СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка педагогу "Исправление грамматических ошибок в устной речи дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом.

* Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.

* Неисправленная грамматическая ошибка — лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.

* Не повторять за ребенком неправильную форму, а пред­лагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку обра­зец правильной речи и предложить повторить его.

* Ошибку следует исправлять тактично, доброжелатель­но и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.

* С детьми младшего возраста исправление грамматичес­ких ошибок заключается в основном в том, что воспита­тель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». — «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поста­вили много чашек», — подтверждает воспитатель.

* Детей старшего возраста следует учить слышать ошиб­ки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возмож­ны разные. Например: «Ты неверно изменил слово ..., поду­май, как изменить его правильно», — говорит воспитатель. Можно дать образец аналогичного изменения слова (роди­тельный падеж множественного числа — матрешек, боти­нок, варежек).

* В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.

. * При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстанов­ку, быть внимательными и чуткими собеседниками. При­ведем примеры:

— ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку;

— ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и де­лает ошибки;

— ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал деклами­ровать, но стал допускать грамматические ошибки.

Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Воспитатель фиксирует свое внимание на ошиб­ках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.

 

 

 

 

 

Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом.

* Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.

* Неисправленная грамматическая ошибка — лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.

* Не повторять за ребенком неправильную форму, а пред­лагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку обра­зец правильной речи и предложить повторить его.

* Ошибку следует исправлять тактично, доброжелатель­но и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.

* С детьми младшего возраста исправление грамматичес­ких ошибок заключается в основном в том, что воспита­тель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». — «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поста­вили много чашек», — подтверждает воспитатель.

* Детей старшего возраста следует учить слышать ошиб­ки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возмож­ны разные. Например: «Ты неверно изменил слово ..., поду­май, как изменить его правильно», — говорит воспитатель. Можно дать образец аналогичного изменения слова (роди­тельный падеж множественного числа — матрешек, боти­нок, варежек).

* В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.

. * При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстанов­ку, быть внимательными и чуткими собеседниками. При­ведем примеры:

— ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку;

— ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и де­лает ошибки;

— ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал деклами­ровать, но стал допускать грамматические ошибки.

Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Воспитатель фиксирует свое внимание на ошиб­ках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Памятка педагогу "Исправление грамматических ошибок в устной речи дошкольников"»

5  правил

для предупреждения грамматических ошибок в речи.

  1. Употребление слов «звонИть», «звонИт».

Неправильно: телефон звОнит (ударение на первом слоге).

Правильно: телефон звонИт.

  1. Употребление слов «надеть» и «одеть».

Неправильно: одевать на куклу.

Правильно: одевать куклу, ребенка, но: надевать на себя.

  1. Правильное употребление неизменяемых слов «пианино», «пальто», «кофе» («какао»),

Типичная ошибка: «играю на пианине», «к нам привезли вчера пианину», «у пианины стоит диван», «у нас дома есть пианина».

Правильный вариант: слова «пианино» не изменяется: играю на пианино, к нам вчера привезли новое пианино, у пианино стоит диван.

Типичная ошибка: в пальте (вместо «в пальто», польты (вместо «пальто» во мн. числе).

Правильно: слово «пальто» никогда не изменяется.

Типичные ошибки: облился кофеем, кофий.

Правильный вариант: слово «кофе», «какао» не изменяется.

  1. Употребление в речи повелительного наклонения глаголов.

Типичные ошибки: ляжь (вместо ляг), поскакай (вместо поскачи), спей (вместо спой), побежи (вместо побегай) и т.д.

Правильный вариант: поскачи, побегай, попрыгай, потанцуй, спой, спляши, покатай, положи, стой, ляг, наклонись.

  1. Правильное употребление глагола «хотеть».

Типичные ошибки: хочете (вместо «хотите»), «хочем» (вместо «хотим»)

Правильный вариант: мы хотим, они хотят, я хочу, ты хочешь.





Творческих успехов

и грамматически правильной речи вашим воспитанникам!



МАДОУ «Ромашка»







Памятка для педагогов



























Подготовила: учитель-логопед

Е.К. Сумина

Г. Лабытнанги





Исправление грамматических ошибок.

Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом.

* Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.

* Неисправленная грамматическая ошибка — лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.

* Не повторять за ребенком неправильную форму, а пред­лагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку обра­зец правильной речи и предложить повторить его.

* Ошибку следует исправлять тактично, доброжелатель­но и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.

* С детьми младшего возраста исправление грамматичес­ких ошибок заключается в основном в том, что воспита­тель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». — «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поста­вили много чашек», — подтверждает воспитатель.

* Детей старшего возраста следует учить слышать ошиб­ки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возмож­ны разные. Например: «Ты неверно изменил слово ..., поду­май, как изменить его правильно», — говорит воспитатель. Можно дать образец аналогичного изменения слова (роди­тельный падеж множественного числа — матрешек, боти­нок, варежек).

* В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.

. * При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстанов­ку, быть внимательными и чуткими собеседниками. При­ведем примеры:

— ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку;

— ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и де­лает ошибки;

— ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал деклами­ровать, но стал допускать грамматические ошибки.

Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Воспитатель фиксирует свое внимание на ошиб­ках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!