СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка "Синтаксический разбор предложения в начальных классах". УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синтаксический разбор предложения  в начальной школе - это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы. В данной памятке представлен алгоритм разбора простого и сложного предложений.

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Синтаксический разбор предложения в начальных классах". УМК "Школа России"»

Синтаксический разбор предложения в начальных классах

Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.

Синтаксический разбор простого предложения выполняем пошагово в соответствии со следующим алгоритмом:

  • Определить вид предложения по цели высказывания

  • Характеристика предложения по эмоциональной окраске

  • Выяснить грамматическую основу

  • Характеризовать предложение как распространённое или нераспространённое

  • Указать, осложнённое предложение или неосложнённое (однородные члены)

  • Разобрать по членам предложения, подчеркивая их соответствующей линией



Карточка ученика

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. По цели высказывания: ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ (новость, весть, сообщение)

ПОБУДИТЕЛЬНОЕ (просьба, приказ)

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ (вопрос)

2. По интонации голоса: ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ ( )


НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ ( )

3. По наличию грамматических основ:

ПРОСТОЕ (1 грамматическая основа )

СЛОЖНОЕ ( 2 или более граммат. основ , . )

4. По наличию второстепенных членов:

РАСПРОСТРАНЕННОЕ (кроме главных есть второстепенные члены)

НЕРАСПРОСТРАНЕННОЕ (нет второстепенных членов)


ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


ГЛАВНЫЕ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ

кто? что? что делает?


ВТОРОСТЕПЕННЫЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ

какой? кого? чего?

какая? кому? чему?

какое? кого? что?

какие? кем? чем?

о ком? о чём?

__ __ __ __ __ __



ОБСТОЯТЕЛЬСТВО


места (где? куда? откуда?)

времени (когда?)

образа действия (как?)




Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения начинается с общей характеристики, как и простого предложения. Обучающиеся начальной школы (3 – 4 класс) выполняют разбор в соответствии с планом:

  • Вид предложения по цели высказывания.

  • Вид предложения по эмоциональной окраске.

  • Указать количество простых предложений, выделив их грамматические основы.

  • Разобрать каждое простое предложение.

  • Характеризовать каждое простое предложение как распространённое или нераспространённое

  • Составить схему предложения.



Пример разбора сложного предложения:

(Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, состоящее из двух простых:

1 предложение – простое, распространенное

2 предложение – простое, распространенное)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!