СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка по словообразовательному и морфемному разбору

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка содержит план разбора,формообразующие и словообразующие морфемы,способы образования

Просмотр содержимого документа
«Памятка по словообразовательному и морфемному разбору»

Порядок разбора слова по составу

(морфемный разбор) (№2)


  1. К данному слову поставь вопрос и определи часть речи.

  2. Выдели окончание, изменив форму слова.

  3. Укажи основу слова (это часть слова без окончания).

  4. Выдели корень (общая часть всех родственных слов), подобрав 2-3 однокоренных слова.

  5. Укажи суффикс (если есть) – часть слова, которая стоит после корня.

  6. Выдели приставку (если есть) – часть слова, которая стоит перед корнем.

  7. При морфемном разборе слово берётся в той форме, как оно представлено в данном тексте.



Словообразовательный разбор слова — это анализ, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.

План словообразовательного разбора(№2)

1.Поставить слово в начальную форму.

2.Указать основу слова и определить, является ли оно производным.

3.Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).

4.Указать основу в производящем слове.

5.Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).

6.Указать способ образования слова.

7.При словообразовательном разборе слово ставится в начальную форму.

















СУФФИКСЫ

словообразовательные                                                        формообразующие

служат для образования однокоренных слов                                            служат для образования

                                                                                                             грамматических форм данного слова

рубить – рубка, рожь – ржаной, груз – грузчик                            чистый – чистейший,  читать - читал

                                                                                 

                                                                                               

                                                                             

суффиксы

их работа

пример


-к-, -ик-, -ек-, -ок, -еньк-,

-оньк-, -ечк-, -очк-, -ушк-,

-юшк-, -чик-, -ц-

придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок

рыба – рыбка, замок – замочек,

сухой – сухонький,

игла – иголочка, дед - дедушка


-ищ-

придают словам увеличительное значение

рука – ручища

ветер - ветрище


-онок-, -ата-, -ёнок-, -ят-

придают словам значение невзрослости, детеныша

мышь – мышонок

повар - поварята


-ник-, -чик-, -щик-, -тель-,

-ниц-, -к-, -ач-, -ец-, -ант-,

-ист-, -арь-

образуют слова, называющие лиц по роду их занятий

лес – лесник, радист - радистка

учить – учитель,

             учительница


-ость-, -ение-, -ак-, -онк-,

-ок-, -лец-, -щи-, -ист-

образуют имена существительные

храбрость

строение


-ист-, -ск-, -ов-, -ев, -н-,

-оват-, -чат-, -ичий

образуют имена прилагательные

скала – скалистый,

луг – луговой, лето – летний


-а-, -и-, -е-, -ова-, -ева-, -ну-,

-ива-, -ыва-, -ва-

образуют глаголы

звук – звучать, рана – ранить,

зима - зимовать


-ть-, -ти-

суффиксы неопределенной формы глагола

читать, нести


-л-

образует форму глагола прошедшего времени

читаю - читал


-ся-, -сь-

образуют глаголы с возвратным значением

учить – учиться

лечить – лечусь 


-ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-,

-им-, -ем-, -ом-, -т-, -ин-,

-енн-, -ш-, -вш

характерны для причастий

читающий


-учи-, -в-, -вши-

характерны для деепричастий

прочитавший


-то, -либо, -нибудь

характерны для местоимений и наречий

кто-либо

Основные способы образования слов

морфологический                                          неморфологический

  • приставочный способзаголовок – подзаголовок                 рабочий (прил.) день

  • суффиксальный способорех – орешек                                 рабочий (сущ.) на стройке

приставочно – суффиксальный способ:                                                          

                                                       езда – наездник                 

  • бессуффиксный способзеленый – зелень                            

  • способ сложения:

  • сложение слов (телефон – автомат),

  • сложение начальной части слова с целым словом стенгазета


школьная столовая (сущ.) столовая (прил.) посуда




основы складываются с помощью соединительной

      гласной О или Е (железобетон, землемер, нефтепровод),

  • сложение начальных букв слов (ВУЗ – высшее учебное заведение). Такое слово называется       сложносокращенным




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!