СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка "Теория решения изобретательских задач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка разработана с целью заинтересовать коллег применять технологию ТРИЗ и один из ее методов МФО (метод фокальных объектов), способствующий развитию речи и активизации мышления детей дошкольного возраста. Представлен алгоритм работы по ТРИЗ, приводятся дидактические игры, которые интересны детям и позволяют им нестандартно мыслить.

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Теория решения изобретательских задач"»

Суть МФО - перед нами, как в фокусе, заданный объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав 3-4 случайных объекта (игрушки, предметные картинки), подбираем слова, выделяем особенные свойства у случайных объектов. Затем мы «применяем» эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

Этапы работы с применением МФО технологии ТРИЗ:

На первом этапе (с 3 лет) – учим детей находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общего между цветком и деревом? Плакатом и дверью?

На втором этапе (с 4лет) – учим детей фантазировать, изобретать. Например, придумать новый стул, удобный и красивый.

На третьем этапе (с 5 лет) – учим решать сказочные задачи и придумывать новые сказки, стихи, небылицы с помощью приемов ТРИЗ.

На четвертом этапе (с 6лет) – дети применяют полученные знания и используют нестандартные, оригинальные решения проблем, учатся находить выход из любой ситуации.

Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям: «Я и природа», «Я и предметы», «Я и другие люди», «Я и Я».



10 заповедей развития творческой личности(А. Страунинг, Л.Курбатова):

1.Начинать развивать ребенка надо как можно раньше;

2.Безопасное окружение ребенка в психологическом плане, так как ребенок в силу неустойчивости психики может быть напуган новым, неизвестным;

3.Каждый день работы — поиск. Педагог не должен давать готовых ответов, раскрывать истину, ребенок должен ее находить сам. «Помоги мне это сделать самому» (М. Монтессори);

4.Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, явлении, веществе, событии (игра «Хорошо — плохо»). Постоянно создавать противоречия;

5.Учить разрешать противоречия. С помощью приемов и методов ТРИЗ, познакомить с ними детей;

6.Большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы;

7.Свобода должна быть разумная, а помощь — ненавязчивая;

8.Помочь ребенку справиться с разочарованиями, сомнениями, иногда с завышенной самооценкой (когда мое — самое лучшее), уважать чужие идеи, мнения;

9.Спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы не всегда можно ответить, иногда на это уйдет время;

10.Не давать отрицательных оценок (нет, неверно, неправильно)

Типичные качества творческой личности были сформированы

Г.С. Альтшуллером и его учеником

И.М. Верткиным:


  • наличие достойной цели;

  • наличие планов достижения цели;

  • высокая работоспособность;

  • умение решать творческие задачи;

  • умение продолжать работу, несмотря на трудности, неудачи.


Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ-педагогике является система творческих заданий, при этом важно учитывать дидактические принципы:

Свобода выбора — в любой деятельности нужно предоставлять ребенку право выбора; Открытость — развитие у ребенка умений работать с задачами, не имеющими одного правильного решения, находить разные способы этих решений; Деятельность — создать условия для освоения новых знаний или закрепления уже имеющихся, в адекватных для детей дошкольного возраста видах деятельности; Обратная связь — педагог контролирует, проверяет усвоение детьми знаний, умений, так как в новых творческих заданиях могут быть элементы предыдущих. Идеальность — творческие задания не требуют специального оборудования, а могут быть спонтанными, неожиданными.


Все, что ребенок аргументирует, — верно, это его точка зрения, и ее надо уважать.


Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Цель: научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду, развивать словарный запас за счет слов, характеризующих свойства и качества предметов.

Игровой материал: презентации или карточки с изображением предметов, явлений природы, времени года и др., таблица для фиксации ответов детей, цветные карандаши.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям описать предмет, явление природы, время года и др., выделяя положительные и отрицательные его характеристики, затем фиксируем в таблице, записывая или изображая символами.

Например: «Осень»

«Хорошо» - красиво, разноцветные листья, листопад, много фруктов, овощей, люди ходят в лес за грибами, ягодами.

«Плохо» - идет дождь, можно промочить одежду, обувь; прохладно, солнце светит, но не греет, птицы улетают на юг, грустно.



Дидактическая игра «Изобретатели»

Цель: Учить детей удерживать словесную инструкцию, совершенствуя исходный объект, находящийся в фокусе, присоединяя к нему свойства других предметов. Расширять словарный запас детей, замечая и обозначая свойства и признаки случайных объектов, изображать их знаково-символическими средствами, способствовать умению придумывать рифмы.

Игровой материал: фокальный объект, например, – торт - фотографии, слайды; предметные картинки (холодильник, блокнот, яблоко, бант, хомяк), для каждого ребенка: таблицы (5 строк, 4 столбца), цветные карандаши.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в изобретателей и изобрести новый торт. Для этого нужно выбрать карточку и подобрать к ней слова, они помогут нам изобрести новый торт. Чтобы слова запомнить, мы к ним придумаем символы и зарисуем в своих таблицах.

Например: предметная картинка – блокнот. Он какой? (маленький, бумажный, блестящий). Нам нужно выбрать одно слово, какое выберем? (блестящий) Теперь надо его зарисовать. Что мы нарисуем, чтобы обозначить слово блестящий? (можно нарисовать палочку, как будто это ручка, она блестящая или кружок - значок или пуговица). Что выбираем, палочку или кружочек? И так работаем со всеми картинками в подгруппе или в парах. А затем оформляем торт, используя свои карточки – схемы.



Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Северо-Енисейский детский сад №5»

Апрель 2017 год


ТРИЗ

ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ


Авторы: Генрих Саулович Альтшуллер, Чарльз Вайтинг,

Анна Михайловна Страунинг.

Главная цель ТРИЗ - формирование творческой личности, которая может успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи.

Использование элементов ТРИЗ в игровой совместной деятельности взрослого с детьми способствует:

- расширению словарного запаса;

- развитию связной речи (диалогической и монологической);

- коммуникативных навыков;

- интеллектуальному развитию (умение анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить),

- творческому развитию (умение фантазировать, находить оригинальные решения),

- личностному становлению (решать противоречия, находить выход из проблемных ситуаций).

МФО (метод фокальных объектов) один из методов ТРИЗ, способствующий развитию речи и активизации мышления детей дошкольного возраста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!