СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клуб мамина школа

Нажмите, чтобы узнать подробности

План проведения мероприятия:

1. Вступительное слово учителя логопеда «Особенности речевого развития детей младшего возраста»

2. Выступление педагога - организатора «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию».

3. Знакомство с результатами анкетирования родителей.

4. Обмен опытом родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»

5. Памятка для родителей «Факторы успешного речевого развития детей».

 

 

 

 

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя – логопеда «Особенности речевого развития детей младшего возраста»
  2. Выступление педагога – организатора «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию».

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям. Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа. Занятия с использованием ТРИЗ - технологий это импровизация, игра, мистификация. Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи. Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.

  1. Проводится анализ результатов анкетирования родителей «Речевое развитие детей» (приложение №1).
  2.  Выступление педагога организатора по познавательному направлению

В нашем детском саду очень широко и активно используются методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ-технологией.

 С некоторыми из них мы хотим вас познакомить и поиграть.

Игра "Теремок"

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.  Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок.  Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.  Ход игры: 1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог: - Тук, тук, кто в теремочке живет?  - Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?  - А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?  - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.  Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.  2-й вариант: то же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется - вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в "почетные". И так, пока все играющие примут участие в "ротации". 3-й вариант: Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости поочередно посещают каждый из теремков. Примечания: играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка, а вместо рисунков можно использовать окружающие бытовые предметы. Игра пройдет живее, если предварительно немного потренировать детей в назывании свойств различных предметов.

Игра «Один – много»

Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много»

Ход:

Ребята, сколько у меня расчесок? (одна). Чего в расческе много? (зубчиков)

Аналогично: -коробка, стол, книга, дерево, ковер, дом, клубок, цветок

Игра «Что умеет делать?»

Цель: учить выделять функцию объекта.

Ход:

Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него.

Педагог: - Ромашка.

Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить.

Педагог: - Занавеска.

Дети: - затемняет, пачкается, может стираться

 

Игра «На что похоже»

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

«Дидактический мяч»

Активно используем это пособие в младшем возрасте. С его помощью мы учим детей находить слова-антонимы. Например, для детей 5-ти лет мы предлагаем слово – существительное (прилагательное, глагол), а ребенок говорит противоположное по значению (грустить – радоваться, хороший – плохой, девочка – мальчик).

Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Вам надо дать им шуточные имена-дразнилки, не произнося настоящих названий картинок.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. (глаза)

Каталка, возилка, скакалка, ржалка и др. (лошадь)

Забивалка, ударялка, стучалка. (молоток)

Разгадав загадку, игрокам надо как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Во время игры можно поменяться ролями: дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны отгадать, о чем идет речь.

 

5. Подведение итога мероприятия. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!» Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах.

(предлагается памятка ««Факторы успешного речевого развития детей»)

Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые родители! Всем удачи и до скорых встреч!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Вам надо дать им шуточные имена-дразнилки, не произнося настоящих названий картинок.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. (глаза)

Каталка, возилка, скакалка, ржалка и др. (лошадь)

Забивалка, ударялка, стучалка. (молоток)

Разгадав загадку, игрокам надо как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Во время игры можно поменяться ролями: дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны отгадать, о чем идет речь.

  • Игра «Я еду в деревню»

На столе набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Ребенок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море и т.д.

  • Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках родителей стопка перевёрнутых карточек, на которых изображены картинки. Ребенок берет из этой стопки любую карточку, например с изображением лисы и придумывает какое-нибудь словосочетание (лиса хитрая). Картинка передвигается к следующему игроку, который дополняет ее определением и т.д. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право взять из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

  • Игра «Шкатулка со сказками»

На столе находится коробка с 8-10 любыми игрушками. Мама предлагает взять любую игрушку из коробки. Надо придумать, кем или чем будет этот предмет в сказке. После того, как первый играющий сказал несколько предложений, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончена, предметы собирают вместе и начинают придумывать новую историю. Важно, чтобы каждый раз получалась законченная история, а ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты деиствий с одним и тем же предметом.

  • Игра «Превращения»

Взрослый дает задание назвать то, во что может превратиться предмет без некоторых частей. Например: кружка без ручки (стакан), кепка без козырька (шапка), кувшин без горлышка и ручки (ваза), диван без спинки (кровать), стул без спинки (табурет), кресло без подлокотников (стул).

  • Игра «Исправь ошибку»

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая.» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная.» «Мел твердый, а сажа мягкая.»

Примерный речевой материал:

-Внучка маленькая, а бабушка старенькая.

-Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.

-Лиса хитрая, а Колобок желтый.

-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.

-Заяц серый, а петушок смелый.

-Лунтик добрый, а Вупсень зеленый.

-Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый.

-Дюймовочка легкая, а ласточка большая.

5. Подведение итогов мероприятия.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всём!».

        Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, а также дополняет её с получением большей эффективности в результатах.

6.Раздача памяток для родителей «Меню красивой речи», «Условия для успешного речевого развития детей»

Уважаемые родители! Надеемся, что информация, полученная сегодня, будет полезна в ваших начинаниях. Всем удачи и до скорых встреч!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

(Клуб «Мамина школа» тема: «Развиваем речь детей посредством ТРИЗ-игр»)

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Данное анкетирование проводится с целью определение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Это поможет нам в дальнейшем строить просвещение родителей с учётом Ваших замечаний, предложений и пожеланий. Отвечая на вопросы с несколькими вариантами ответа, Вы можете выбрать один из предложенных вариантов или указать свой. Пожалуйста, отвечайте на вопросы как можно более полно и правдиво.

Возраст ребёнка ____________________________________________________________ Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (родители, воспитатель, учитель - логопед) _________________________________________

  1. Обращаете ли Вы внимание на речь своего ребёнка? (Да, нет) _________________
  2. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка? (Да, нет)
  3. Как вы оцениваете речь вашего ребенка в целом? (Правильное отметьте)
  • Имеются незначительные нарушения речи
  • Ребенок владеет речью в соответствии с возрастом
  • Имеются серьезные нарушения речи
  1. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет)
  2. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? _______________________________________________________
  3. Посещаете ли Вы родительские собрания и др. мероприятия для родителей? _____________________________________________________________________
  4. Присутствуете ли Вы на детских праздниках? (Да, нет) _______________________
  5.  Хотели бы Вы познакомиться с приёмами работы по развитию речи ребенка? (Да, нет) _________________________________________________________________
  6. Читаете ли Вы своему ребенку? (Да, нет) __________________________________
  7. Какие игры для развития речи есть у вас дома? ____________________________
  8. Какие темы Вы хотели бы прослушать в следующей встречи? __________________________________________________________________________________________________________________________________________Благодарим за сотрудничеств

 

 

 

Приложение №2.

Факторы успешного речевого развития детей.

(памятка для родителей)

 

  • Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения, 
  • Создавать условия для общения с другими детьми, 
  • Речь взрослого – пример для подражания,
  •  Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи. 
  •  Совместные игры взрослого и ребёнка, 
  • Чтение художественной литературы, разучивание стихов, 
  • Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему», 
  • Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев, 
  •  Рассказывание стихов руками.

 

Просмотр содержимого документа
«Клуб мамина школа»

Клуб «Мамина школа»  тема: « Развиваем речь детей посредством  ТРИЗ-игр»

Клуб «Мамина школа» тема: « Развиваем речь детей посредством ТРИЗ-игр»

Игра «Один – много» Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много»

Игра «Один – много»

Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много»

Игра «Что умеет делать?» Цель: учить выделять функцию объекта.

Игра «Что умеет делать?»

Цель: учить выделять функцию объекта.

«На что похоже»

«На что похоже»

Игра «Теремок»

Игра «Теремок»

Игра «Дразнилка»

Игра «Дразнилка»

   Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!» Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах.  Спасибо за внимание! Творческих ВАМ успехов!

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!» Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах.

Спасибо за внимание!

Творческих ВАМ успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!