СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка учителю "Формирование ключевых компетенций учащихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка учителю "Формирование ключевых компетенций учащихся", разработанная к методическому заседанию учителей

Просмотр содержимого документа
«Памятка учителю "Формирование ключевых компетенций учащихся"»

МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска» Заседание МО учителей предметов политехнического цикла


Формирование ключевых компетенций учащихся


Компетенция – это определённая область (сфера) окружающей действительности или

Способность, умение (или потенциал) осуществлять действия в этой области или различных областях окружающей действительности на основе опыта, имеющихся знаний, постоянного самообразования называется компетентностью.

Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

Компетентности классифицируются:

  1. Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком).

  2. По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная)

  3. По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, в искусстве, культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в образовании, в медицине, в политике и т.д.).

  4. В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии).

  5. В отраслях общественного производства.

  6. По составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая).

  7. В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные).

  8. В областях по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста – стажёра, руководителя).

К ключевым компетентностям относятся:

  1. Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

  2. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

  3. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

  4. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

  5. Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

  6. Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.

  7. Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

  8. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А.В. Хуторскому) являются следующие:

  • Ценностно-смысловые

  • Общекультурные

  • Учебно-познавательные

  • Информационные

  • Коммуникативные

  • Социально-трудовые

  • Компетенции личностного самосовершенствования

 Учебные компетенции:

  1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.

  2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.

  3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.

  4. Извлекать пользу из образовательного опыта.

  5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование.

 Исследовательские компетенции:

  1. Получение и обработка информации.

  2. Обращение к различным источникам данных и их использование.

  3. Организация консультаций с экспертом.

  4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.

  5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.

 Социально - личностные компетенции:

  1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.

  2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.

  3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.

  4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

  5. Понимать произведения искусства и литературы.

  6. Вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.

  7. Справляться с неопределенностью и сложностью.

 Коммуникативные компетенции:

  1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

  2. Дискутировать и защищать свою точку зрения.

  3. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках.

  4. Выступать на публике.

  5. Самовыражать себя в литературном произведении.

  6. Читать графики, диаграммы и таблицы данных.

 Сотрудничество:

  1. Принимать решения.

  2. Устанавливать и поддерживать контакты, вести переговоры.

  3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.

  4. Сотрудничать и работать в команде.

 Организаторская деятельность:

  1. Организовывать свою работу.

  2. Принимать ответственность.

  3. Овладевать инструментом моделирования.

  4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.

  5. Вступать в проект.

 Личностно - адаптивные компетенции:

  1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.

  2. Придумывать новые решения.

  3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.

  4. Быть упорным и стойким перед трудностями.

  5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.


КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Компетенция

Сфера проявления компетенции

Виды деятельности в составе компетенции

Учебные предметы, где данная компетенция является ведущей

социальная

сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения, экология, здоровье)

способность брать на себя ответственность участвовать в совместном принятии решений

физкультура

история

обществознание

технология

экономика

экономическая география

экология

самостроительная

сфера социально - культурная

определение основных жизненных целей и способов их достижения. Активная адаптация к социокультурному окружению для достижения основных жизненных целей

история

обществознание

экономика

здоровьесберегающая

сфера здорового образа жизни

сформированность основных установок на ведение ЗОЖ. Четкое представление плана сохранения и развития собственного здоровья и здоровья окружающих

все предметы

ПДО

классный час

коммуникативная

сфера общения

владение устным и письменным общением

все предметы

ПДО

классный час


информационная

сфера информации

владение новыми технологиями, способность оценивать информацию

все предметы

ПДО

учебно-познавательная

сфера науки, искусства

способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями и навыками

физика

химия

география

математика

искусство

Компетенция профессионального самоопределения

сфера профориентации и допрофессионального образования

определение собственных интересов в профессиональной деятельности.   Ценностное отношение к труду и его результатам. Умение проектировать собственную жизненную программу, готовность к ее реализации

Все предметы

ПДО

классный час


Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

Его специфика состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем-то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

Целью предметно-ориентированного подхода является обучение знаниям, умениям, навыкам, которыми должен владеть выпускник. Такой подход оказался недостаточным, кроме ЗУНов выпускники должны быть готовы к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы, должен обладать определёнными умениями, способностями, а также качествами.

Личностные качества, подлежащие развитию:

  1. Когнитивные (познавательные) качества

  • умение чувствовать окружающий мир,

  • задавать вопросы,

  • отыскивать причины явлений,

  • обозначать своё понимание или непонимание вопроса.

  1. Креативные (творческие) качества

  • вдохновлённость,

  • фантазия,

  • гибкость ума,

  • чуткость к противоречиям,

  • раскованность мыслей,

  • чувство движений,

  • прогностичность,

  • критичность,

  • наличие своего мнения.

  1. Оргдеятельностные (методологические) качества

  • способность осознавать цели учебной деятельности и умение их прояснить,

  • умение поставить цель и организовать её достижение,

  • способность к творчеству,

  • рефлексивное мышление,

  • самоанализ,

  • самооценка.

  1. Коммуникативные качества,

  • связанные с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками;

  • умение отыскивать;

  • преобразовывать и передавать информацию;

  • выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (Интернет, электронная почта).

  1. Мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию, умение определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические качества личности, способность к толерантности, интеллект.

Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований:

1. Дидактические требования:

  • Чёткое формирование образовательных задач

  • Определение оптимального содержания урока

  • Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний

  • Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля

  • Реализация на уроке всех дидактических принципов.

2. Психологические требования:

  • Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения

  • Особенности самоорганизации учителя

  • Организация познавательной деятельности

  • Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений

  • Организованность учащихся

  • Учёт возрастных особенностей

3. Требования к технике проведения урока:

  • Урок должен быть эмоциональный

  • Темы и ритм урока должен быть оптимальным

  • Полный контакт учителя и учащихся.

  • Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.

  • Смена видов деятельности

  • Обеспечение активного учения каждого ученика.

4. Требования к гигиене урока:

  • Температурный режим

  • Проветривание

  • Освещение

  • Предупреждение утомления

  • Чередование видов деятельности

  • Физкультминутка

  • Правильная рабочая поза учащихся.

  • Соответствие роста школьной

  • мебели.

Формируются компетентности, если:

  1. Обучение носит деятельностный характер.

  2. Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера).

  3. Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели.

  4. Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО).

  5. Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы).

  6. Если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика. Ещё Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить”, а для этого он (хороший учитель) должен сам обладать педагогической компетентностью: т.е. быть – предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!