Развитие графического навыка и подготовка руки к письму
Рекомендации учителю
1.Нормализация мышечного тонуса
При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц.
Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, контрастные процедуры: холод-тепло, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими орехами, с тестом, в тесто хорошо добавлять гречку, крупную соль). Нужны релаксирующие упражнения.
При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать – разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).
Развитие двигательных функций руки (способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое).
2.Формирование графо-моторных навыков
Задача – добиться свободного движения кисти.
Цели:
Знакомить детей с видами и направлениями штриховки, шаблонами и трафаретами.
Закрепить понятие о том, что шаблон – это внешний контур предмета, а трафарет – это внутренний контур.
Полезно сочетать обводку трафаретов и шаблонов с различными видами штриховки.
А) не заходить за контур;
Б) не оставлять пробелов;
В) выполнять движение в одной плоскости.
Предлагается использовать различные виды копирования (через копирку, точкам и т.д.).
Цели:
Знакомить со структурой тетради (обложка, лист, страница, строка).
Учить копировать по точкам нарисованный педагогом образец.
Работа в тетради в мелкую клетку.
Работа в тетради в узкую линейку, где ребята учатся писать палочки,
кружочки, крючочки и т.д.
3.Нормализация оптико – пространственных ориентировок
1. Ориентировка в схеме собственного тела (правая и левая рука, нога и др.)
2.Ориентировка в помещении. Следует сформировать у детей понятие об ограниченности пространства (правая стена – это то, что ближе к правой руке; впереди – передо мной; позади – за моей спиной; верх – потолок над головой; низ – пол под ногами)
3. Ориентировка на плоскости.
Плоскостью на начальном этапе обучения является чистый белый лист нелинованной бумаги. Сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.
4. Ориентировка в клетке, т.к. клетка является маленькой копией листа. Предлагаем детям упражнения по рисованию графических узоров.
5. От ориентировки на клетке переходим к ориентировке на листе бумаги в линию. Полезно предлагать задания в жесткой определенной последовательности их выполнения, т.е. различать графические элементы, вписываем над строкой, в строке, под строкой.
6. Уточнение значений предлогов.
7.Работа над формированием буквенного гнозиза и зрительного образа букв.
Последовательность работы по этому направлению должна строиться следующим образом:
А) Развитие зрительного гнозиса (узнавание).
Б) Развитие зрительного анализа и синтеза.
В) Диференциация смешиваемых букв.
Учить находить контурное изображение предметов, недорисованные контуры изображаемых объектов, выделять контурные изображения, наложенные друг на друга, распределение предметов по величине, нахождение аналогичных предметов, дорисовывать незаконченные фигуры и симметричные изображения, находить различия в двух схожих картинках и т.д.
Для воплощения всех этих направлений требуется конкретная программа, которая бы строилась на следующих принципах:
и основной вид деятельности дошкольника – игра.
взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одно направление, необходима системная работа.
одних функций определяет и дополняет развитие других функций.
умений, которыми ребёнок владеет достаточно прочно
механизмы реализации функции.
который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.