Просмотр содержимого документа
«Памятка "Профилактика утомления и переутомления учащихся "»
ПАМЯТКА
Профилактика утомления и переутомления учащихся
1. Соблюдение режима дня.
2. Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий обучения (чистота, свежесть воздуха, освещение и т.д.)
3. Построение занятий с учетом динамики умственной работоспособности, что предполагает:
- учет особенностей врабатывания детей данного возраста;
- обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;
- поддержание работоспособности при появлении первых внешних признаков утомления.
4. Соотнесение объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.
5. Снижение утомляемости за счет совокупного вовлечения левого и правого полушарий головного мозга в учебную деятельность.
6. Использование приемов, способствующих увеличению двигательной активности детей на занятии. Смена динамических поз. Рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)
7. Качественное проведение оздоровительных моментов (физкультминутка, минутка релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, пальчиковая гимнастика и др.):
- своевременность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности детей на занятии);
- рациональность содержания (соответствие преобладающей в данный момент нагрузке, вызывающей утомление в связи с определенными видами учебной деятельности);
- соответствие продолжительности оздоровительного момента физиологическим нормам (на каждые 15 минут занятия по 1 минуте оздоровительной)
8. Количество видов деятельности ребенка: слушание, рассказ, игра, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение логических задач и др. (норма 4-6 видов), их разумное сочетание, частота чередования и продолжительность.
9. Обеспечение эмоционального комфорта. Наличие на занятии эмоциональных разгрузок (шутка, улыбка, музыкальная минутка и т. п.).
10. Учитель на уроке – самый сильный раздражитель. Поэтому важно учителю находиться в течение всего урока в спокойном и работоспособном состоянии. Не все умственно отсталые дети могут переносить повышенный тон, частые замечания или даже резкие движения учителя. Одни из них в таких случаях затормаживаются, другие, напротив, возбуждаются. Те и другие, нередко в этих условиях не способны работать.
11.Помните, что показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учащихся, выходящих с занятия.
На перемене, после уроков:
Хорошо изменить положение тела (полежать).
У детей должна быть легальная возможность побеситься.
Использовать возможности комнаты психологической разгрузки.