СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка по выполнению задания №7. Егэ 2016

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сентябре произошли изменения в задании №7. Учащимся нужно не только найти ошибку в предложениях с причастиями, деепричастиями, приложениями, однородными членами, но и знать правильное построение предложений,чтобы выбрать правильный ответ.

Просмотр содержимого документа
«Памятка по выполнению задания егэ 2016.Русский язык»

ПАМЯТКА.

Выполнение задания №7.

Грамматические синтаксические ошибки – это ошибки в построении словосочетания и предложения.

В задании №7 дано 9 предложений. Прочитайте все предложения, так как грамматическая ошибка слышна при чтении. Найдите в предложениях грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Это действие поможет найти ошибку:

  • Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.





  • Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Большинство приложений согласовано с определяемым словом (то есть, стоит в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное).

Например: река (какая?) Волга

реки (какой?) Волги

  • Имена собственные, заключенные в кавычки и представляющие собой название литературных произведений, газет, журналов, кинофильмов и т.д., нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, если перед ними стоит родовое понятие – нарицательное существительное «роман», «повесть», «рассказ», «стихотворение», «газета», «журнал» и т.д.Эти собственные имена называются несогласованными приложениями.

  • Например: роман «Война и мир»; в романе «Война и мир», с романом «Война и мир»


1.Великолепием дворцов восхищался А.С.Пушкин, который жил здесь летом 1818 года, в период создания поэмы « Руслана и Людмилы», и запечатлел незабываемый образ цетергофских парков и фонтанов в прекрасных строфах, посвященных описанию сказочных садов Черномора. (поэмы «Руслан и Людмила»)

2.Как обогатилось бы наше представление о Гоголе, если бы могли услышать, как он читает , например, комедию «Женитьбу». (комедию «Женитьба».)

3.На картине Куинджи «Березовой роще» светлая, радостно сияющая голубизна неба сочетается с темной изумрудной зеленью первого плана, солнечно- зеленой травой на поляне и холодноватой синевой дальнего леса. (На картине Куинджи «Березовая роща»)

4. Инфракструктура хоккейной школы «Золотой шайбы» в ближайшее время может претерпеть серьезные изменения. (Инфракструктура хоккейной школы «Золотая шайба»)

5. В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные

события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. (произведения «Повесть о настоящем человеке»)

6. Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног. (Кремом «Софья»)


7. Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре. (балета «Щелкунчик»)

8. Главный герой романа Достоевского «Преступления и наказания» — Родион Раскольников, бывший студент, живущий в бедности. (романа Достоевского «Преступление и наказание)

  • Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

.

  • Ищем производные предлоги, которые произошли от других частей речи:благодаря, согласно, вопреки , наперекор, наперерез, подобно.Эти предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.

  • Ищем предлог ПО в значении завершенного действия

Предлог ПО в значении «после чего– либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа.( По возвращении , по окончании, по приезде)

Употребление в подобных конструкциях родительного падежа вместо дательного – распространенная ошибка

1.Только благодаря языка человек овладевает знаниями и опытом предшествующих поколений , всего человечества. (благодаря языку)

2.Благодаря лучших произведений словесности каждый из нас познает себя через других, постигает законы человеческой жизни, учится уважению и любви к людям. (Благодаря лучшим произведениям)

3.Подобно островов, разбросанных по бесконечно разлившейся реке, облака почти не трогаются с места.(Подобно островам, разбросанным ).

4. По окончанию юридического факультета Петербургского университета осенью 1880 года Врубель поступает в Академию художеств. (По окончании)

5. По возвращению из командировки отец всегда расспрашивал нас о школьных новостях. (По возвращении)


6. По окончанию переговоров участники вышли к журналистам. Благодаря прививок никто из ребят не заболел. (По окончании)

7. Благодаря прививок никто из ребят не заболел. (Благодаря прививкам)

8. Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот. (Благодаря упорному труду)

9. По окончанию экзаменов вы получите свидетельства. (По окончании)

10. По возвращению из командировки сразу позвоните мне: мы будем ждать от вас звонка. (По возвращении)

11. Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые. (Согласно указанию)




  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым



  • Ищем сложноподчиненное предложение со словами«те, кто…», «все, кто…», «тот, кто…», «каждый, кто…», «каждый из тех, кто», «многие из тех, кто…»

Неправильное согласование подлежащего «кто» и глагола – сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.

Неправильное согласование подлежащего «те» и глагола – сказуемого, которое должно стоять во множественном числе.

Запомните:

Все (мн.число) + глагол – сказуемое во множественном числе

Кто (ед.число) + глагол – сказуемое в единственном числе

  • Неправильное согласование подлежащего, выраженного собирательным именем существительным, и сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.

  • Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название газеты, журнала, произведения и др.

  • Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, которое является несклоняемым сложносокращенным словом. Сказуемое согласуется с основным словом, входящим в наименование .(ГАИ-инспекция, ж.р)

  • Неправильное согласование подлежащего, выраженного местоимением кто, никто, что, ничто, и сказуемого.


1.Те, кто слушал голос Достоевского, декламирующего пушкинского « Пророка» , с восторгом вспоминал о нем: он потрясал. (Те, кто слушал голос Достоевского, декламирующего пушкинского « Пророка» , с восторгом вспоминали о нем: он потрясал.)

2. Ничто, даже мокрый снег, не могли помешать соревнованиям. (Ничто, даже мокрый снег, не могло помешать соревнованиям.)


3. Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах. (Все, кто побывал в Крыму, увёзли с собой после расставания с ним яркие

впечатления о море, горах, южных травах и цветах.)

4. Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого.( Тот, кто не жалеет труда, обычно достигает многого)

5. Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начала.( Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начали)

6. Там нарисовано деревня, река и лес. (Там нарисованы деревня, река и лес.)

7. Наша семья, как и многие московские семьи, долгое время жили в коммуналке. (Наша семья, как и многие московские семьи, долгое время жила в коммуналке.)

8. Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.( Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесутся к новому проекту.)

9. Темпы строительства и объём работ к 1949 году значительно вырос.( Темпы строительства и объём работ к 1949 году значительно выросли)

10. Те, кто были приглашены на новоселье, приходили с хлебом и солью как символами благополучия и обилия.( кто были приглашен)

11.Журнал «Мурзилка» опубликовали новые рассказы ненецких писателей. (Журнал «Мурзилка» опубликовал).

12.МГУ открыли новый факультет. (МГУ открыл)

  • Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

    • Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросыкакой? какая?какое? какие?

    • Несогласование определяемого слова и причастного оборота

    • Отрыв причастного оборота от определяемого слова

    • Разрыв причастного оборота определяемым словом

    • Употребление причастия без необходимых зависимых слов

    Неправильный вариант

    Правильный вариант

    1.Северную полярную страну французы стали называть «Арктик» ,располагающуюся под созвездиями Большая Медведица и Малая Медведица, отсюда и русское слово «Арктика»-северная область земного шара

    2.В 1810 году в Санкт-Петербурге, на стрелке Васильевского острова , по сторонам полукруглой площади перед зданием биржи, были установлены две колонны, служивших маяками для кораблей.

    3. Осыпавшиеся листья с деревьев тихо шуршали.

    4. В Третьяковской галерее представлены портреты выдающихся деятелей науки и искусства, вызывающиеся всеобщее уважение своими трудами и открытиями.

    5. В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток

    6. О владельцах усадьбы рассказывают комнаты, обставленными дворцовой мебелью и украшенными скульптурой, старинной бронзой и картинами.

    7. Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.

    8. Данная монография продолжает традицию выявления, накопления и обобщения материалов, свидетельствующим о современных тенденциях в градообразовании России.

    10 В западной части усадьбы стоит здание прославленного юсуповского театра, спроектированного известным московским архитектором О. И. Бове.

    11. Протест героини, отстаивающую своё право на счастье и любовь, раскрыт в постановке молодёжного театра по-новому.

    12. В 1896 году Врубель впервые услышал голос одной из самых выдающихся русских певиц Надежды Ивановны Забелы ,вскоре ставшая его женой.


    1.Северную полярную страну,располагающуюся под созвездиями Большая Медведица и Малая Медведица, французы стали называть «Арктик» отсюда и русское слово «Арктика»-северная область земного шара.

    2. В 1810 году в Санкт-Петербурге, на стрелке Васильевского острова , по сторонам полукруглой площади перед зданием биржи, были установлены две колонны, служившие маяками для кораблей

    3. Листья сыпавшиеся с деревьев, тихо шуршали.

    4. В Третьяковской галерее представлены портреты выдающихся деятелей науки и искусства, вызывающих всеобщее уважение своими трудами и открытиями.

    5. В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённых из поездки на Восток

    6. О владельцах усадьбы рассказывают комнаты, обставленные дворцовой мебелью и украшенные скульптурой, старинной бронзой и картинами.


    7. Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, живших в XVIII веке.

    8. Данная монография продолжает традицию выявления, накопления и обобщения материалов, свидетельствующих о современных тенденциях в градообразовании России.


    10 В западной части усадьбы стоит здание прославленного юсуповского театра, спроектированное известным московским архитектором О. И. Бове.


    11. Протест героини, отстаивающей своё право на счастье и любовь, раскрыт в постановке молодёжного театра по-новому.

    12. В 1896 году Врубель впервые услышал голос одной из самых выдающихся русских певиц Надежды Ивановны Забелы ,вскоре ставшей его женой.


  • Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом



  • Деепричастие – неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?

  • Деепричастный оборот может быть употреблен в безличном предложении с инфинитивом:

Готовясь к экзамену, нужно повторить все темы курса русского языка.


1.Познакомившись с выставкой художников-имспрессионистов, возникает желание еще раз увидеть известные полотна живописцев.

2.Многие высказывания этого замечательного писателя, читая этот роман, навсегда остались в моей памяти.

3.Подъезжая к Астрахани , у меня радостно забилось сердце.

3.Систематически используя орфографические словари, приобретается навык правильного произношения слов.

4. Решая задачу, ему было трудно.

5. Делая мороженое дома, обычно процесс доверяется электрической мороженице.

6. Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.

7. Слушая музыку Моцарта, было чувство радости и любви к миру.

8. Собирая грибы, нам нисколько не надоело.

9. Утомившись, дорога казалась ему бесконечно длинной.

10. Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию.

11. Выступая одним из главных двигателей сюжета, не оценить роль магии в фэнтези невозможно.

12. Собирая грибы, нам нисколько не надоело.

  • Неправильное построение предложения с косвенной речью.

  • Ошибки появляются при смешении прямой и косвенной речи.

  • При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от лица того, чья речь передается


1.Гоголь писал, что при имени Пушкина «меня тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте.

2. Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.

3. Нотариус сказал, что мне нужны оригиналы документов, а вы принёсли копии. Теперь я должен принести ему оригиналы.

4. Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.

5. Заболевший малыш, стоя у окна, с грустью сказал, а машины гуляют.(что машины гуляют )

6. Мишка крикнул, что ты трус (он всегда считал меня трусом).

7. Маруся ответила маме, что я шлёпаю не по лужам, а по лужонкам (так она называет маленькие лужи).

8. Учитель сказал, что, мол, сегодня я не буду проводить опрос.

Ошибка в построении предложения с однородными членами.



  • Однородные члены предложения – это главные и второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, выполняют одинаковую синтаксическую функцию (являются одними и теми же членами предложения) и произносятся с интонацией перечисления..

  • 1. Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными соединительным союзом «И» . ( 12)

  • Недопустимо, чтобы от глаголов – сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.

  • При перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги, разные предлоги опускать нельзя.(3предл)

  • Нельзя в ряд однородных членов ставить обобщающее слово.

  • Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными повторяющимися союзами «не только…, но и…», «как…, так и…»: (13предл)

  • Части двойных союзов «не только…, но и…», «как…, так и…» являются постоянными. Нельзя выпускать и заменять слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только…, атакже…» (вместо«не только…, но и…»), «как…, а также…» (вместо «как…, так и…»).

  • Части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.(5предл)

  • . Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом «И»(15предл)

  • При перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги, разные предлоги опускать нельзя.(3 предл.).


1.В стихах Есенина читатели готовы любовно рассматривать каждый оттенок, а для него эти стихи – сама его жизнь,не только поиски, метания , борьбу, страдание, а радость.(не только…., но и)

2.В конце19 –начале 20 века появляются первые словари, не только толкующие заимствованные слова, но и исконную лексику русского языка.( толкующие не только (что?)…слова., но и (что?) … лексику )

3. Люди собирались повсюду: на улицах, площадях, скверах. (повсюду:на улицах, площадях, в скверах).

4.Настоящий художник не только рассказывает в портрете о человеке, которого он изобразил на холсте, но и о самом себе. (Двойной союз не соединяет однородные члены предложения)

5.. Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.( интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони)

6. Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.(Сажать(что?) цветы и ухаживать(за чем?) за ними)

7. Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.(высокие и раскидистые)или(высоки и раскидисты)

8. Раскольников постепенно раскаивается в совершенном преступлении: он страдает, сознаётся и в конце концов спасается.(страдает, сознается и спасается в конце концов)

9. Сколько существует человек, деревья обеспечивают его практически всем необходимым для жизни: строительный материал, топливо, инструменты, бумага…(обеспечивают … всем необходимым для жизни: строительным материалом, топливом, инструментами, бумагой.

10. Больному принесли какао, фрукты, бульон и апельсины. (фрукты: апельсины…..), (принесли какао, апельсины и бульон)

11. Близких нужно любить и заботиться.(Нужно любить(кого?) близких и заботиться (о ком?) о них)

12. В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю. ( рассказать (о чем?) о значении спорта и (о чем?)о любви к нему).

13 В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, а также девочки. В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но девочки.(не только…, но и)

14. Сестры любили (что?) и увлекались (чем?) музыкой.(любили музыку и увлекались ею).

15. Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. Девушка , сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. (Девушка, сидевшая у окна и певшая хорошо, запомнилась всем.) или (Девушка, которая сидела у окна и (которая )хорошо пела, запомнилась всем.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!