Порядок разбора слова по составу
(морфемный разбор) (№2)
-
К данному слову поставь вопрос и определи часть речи.
-
Выдели окончание, изменив форму слова.
-
Укажи основу слова (это часть слова без окончания).
-
Выдели корень (общая часть всех родственных слов), подобрав 2-3 однокоренных слова.
-
Укажи суффикс (если есть) – часть слова, которая стоит после корня.
-
Выдели приставку (если есть) – часть слова, которая стоит перед корнем.
-
При морфемном разборе слово берётся в той форме, как оно представлено в данном тексте.
Словообразовательный разбор слова — это анализ, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.
План словообразовательного разбора(№2)
1.Поставить слово в начальную форму.
2.Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
3.Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
4.Указать основу в производящем слове.
5.Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
6.Указать способ образования слова.
7.При словообразовательном разборе слово ставится в начальную форму.
СУФФИКСЫ
словообразовательные формообразующие
служат для образования однокоренных слов служат для образования
грамматических форм данного слова
рубить – рубка, рожь – ржаной, груз – грузчик чистый – чистейший, читать - читал
суффиксы | их работа | пример |
-к-, -ик-, -ек-, -ок, -еньк-, -оньк-, -ечк-, -очк-, -ушк-, -юшк-, -чик-, -ц- | придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок | рыба – рыбка, замок – замочек, сухой – сухонький, игла – иголочка, дед - дедушка |
-ищ- | придают словам увеличительное значение | рука – ручища ветер - ветрище |
-онок-, -ата-, -ёнок-, -ят- | придают словам значение невзрослости, детеныша | мышь – мышонок повар - поварята |
-ник-, -чик-, -щик-, -тель-, -ниц-, -к-, -ач-, -ец-, -ант-, -ист-, -арь- | образуют слова, называющие лиц по роду их занятий | лес – лесник, радист - радистка учить – учитель, учительница |
-ость-, -ение-, -ак-, -онк-, -ок-, -лец-, -щи-, -ист- | образуют имена существительные | храбрость строение |
-ист-, -ск-, -ов-, -ев, -н-, -оват-, -чат-, -ичий | образуют имена прилагательные | скала – скалистый, луг – луговой, лето – летний |
-а-, -и-, -е-, -ова-, -ева-, -ну-, -ива-, -ыва-, -ва- | образуют глаголы | звук – звучать, рана – ранить, зима - зимовать |
-ть-, -ти- | суффиксы неопределенной формы глагола | читать, нести |
-л- | образует форму глагола прошедшего времени | читаю - читал |
-ся-, -сь- | образуют глаголы с возвратным значением | учить – учиться лечить – лечусь |
-ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -им-, -ем-, -ом-, -т-, -ин-, -енн-, -ш-, -вш | характерны для причастий | читающий |
-учи-, -в-, -вши- | характерны для деепричастий | прочитавший |
-то, -либо, -нибудь | характерны для местоимений и наречий | кто-либо |
Основные способы образования слов
морфологический неморфологический
приставочно – суффиксальный способ:
езда – наездник
школьная столовая (сущ.) столовая (прил.) посуда
основы складываются с помощью соединительной
гласной О или Е (железобетон, землемер, нефтепровод),