Памятка – рекомендация для педагогов и родителей «Берегите зрение».
Обобщение опыта работы на кружке «Умелые ручки»
«Здоровье сберегающие технологии»
Подготовила педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №3 имени Героя России Сергея Ромашина города Южно – Сахалинска Куприянова Татьяна Георгиевна
На наших занятиях мы много говорим о любви. В частности, о любви к своим глазам. Я спрашиваю учеников: «Любите ли вы свои глаза? Какие они у вас?» А в ответ часто получаю недоуменные взгляды. Некоторые вообще напрочь забыли, какие у них глаза, даже цвет припомнить не могли. А когда я прошу ответить на вопрос: «Как вы относитесь к своим глазам?», ученики вообще теряются. Увы, многие из нас, к сожалению, начинают обращать внимание на свои глаза только тогда, когда они перестают видеть или когда устают, заболевают. Вот уж воистину, что имеем, не храним, потерявши — плачем.
Свои глазки надо любить! Как и себя самого!
Ежедневно человек воспринимает из окружающего мира большое количество информации, что требует много внимания и почти постоянного напряжения глаз. Естественно, что в конце дня, особенно после работы за компьютером, глаза устают, появляется ощущение сухости . В результате незначительные симптомы могут перетекать в серьезные проблемы с органом зрения. Поэтому даже если человек является счастливым обладателем хорошего зрения и не имеет проблем со здоровьем, ему все равно требуется полноценный отдых для глаз, который может быть не только пассивным, но и активным. Он заключается в выполнении группы упражнений для глаз
Задачи:
— способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;
— предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у школьников.
Условия проведения : Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание
Основная задача учителя на уроке – создать условия для недопущения переутомления, своевременно снять его при возникновении. У школьников 7-8 лет признаки переутомления появляются после 12-15 минут после непосредственной образовательной деятельности.
Одной из основных целей правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности
Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм младших школьников, ведь для них характерна неустойчивость нервных процессов. Учащиеся быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Наиболее частые причины зрительного утомления:
Не корригированная (или неправильно корригированная) гиперметропия или астигматизм;
Недостаточность аккомодации и конвергенции;
Отсутствие бинокулярных функций;
Сниженная острота зрения;
Неблагоприятные условия для работы на близком расстоянии (плохая освещённость и др.) Зрительные гимнастики – упражнения для активизации работы мышц глаза. Они дают возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой, с которой ребенок сталкивается в школе.
Приведу примеры таких упражнений:
УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ЗАКРЫТЫХ ГЛАЗАХ
Цель : снять болезненное ощущение.
- Закрыть глаза.
- Медленно перевести взгляд влево. Почувствовать напряжение. Зафиксировать.
- Медленно перевести взгляд вправо. Почувствовать напряжение. Зафиксировать.
- Повторить 9 раз.
ЗАЖМУРИВАНИЕ ГЛАЗ
Цель : улучшить кровообращение.
- Глубокий вдох. Сильно зажмурить глаза. Задержать на 2 – 3 секунды.
- Быстрый выдох. Глаза распахнуть, рот широко открыть.
Повторить упражнение 4 раза.
ПИСЬМО
Цель : развитие двигательных функций глаз.
Техника упражнения состоит в своеобразном написании букв или слов открытыми глазами. При этом желательно чередовать размер написания букв. Чем больше размах движений глаз, тем больший эффект от упражнения
ПЕРЕФОКУСИРОВКА ВЗОРА
Цель : улучшение процесса аккомодации и конвергенции.
- Поставить перед лицом кончик указательного пальца на расстоянии 15 см от носа и посмотреть на него.
- Перевести взгляд вдаль на любой объект (постепенно увеличивая расстояние от 50 см до 6 метров).
- Перевести взгляд на указательный палец.
Упражнение выполняется медленно и быстро. Обращается внимание на чёткость фокусировки.
СВЕДЕНИЕ ГЛАЗ
Цель : улучшение процесса конвергенции.
Тренирующийся следит за движениям карандаша при перемещении его от расстояния вытянутой руки к кончику носа до момента двоения. Упражнение повторять 10 раз – перемещение по центру переносицы и по 10 раз перед каждым глазом .
ВРАЩЕНИЕ ГЛАЗАМИ
Цель : активизировать кровообращение в области глаз.
- Плотно закрывать и открывать глаза 5 – 6 раз подряд с интервалом 30 секунд.
- Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы.
- Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
Упражнение выполняйте 3 - 4 раза. Упражнение 2 и 3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами .
Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения
- «День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.
- «Сережки» Массировать мочки ушных раковин (зажать мочки уха большим и указательным пальцами).
- «Буратино» Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклонившись вперед, к стулу, – выдох. Повторить 5–10 раз.
2. Верх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
3. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки
4. Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
5. Покорчим рожи.
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед - влево - вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)
Используемая литература
- Кратин Ю.Г., Зубкова Н.А., Лавров В.В., Сотниченко Т.С., Федорова К.П. Зрительные пути и система активации мозга. – Л-д: « Наука » , 1982.
- Базарный В.Ф. Зрение у детей. Проблемы развития. – Новосибирск: « Наука » , 1991.
- Василевский Н.Н. Экологическая физиология мозга. – Л-д: « Медицина » , 1979.
- Аршавский И.А. Ваш ребенок у истоков здоровья. – М.: « Наука » , 1992.
Берегите зрение
Спасибо за внимание! Успехов всем!