СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка по русскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Памятка по русскому языку.»

Всё о предложении

  • Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.

  • В предложении о ком-то или о чём-то говорится.

  • Слова в предложении связаны между собой.

  • В устной речи одно предложение отделяется от другого паузой (остановкой).

  • На письме одно предложение отделяется от другого:

точкой - .

вопросительным -?

восклицательным - !

многоточием- ………


  • По цели высказывания предложения бывают повествовательные (содержат сообщение)

побудительные (побуждают к действию – содержат приказ, призыв, просьбу или приветствие)

вопросительные (содержат вопрос).

  • По интонации предложения бывают невосклицательные(.)

восклицательные (!)

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

  • Имена, отчества и фамилии людей.

  • Клички животных.

  • Названия городов, сёл и деревень, рек и озёр, морей и океанов, гор, улиц и автомобилей, газет, журналов и книг .



Например:

кот Дымок,

девочка Аня Белова,

учительница Наталья Викторовна,

река Клязьма,

Тихий океан,

книга «Азбука».



2. Опасные сочетания


ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

(жизнь, ширма, кувшин)


ЧА-ЩА пиши с буквой А.

(часто, пищать, задача)


ЧУ-ЩУ пиши с буквой У.

(чулан, прощу, ворчун)


ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЩ,ЗД,ЗН,СН, НЧ

пиши без Ь.

(почки, вечно, почта, мощный, кончик)


ОРО - ОЛО пиши с буквой О.

орох, молоко, ворона)


ЕРЕ - ЕЛЕ пиши с буквой Е.

еремок, поселение)




3. Безударные гласные


Чтобы проверить безударную гласную в корне слова , нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением

(в сильной позиции).

дома – домик

носы - нос


4. Парные согласные



Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный. Для проверки подбираем родственное слово, либо изменяем форму слова:

Снег - снега, снеговик;

мороз - морозище, морозный. 


Зуб – зубы – зубной,

Сказка - сказочка.


5. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет

отвечает на вопросы: кто?, что?



Имя существительное бывает:

Одушевлённое КТО? (кот)

Неодушевлённое ЧТО? (дом)


Собственное (Миша)

Нарицательное (мальчик)


Мужского рода (он мой)

Женского рода (она моя)

Среднего рода (оно моё)

6. Имя прилагательное-

это часть речи,

которая обозначает признак предмета отвечает на вопросы:

какой?, какая?, какое?, какие?



7. Деление на слоги

  • Сколько в слове гласных, столько и слогов.

  • В каждом слоге обязательно должна быть 1 гласная буква.

  • Согласная с ЬЪ, буква Й остаются в предыдущем слоге.

8.Перенос слов

  • Слово переносят с одной строки на другую по слогам.

  • При переносе слово делится чёрточкой на 2 части.

Например: ТЕТ-РАДКА, ТЕТРАД-КА

  • При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится.

Например: РАС-СКАЗ

  • Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

Например: АЛЬ-БОМ, ЛЕЙ-КА ,ПОДЪ-ЁМНЫЙ.

Нельзя!!!!!!!!

  • переносить слово из 1-го слога МАРТ, ЛЬВЫ, ЧАЙ, ВЪЕЗД

  • одну букву переносить на другую строку или оставлять на строке.




9.В русском языке – 33 буквы


Гласных букв – 10звуков – 6

Согласных букв –21звуков – 36

Не обозначают звуков: ь, ъ


[й’] [ н][ н’] [м] [м’] [л] [л’] [р] [р’]-сонорные

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [й’], [ч’], [щ’]



10.Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и


11. Е Ё Ю Я обозначают два звука

[й’э][ йо’][ й’у][ й’а]

  • в начале слова;

  • 2.после Ь, Ъ

  • 3.после гласной буквы

12. Ь, обозначающий мягкость согласных



  • пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными.

  • он показывает мягкость предшествующего звука.

(пень, пеньки)


Разделительный Ь показывает, что


  • согласный звук не сливается с гласным.

  • его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

(платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна)



13. Глагол

это часть речи,

которая обозначает действие предмета отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.




14.Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными.


(зима, зимушка, перезимовать, зимовка)