36. Правописание приставок за- , под- , по- , про-
Выпиши правильно слово, выдели орфограмму. Запиши проверочное слово. Делай так:
запиʹска - заʹпись, замёрзнуть, залеʹзть
подпиʹска - поʹд пись, подходиʹть, подносиʹть
пропиʹска - проʹпись, пролистаʹть, провеʹрить
по вороʹт - поʹтуги, побежаʹл, посмотреʹл
Запомни: Гласные в одних и тех же частях слова пишутся под ударением и без ударения одинаково!
37. Правописание приставок раз - , рас -, без -,бес-, вос -, воз -
Выпиши правильно слово, выдели орфограмму. Подчеркни первый согласный в корне. Дай характеристику этому согласному.
Например:
бездарь – д – [д] согл., звон., тверд,
восполнить – п –[п] согл., глух., твёрд.
растянуться – т [mʹ] согл., глух., мягк.
Запомни: Если корень слова начинается с глухого согласного, то в приставке пишется буква с, если корень слова начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется буква з.
38. Правописание безударного суффикса глагола в форме прошедшего времени.
Выпиши правильно глагол выдели и подчеркни орфограмму. Рядом напиши глагол в неопределённой форме, выдели глагольный суффикс.
Делай так:
еʹх[а]л – (что делать?) ех а ть – ех а л
лаʹ[и]л – (что делать?) ла я ть – ла я л
Запомни: У глаголов в форме прошедшего времени сохраняется глагольный суффикс неопределённой формы.
Памятка
«Работа над ошибками» (1 – 4 класс)
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так:
Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у/чи/тель – 3 сл.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси – на, на де – ревь – ях, сой – ка.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. Ь и Й заканчивают слог.
5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши еще два слова на эту орфограмму.
Делай так:
Ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Делай так:
Малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7. Сочетание чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще два слова.
Н а п р и м е р: дочка, речка, мощный.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Н а п р и м е р:
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так:
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Н а п р и м е р:
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Делай так: морозы – мороз, ягода – ягодка.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на эту орфограмму.
Н а п р и м е р: Илья, Петров, Мурка, Волга, Красноярск.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
32. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще два глагола на эту орфограмму.
Н а п р и м е р: пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2-го лица, ед.ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).
33. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед
-ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так:
34. Правописание суффиксов – ок и ек.
Выпиши правильно слово, выдели орфограмму. Запиши проверочное слово. Делай так:
заʹйчик – зайчики (мн.ч.) –гласный «не убегает», значит пишем и.
чаʹшек – чашки (мн.ч.) – гласный «убежал», значит пишем е.
сучоʹк – (нет) сучкаʹ (Р. п.) – гласный «убежал», значит под ударением пишем о.
35. Правописание суффиксов – лив, - ов, - ист.
Выпиши правильно слово, выдели орфограмму. Запиши проверочное слово. Делай так:
засуʹшливый - дождлиʹвый
ореʹховое - дыбоʹвый
пружиʹнистый - тениʹстый
Запомни: Гласные в одних и тех же частях слова пишутся под ударением и без ударения одинаково!
28. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Н а п р и м е р:
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
( .)
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
( .)
29. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
На п р и м е р:
В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут.
( ), ( ).
30. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши пример
Делай так:
31. Правописание безударных падежных окончаний имен
прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу – м. р., ед. ч., д. п.
13. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву.
Н а п р и м е р: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
15. Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Н а п р и м е р: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?
16. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1–2 однокоренных слова.
Н а п р и м е р:
17. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще два слова с этой же приставкой.
Н а п р и м е р:
18. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Н а п р и м е р:
Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
19. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Делай так: к_берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Н а п р и м е р:
20. Разделительный твердый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Н а п р и м е р:
Запомни! Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
21. Непроизносимые согласные в корне слова.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так:
22. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще одно слово на эту орфограмму.
Делай так:
23. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще два примера на эту орфограмму.
Н а п р и м е р:
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
24. Безударные гласные в родовых окончаниях имен прилагательных.
Выпиши из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму.
Делай так: в доме новом.
Запомни! У слов-вопросов всегда ударные окончания.
25. Не с глаголом (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши еще два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Делай так:
26. Мягкий знак у глаголов неопределенной формы.
Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши еще два слова на это правило.
Делай так: (что делать?)
27. Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
Делай так:
Седые туманы плывут к облакам. (пов., невоскл., прост., распр.). Туманы (какие?) седые, плывут (куда?, к чему?) к облакам.