СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка. Приемы для успешного использования на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы могут быть успешно использованы в любой предметной области

Просмотр содержимого документа
«Памятка. Приемы для успешного использования на уроках в начальной школе.»

Этап обобщения, повторения и систематизации знаний.

«Урок без правил». Кроссворды, чайнворды и т.д. Можно дать индивидуально каждому листок с подобным заданием (на скорость выполнения и правильность).

«Брей-ринг». Учитель вызывает 2-3 учеников. Перед ними разложены перевернутые карточки. Карточки берутся по одной. Победит тот, кто успеет за 1-2 минуты написать больше правильных ответов.

«Кто быстрее?» На доске нарисован объект, от него отходят стрелочки с цифрами. Задача участников игры – добежать до доски и записать под очередной цифрой название элемента. Игра проводится по рядам.

Этап контроля и коррекции знаний.

«Слепой текст». Восстанови текст, в котором пропущены некоторые слова.

«Терминологический диктант». Учитель называет определения понятий, а учащиеся записывают понятия-термины.

«Выбери ответ». Выберите подходящие ответы из предложенных и закончите предложение.

«Опрос-итог». Учитель в конце урока задает вопросы, побуждающие к рефлексии. Что на уроке было интересным? Что узнали нового сегодня? ИЛИ - А я и не знал…- На будущее мне надо иметь в виду…- Самым сложным для меня сегодня было…

«Самооценка». Выберите изображение соответствующее вашему настроению, разукрасив его.

Этап домашнее задание.

«Необычная обычность». Например, темы сообщений записаны на листочках и ребята вытягивают тему домашнего сообщения или задания.

«Сочинялка» На дом задаются творческие задания – написать сочинение-сказку. Например, такие темы: «О чем рассказал ветер?», «Сказка о капельке воды», «Разговор деревьев о своем назначении», «Спор овощей о витаминах» и т.д.

«Идеальное задание». Это может быть любое из известных нам видом заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п. Обычно такое задание можно задавать после проведения контроля, когда и задание задавать не обязательно.

«Трехуровневое задание» Первый уровень – обязательный минимум. Второй уровень – задания тренировочные. Его выполняют учащиеся, которые без особой трудности усваивают программу. Третий уровень – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк.

Этап актуализации и целеполагания.

«Интеллектуальная разминка».

- Что лишнее (Земля, Марс, Луна, Венера);

- Что пропущено – логическая цепочка (береза – растение; волк - …);

- Постройте логическую цепочку из понятий (эритроциты, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм);

- Какое слово скрывается (фотамсеар – атмосфера) и так далее.

«Игра в случайность». Для этого можно использовать игральные кости, жребий, вынимать бочонки русского лото с номером учащегося в журнале. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача у доски, тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик с домашним заданием в тетради.

«Отсроченная реакция». Задается вопрос и включается таймер на 10 – 30 секунд.

«Зашифрованная фраза» Задание: в этом тексте «спряталось изречение древнегреческого философа и ученого Аристотеля, жившего в 384 – 322 г. г. до н.э. Необходимо найти способ чтения фразы и восстановить ее первоначальный вид.

ПQRONIЗWVHLDAFSHQYИRVE (способ: убрать все латинские буквы,

HNIAWRЧIYИJHDSARIESVTQNCIVЯ оставив только русские буквы)

CID УVSДJRИRIВRЛDEWFHYGИLЯ.

Здесь написано: «Познание начинается с удивления».

«Удивляй!». Окружающий мир, тема «Невидимые нити».

- Вам известно, что сова-неясыть питается мышами-зерноедами. Весит сова около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? (ученики высказывают свои догадки). Одна сова за жизнь сохраняет 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет, съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна.

«Отсроченная отгадка». Окружающий мир

- На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном, как вы думаете – о каком? На следующем уроке открывается секрет, это животное – кролик. (Далее идет речь об экологической катастрофе в Австралии, грызунах, их роли в биогеоценозе).

«А знаете ли вы что…» Учащимся предлагается подобрать интересную информацию по определенной теме урока, либо одного из предстоящих уроков. Материал можно оформить в виде презентации, буклета, книжки-раскладушки, иллюстрируя картинками, фотографиями.

«Ручеек». После того, как сформулирована тема урока, учащимся предлагается по очереди высказать, что они уже знают по этой теме.

«Ассоциативное солнышко». На доске учитель записывает ключевое слово изучаемой темы и вокруг в виде лучей – ассоциации, которые вызывает это слово у каждого учащегося.

ПАМЯТКА

Приемы как средство реализации обновленных ФГОС на уроках в начальной школе.

Приемы основываются на пяти основных принципах.

1. Принцип свободы выбора: Одно важное условие – право выбора уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

Пример: ученикам задается дифференцированное домашнее задание. Учащийся сам выбирает, какой уровень сложности выбрать для себя.

2. Принцип открытости. Леонардо да Винчи говорил: «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться». Пример: сделать уроки проблемными, с помощью «приемов удивления» вызвать неподдельный интерес учащихся к теме.

3. Принцип деятельности. «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле», - говорил Аристотель.

Пример: на каждом уроке ученик должен заниматься конкретной деятельностью, получать реальный результат своей деятельности, потому что только через осознанную деятельность человек учится чему-либо.

4. Принцип обратной связи. Только учитель в ходе урока отслеживает настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания, и есть набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

Пример: использовать на уроке все возможные приемы педагогической техники для максимальной реализации принципа обратной связи.

5. Принцип идеальности (высокого КПД). Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – сил, нервов, времени… идеальность действия тем выше, чем меньше затраты. Пример: чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего и управляющего действия.

ПРИЕМЫ:

Используемые до начала урока или в начале урока:

«Защитный лист» Перед каждым уроком на столе лежит этот ЛИСТ, куда каждый ученик без объяснения причины может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят.

«Кредит доверия», то есть ставятся оценки «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. А для учителя важно дать понять ученику, что в него верят, что есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

«Образовательная стратегия». - Что ты делал, чтобы выполнить эту работу на «5»?

«Доволен-недоволен». - Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

А тем, кто остался стоять: - А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

Этап изучения нового материала, этап первичного закрепления изученного материала.

«Я утверждаю, что…». Учащиеся сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью сигнальных карточек, корректируя свой ответ.

«Получи бонус». Ученик за каждый вид деятельности получает бонус – цветной жетончик (цвет имеет свой балл). В конце урока можно посчитать свои бонусы и сравнить свою работу с работой товарищей – получить оценку.

«Один ум – хорошо, а два – лучше». Работа по решению проблемных ситуаций или нахождению ответов на проблемные вопросы ведется в парах.

«Опиши меня…». Найти в учебнике то место, где описывается объект, процесс, явление, представленные визуально: на картинке, в видеофрагменте или в презентации.

«Паутина». Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде предложений или словосочетаний на одной или разных карточках.

«Забей гол!» или «Установи соответствие» Предлагается две стопки карточек, в одной стопки термины, в другой их функции, или характеристика и т.д. Необходимо выполнить задание на скорость: каждый мяч (термины) должен попасть в свои ворота (функции или характеристика).

«Практичность теории». Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидная ученикам. Задание: необходимо разработать памятку, изготовить книжку-малышку, составить меню на один день, оформить на странице формата А4.

«Лови ошибку!» Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите для него время.

«Перевод с русского на русский» (на слух). Две-три пословицы, «переведенные» на язык биологических терминов. Например, -Сбился с азимута среди 3-х голосеменных. (Заблудился в 3-х соснах);

- На один из органов кровообращения не распространяются законы дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь);

- Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не может скрыться в направлении растительного сообщества. (Работа - не волк, в лес не убежит).

«Горячий стул». Перед классом ставится стул, на него садится учащийся спиной к доске. Учитель или ученик на доске пишет слово, относящееся к теме урока. Класс с помощью наводящих слов, описывает это слово, не называя его. Чем больше подсказок, тем сильнее «нагревается» стул под учеником (образно).