измена любимого человека;


- развод родителей;


- тяжелая болезнь;


- смерть близких людей;


- половая несостоятельность.


3.Конфликты, обусловленные состоянием здоровья:


- психические заболевания;


- хронические соматические заболевания;


- физические недостатки.


4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:


- страх уголовной ответственности;


- боязнь позора.


5. Конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями.


Помните, что вероятность возникновения суицидального поведения ВОЗРАСТАЕТ:


- в вечернее, ночное и утреннее время, когда люди предоставлены самим себе, остаются наедине со своими мыслями переживаниями;


- в период "пиков возрастной суицидальности" (между 11 к 24 годами, а также 40 и 50 лет);


- в условиях тяжелой морально-психологической обстановки в коллективах;


- при несении службы с оружием.


Оказание первичной психологической помощи суициденту.


Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств выступает помощь суициденту со стороны значимого классного руководителя.


Существует три основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде:


1. Своевременная диагностика и соответствующее лечение суицидента.


2. Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии депрессии.


3. Поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию.


Стремясь оказать человеку первичную психологическую помощь важно соблюдать следующие правила:


· будьте уверены, что вы в состоянии помочь;


· набирайтесь опыта у тех, кто уже был в такой ситуации;


· будьте терпеливы;


· не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «Пойди и сделай это»;


· не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Вы так чувствуете себя, потому, что …»;


· не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: «Вы не можете убить себя, потому что …»;


· делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.


Методика проведения профилактической беседы


Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Следует принять во внимание следующее:


· в беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточное внимание активному выслушиванию;


· активный слушатель - это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным;


· активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя;


· активный слушатель поможет тому, чтобы высказывания его собеседника о желании умереть наверняка были услышаны.


Рекомендации по проведению беседы:


· разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе;


· уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол;


· пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;


· дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;


· говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства;


· произносить только позитивно-конструктивные фразы ("мгновенный рефрейминг").


Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:


1. Ни вкоем случае нельзя приглашать на беседу через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи).


2. При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни продолжался).


3. Желательно спланировать встречу не в рабочее время, когда каждый занят своими делами.


4. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо "попутные" дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.


Профилактическая беседа должна включать в себя следующие этапы:


Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений "сопереживающего партнерства".


Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.


Второй этап - установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности.


Имеет смысл применить следующие приемы:


· "преодоление исключительности ситуации";


· "поддержка успехами" и др.


Третий этап - совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются:


· "планирование",т.е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков;


· "держание паузы"- целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.


Завершающий этап - окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента.



Целесообразно использовать следующие приемы:



· "логическая аргументация";


· "рациональное внушение уверенности".


Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно и с сопровождающим направить к врачу психиатру в ближайшее лечебное учреждение.


Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем:


· тяжелое эмоциональное состояние - явление временное;


· его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;


· он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.


Типичные ошибки затрудняющие профилактику самоубийств.


Профилактика самоубийств должна начинаться, прежде всего, с развенчания "мифов", якобы объясняющих психологию людей, покончивших жизнь самоубийством.


Вот некоторые из них, получившие наибольшее распространение:


Заблуждение 1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.


Изучение обстоятельств суицида показало: большинство из лишивших себя жизни - это практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. Они никогда не лечились у психиатров, не обнаруживали каких-либо поведенческих отклонений, позволяющих отнести их к категории больных. По данным многих авторов, на учете в психоневрологических диспансерах состояло лишь около 20% суицидентов и только 8-10% нуждались в специализированной медицинской помощи.


Заблуждение 2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.


Некоторые руководители высказывают сомнение относительно самой возможности предупреждения самоубийства. Суицидальные намерения, считают они, неотвратимы: если человек решил покончить с собой, никто и ничто не сможет его остановить. Однако еще В.М.Бехтерев в 1912г. отмечал, что потребности к самоуничтожению у подавляющего большинства людей является лишь временной.


Н.А.Бердяев подчеркивал, что самоубийцы - это люди с "ободранной кожей", т.е. суицид-это "крик о помощи".


Таким образом, потребность суицидента в душевной теплоте, желание быть выслушанным, понятым, готовность принять предлагаемую помощь - все это убеждает, что организация профилактики самоубийств необходима.


Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.


По данным исследований, у людей, совершивших самоубийства или покушавшихся, сообщали о своих намерениях ближайшему окружению, а изучение уголовных дел показало, что около 20% суицидентов ранее уже пытались покончить с собой.


Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда будет думать о самоубийстве.


У некоторых руководителей сложилось упрощенное понимание возможности предупреждения суицидального происшествия.


По их мнению, если сотрудники будут загружены работой и за ними будет осуществляться жесткий контроль, то проблема будет решена.


Реальное же осуществление такой "профилактики" выливается в нарушение элементарных условий труда и отдыха, что может привести к истощению психофизиологических ресурсов организма, еще больше повышая вероятность суицидальных попыток.


Заблуждение 5. Чужая душа - потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.


Барьером для профилактики самоубийств является мнение руководителей, считающих, что нет внешних признаков, которые указывают на решение человека покончить с собой.


В подобных высказываниях есть рациональное зерно: "заглянуть в душу", познать внутренний мир подчиненного действительно очень сложно. Но такие возможности у руководителя, как правило, имеются.


Заблуждение 6. Существует некий тип людей, "склонных к самоубийству".


Самоубийство совершают люди различных психологических типов. Реальность суицидального намерения зависит от силы психотравмирующей ситуации и ее личностной оценки как непереносимой.


Заблуждение 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.


Самоубийству, как правило, предшествует необычное для данного человека поведение. Руководители должны знать "знаки беды", т.е. те действия и высказывания, которые служат своеобразным сигналом о готовности к суициду.


Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.


Анализ суицидальных действий показал, что они являются результатом достаточно длительной психотравматизации. Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев.


Заблуждение 9. Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда этого не повторит снова.


Если человек совершил неудачную попытку самоубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наибольшая его вероятность - в первые два месяца.


Мероприятия по предупреждению суицидов.


Основным направлением профилактики суицидов среди уч-ся является организация всех форм индивидуально-воспитательной работы с медико-психологическим сопровождением


Данные формы включают в себя следующее:


1. Организацию индивидуально-воспитательной работы с уч-ся как основного направления в профилактике суицидов. В том числе проведение индивидуальных бесед, посещения по месту жительства, изучение и учет особенностей поведения уч-ся в семье и в бытовых ситуациях.


2. Статистический анализ причин суицидов свидетельствует о том, что более половины самоубийств совершено после семейных конфликтов. Поэтому важно выделить работу с семьями и по месту жительства в одно из направлений профилактической работы.


3. Выделение уч-ся нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом воздействии.



4. Проведение периодического психологического обследования уч-ся с целью определения динамики их психологического состояния, уровня конфликтности, нервно-психической неустойчивости и социальной изоляции:


5. Проведение занятий в системе классной подготовки по психологической тематике. Пропаганда психологических знаний и психологической культуры общения, повышения психологической устойчивости в нестандартных ситуациях. Обучение и методам психофизиологической саморегуляции, психологической гибкости и адаптированности к стрессовым ситуациям. Информирование уч-ся о возможностях, целях и задачах психологической службы в ГПС.


6. Создание в служебных коллективах атмосферы неприятия (осуждения) выраженного пессимизма, суицидальных намерений и самоубийства, как способа разрешения жизненных, служебных, семейных проблем и конфликтных ситуаций. Качественное проведение служебных проверок по фактам самоубийств и их попыток сотрудников с обязательным выявлением причин и условий, способствовавших возникновению аутодеструктивного поведения.




В случаях проявления у уч-ся явных признаков суицидального поведения Кл. руководителям необходимо:


· незамедлительно принять меры по предупреждению суицидальных попыток ;


· доложить о случившемся вышестоящему руководству, практическому психологу медицинским работникам .

Запомните!!!



Люди совершают суицид преимущественно в случаях:


· когда не видят решения своих проблем;


· если попытки справиться с проблемами завершились неудачно;


· при резком обострении чувства безнадежности.



.