ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Памятка
«ТЕМПЕРАМЕНТ ПЕДАГОГА и ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Учителя должны учитывать особенности своего темперамента, его положительные и отрицательные стороны, их проявление в учебной и воспитательной работе.
Учитель-холерик. Положительные черты: активность, энергичность, решительность, страстность; он не теряется при встрече с трудностями, упорен в их преодолении. Отрицательные черты: несдержанность, резкость, аффективность; в педагогической деятельности ему мешают нетерпеливость, повышенная возбудимость.
Среди хороших учителей немало холериков. Однако в профессионально-педагогической деятельности учителям-холерикам надо следить за своим поведением, тормозить несдержанность, воспитывать терпеливость. Для этого надо хорошо понимать сущность педагогической профессии, требования к личности учителя.
Учитель-сангвиник. Положительные черты: жизнерадостность, подвижность, энергичность, эмоциональность, общительность, умение быстро приспособиться к новым условиям, легко переключать и распределять внимание, гибкость ума, хорошие организаторские способности. Отрицательные черты: непостоянство в поведении, легкомысленность, поверхностность, дилетантизм; нежелание выполнять черновую, обыденную работу, склонность переключаться на более интересную деятельность, — порой становятся значительным недостатком в осуществлении педагогической деятельности. Сангвиник может переоценивать свои возможности, результаты труда, не всегда правильно осознает свои недочеты, а это влияет на отношение к выполняемой работе, на методы и её результаты.
Сангвинический темперамент создаёт хорошие условия для работы учителя, однако учитель-сангвиник должен помнить о своей подвижности, впечатлительности, эмоциональности, следить за тем, чтобы уроки не приобретали развлекательный характер, излишне не возбуждали детей; сангвиник должен ограничивать свою торопливость.
Учитель-флегматик. Положительные черты: спокойный, неторопливый, терпеливый, выдержанный, хорошо владеет собой, проявляет педагогический такт, а это очень важные качества для учителя. Отрицательные черты: может быть очень медлительным, вялым, внешне мало выражает чувства, не может быстро переключать внимание на решение новых задач, слабо распределяет внимание, трудно привыкает к новой обстановке.
Для педагогической деятельности флегматический темперамент очень благоприятен. Однако ему нужно тщательно продумывать план урока, методы его проведения, чтобы ученики не засыпали под монотонную речь. Медлительность, вялость учителя-флегматика должны компенсироваться тщательной подготовкой, продумыванием разнообразных форм и методов работы, оттачиванием педагогической техники. При этом действия учителя становятся быстрыми и оперативными.
Учитель-меланхолик. Положительные черты: мягкость, отзывчивость, тактичность, глубина и стойкость чувств меланхолика. Отрицательные черты: очень впечатлительный, нерешительный, замкнутый, с повышенной тревожностью, невысокой трудоспособностью, быстрой утомляемостью, истощаемостью нервной системы, невысокой требовательностью, внушаемостью; требует особенно чуткого и осторожного отношения к себе, трудно переживает смену жизненного окружения, в новых условиях теряется. В поведении меланхолика проявляется недооценка своих возможностей, неуверенность в себе, в оценке педагогической деятельности, повышенная эмоциональная возбудимость, болезненная чувствительность к мелочам, постоянное чувство тревожности. Для него очень опасно перенапряжение умственной и эмоциональной деятельности, т.к. это приводит к истощению нервной системы, появлению неврозов, росту неудовлетворённости педагогической профессией.
Меланхолический темперамент в педагогической работе оценивается как возможный, но нежелательный. Меланхолику подходит четко продуманный режим, который предусматривает постепенный переход от одних условий жизни, способов действия к другим.
Учителям необходимо и очень важно знать особенности своего темперамента и учитывать их проявление в педагогической деятельности - опираться на положительные черты, использовать свои сильные стороны и сдерживать, тормозить отрицательные, преодолевать негативные стороны темперамента. Учитывая свой тип темперамента можно добиваться высоких результатов в учебной и воспитательной работе.